воскресенье, 17 ноября 2013 г.

По дороге от идиотизма к экономике

По дороге от идиотизма к экономике
ЕЩЕ РАЗ ОБ АГРАРНОМ ИДИОТИЗМЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ или ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОДОСТАТОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
"Возьмите в руки дирижерскую палочку адекватной налоговой системы и управляйте экономикой как хорошо сыгранным оркестром" (А.О.)
Сначала живой пример.
Средней руки бизнес моего друга в Беларуси разрушен. Не смотря на то, что он занимался деревообработкой и металлоконструкциями, был импортозамещающим и мог в перспективе конкурировать продукцией в ближнем зарубежье.
Что ж его загубило? Конкуренция? Криминал? Ни то, ни другое. Его, во-первых, бесспорно, как и многих других, задавил кризис, но главный удар нанесла безмозглая, царствующая по всему миру, налоговая система, бьющая по площадям. Ей, системе, все равно, кто ты и что ты, хорош ты и нужен ли рынку с отечественными рыбой, мясом, печатными схемами и теплоустановками, или рубишь и вывозишь за рубеж лес вместо мебели, или просто завозишь в страну ту же мебель, которую можно сделать здесь и не тратить валютные сбережения на то, чего в стране нет, например, нефти и газа или бананов с киви.
Налоговые системы по всему миру бьют по площадям. Но, вернемся к налогам позже.
Давайте пока поговорим на аграрные темы.
Представьте себе, что проезжая по голландской или немецкой глубинке, вы видите, как на полях, на одной и той же меже растут помидоры, тыквы, салат, огурцы, арбузы и прочая с/х продукция. Удивитесь? Наверное даже остановитесь, и спросите фермера, не сошел ли он с ума, верно? Ну а когда узнаете, что он и урожай снимает одновременно со всех культур, каждое 10 октября, не взирая на погоду и спелость или гниль, то наверняка подумаете, что вы спите и видите кошмарный сон...
В самом деле, какому фермеру в трезвом уме и твердой памяти придет в голову творить такую, прошу прощения, фигню?
Еще больше уверенности в кашмаре вы получите, узнав, что фермер вместо кур рассадил в курятнике петухов и каждое утро сечет их розгами за то, что они не несутся...
Спросите ведущих мировых агрономов и экономистов, и каждый скажет, что это невозможный в жизни нонсенс и идиотизм. Ой ли? А я такой идиотизм наблюдают с рождения! Только не на фермерских грядках, а в абсолютно всех мировых экономиках.
Получается, сажать брюкву с помидорами одновременно на одной грядке нельзя, удобрять их одинаково и снимать одновременно урожай нельзя, а снимать налоговую стружку со всех субъектов хозяйствования одновременно и одинаково можно! Ну разве это не бесхозяйственный идиотизм?! Разве в таких условиях можно иметь нормальную экономику, тем более в период становления и глобального кризиса?!
Что делают некоторые правительства в лихую годину кризисов и рецессий? Иногда устраивают налоговые каникулы, или объявляют в какой-нибудь зоне режим наибольшего благоприятствования, объявляют район особой экономической зоной и т.д., а в лучшем случае делают дифференцированную налоговую шкалу. То есть пытаются, лишь пытаются отсадить с общей грядки какой-нибудь злак или овощ, и тоже не глядя, кто из них уже сгнил, а кого опасно выдергивать из-за слабости, и кто нуждается в бережном отношении и дополнительной подкормке удобрениями...
В рамках этой статьи я не намерен подробно останавливаться на принципах формирования национальных экономик, особенно в условиях кризисов и мировых потрясений, но некоторые положения все же приведу:
- национальная экономика должна стремиться к независимости и самодостаточности. Ибо глобализация как никогда ранее запустила потрясающий по своим масштабам неоколониальный процесс, вооружившись беспрецедентным до этого оружием в виде Совбеза ООН, МВФ, ВТО, НАТО и прочей чертовщиной. Благодаря им они вкалывают мировому сообществу наркотическую инъекцию "безвозмездной" демо-помощи и/или дешевых кредитов в виде долларов, начиная с плана Маршалла по восстановлению послевоенной Европы, потом не менее "безвозмездное" вовлечение его в свой долларовый демо-рынок с безвозмездным же изъятием продуктов чужого труда в обмен на демо-доллар, и, наконец, наказание неугодных и вовлечение в карусель несогласных посредством демо-провокаций, демо-революций и демо-бомбежек...
Вы думаете, демо- это демократический? И да и нет: в нашем случае демо- это демонический, что в общем-то - одно и то же!
- только самодостаточность, то есть независимость внутреннего рынка от внешнего способна сохранять стабильность государства в столь сложный период глобальных экономических кризисов и катастроф. Это значит, что экономика ОБЯЗАНА быть плановой и одним из ее главных инструментов должна стать хорошо отлаженная СТАТИСТИКА, способная в оперативном режиме реального времени отслеживать количественно и качественно весь спектр товаров и услуг внутреннего рынка, а также проводить анализ их востребованности.
Достичь соответствия между статистически необходимыми рынку товарами и услугами, произведенными ЭТИМ рынком и их импортным неизбежным довеском (увы, не растет в России хлебное дерево) можно двумя способами:
а) по-советски, то есть командно-административно с Госпланом, Госснабом и прочим госом, а можно
б) по-новому, по-моему: взяв в руки великолепную "дирижерскую палочку" самодостаточной экономики - автоматизированную систему дифференцированного налогообложения, когда КАЖДЫЙ субъект хозяйствования попадает под пристальный контроль системы.
Вы спросите: "А разве такое возможно, автоматизировано в любой момент времени столь точно оценивать любое предприятие?"
Отчего же нет?
Любой субъект хозяйствования и так регулярно передает налоговым органам такое количество нужной и ненужной информации, что вооружившись адекватными, профессиональными алгоритмами оценки, учитывающими поквартальное изменение оборота, прибыли, себестоимости продукции и ряда других экономических показателей предприятия, можно ежеквартально оценивать его и, в соответствии с текущими требованиями статистического анализа рынка, принимать персональное решение об установке его текущей на следующий квартал налоговых базе и ставке. Они будут зависеть от:
- к какой группе данный субъект относится (стратегической ли, высоколиквидной ли, импортозамещающей ли и пр.);
- какова его финансовая стабильность;
- на какой стадии становления находится;
- нужна ли ему помощь кредитом из банка Развития;
- начал ли он погашать кредит;
- и т.д.
Теперь приведу более подробно, но без схем и алгоритмов (все-таки это мой NO HOW), проект реализации данной программы.
1. Общие положения
Вниманию профессионалов предлагается проект создания самодостаточной экономики, первой фазой которой должна стать антикризисная программа. Мы понимаем, насколько это сложная задача, и предлагаем поэтому проект её первого приближения.
1.1. Она представлена в виде алгоритмической программной схемы, которая затем должна быть преобразована в компьютерную программную систему, способную в интерактивном и оперативном режиме давать для Центра Управления этой программой необходимую информацию для принятия "реактивных решений".
1.2. Главной особенностью программы является изменение налоговой политики таким образом, чтобы она стала дифференцированной не только для различных областей производства и услуг, но и для каждого конкретного субъекта хозяйствования Республики в рамках квартального анализа его прибыли и оборота в соответствии со статическим анализом рынка на момент анализа.
Основой анализа является соотношение цены товара/услуги к индексу роста заработной платы. Его изменение в условиях роста или снижения оборота и прибыли в течение квартала и будет являться основанием для увеличения/снижения/оставления без изменения налоговых отчислений, возможных /налоговых каникул и возврата кредитов из Фонда Развития.
1.3. Анализ, по нашей схеме, проводится один раз в квартал, и, как следствие, Центр Управления, созданный в рамках Совета Министров, принимает решение о передаче Совету Министров и Президенту страны рекомендаций на издание постановлений и/или указов по корректировке налоговых баз и ставок для тех предприятий, анализ которых показал такую необходимость.
1.4. Одной из основ программы является создание Фонда/Банка Развития, который в совокупности с Национальным Банком Республики станет источником финансирования высоко ликвидных, социально значимых производств, которые будут основой создания самодостаточной экономики и поддержания положительного внешнеторгового баланса в рамках, необходимых для закупок тех товаров и услуг, которые в силу объективных причин не могут быть произведены внутри страны.
Сначала этот фонд формируется правительством. Из него производится финансирование промышленного высоколиквидного и социально значимого сектора экономики (частного и государственного), затем, в зависимости от итогов поквартального анализа каждого предприятия в отдельности и всей отрасли в целом, увеличиваются или уменьшаются налоговые отчисления в бюджет и кредитные (заёмные) отчисления в Фонд Развития.
Таким образом, вместо рискованного накопления, так называемых, стабфондов, приносящих очень спорные дивиденды в условиях колеблющихся валют, создаётся замкнутая система государственного самофинансирования рыночной экономики, приводящее одновременно:
- к развитию промышленности и, следовательно, к замещению импортных товаров и услуг национальными аналогами;
- к накоплению золотых или иных высоколиквидных запасов, обеспечивающих закупку тех товаров и услуг, которые не могут быть произведены внутри страны, при том, что его "излишки" всегда могут и будут являться источником для перепрофилирования и поддержки тех предприятий, чья продукция в силу объективных причин более не реализуется на внутреннем и внешнем рынке;
1.5. В рамках Совета Министров создаётся специальный Информационный Центр (ИЦ) , в рамках которого и будет функционировать компьютерная программа. В этом Центре должна быть создана база данных отраслей промышленности с файлами-таблицами всех предприятий, в которые должны войти следующие данные по предыдущему и текущему кварталам:
Прибыль, оборот, производительность труда, рентабельность (отношение прибыли к затратам), соотношение отечественных и импортных комплектующих и смежников в выпускаемой продукции, её себестоимость, факт получения кредита из Фона Развития и, если да, то рассчиталось ли оно. Там же должны присутствовать предельные значения прибыли, оборота, сроков выплаты кредита, нарушение которых приводит к изменению налоговой политики по отношению к данному предприятию, а, может быть, и применение к нему определённых санкций, вплоть до проведения процедуры банкротства.
1.6. Аналогичная таблица составляется по отрасли целиком с усреднёнными показателями прибыли, оборота, рентабельности, доли импортных составляющих в производимой продукции, себестоимости, производительности труда.
По результатам анализа, в случае увеличения объёма производства импортозамещающих товаров/услуг, ИЦ рекомендует законодательным органам наложить различные виды таможенных ограничений на импортные аналоги с целью их сокращения на количество увеличенных отечественных товаров/услуг.
2. Особо следует отметить отношение государства к фондовым биржам.
В условиях, когда стало понятно, что мировой экономический кризис вызван спекулятивной биржевой капитализацией мировых корпораций, и, связанным с этим, их спекулятивным кредитованием, значительно превышающим стоимость их основных ликвидных активов, приведшей к их фактическому банкротству, мы считаем необходимым предложить государству ограничить участие акционерных обществ в биржевых торгах.
3. Приложение.
В нем предлагается общая функциональная схема взаимодействия субъектов программы, общая схема анализа предприятия и четыре возможных варианта различных соотношений прибыли и оборота предприятия:
P < 0 и V > 0
P < 0 и V < 0
P > 0 и V > 0
P > 0 и V < 0,
из которых в качестве примера будет рассмотрен только первый вариант.
Конечно, можно было рассматривать и проводить анализ предприятий и отраслей на основе других логических схем, например, на рентабельности. И это можно, да наверное, и нужно сделать для параллельного анализа.
По указанным выше причинам схемы здесь не приводятся.
4. Субъекты программы.
Субъектами данной программы являются следующие юридические лица и частные предприниматели:
1. Центр Управления (ЦУ).
Данная структура создаётся в рамках Совета Министров и состоит из специалистов различных направлений, включая финансистов, юристов, налоговиков, экономистов, технологов и др.
Специалисты из ЦУ, имея абсолютный доступ к ИЦ и используя компьютерный анализ предприятий и отраслей, формируют указы и постановления президента и правительства по мобильной (реактивной) модификации их (предприятий) налогового режима, рефинансирования существующих и финансирования вновь создаваемых предприятий высоколиквидного и социального значимых предприятий.
2. Законодательные органы (ЗО).
Это:
1. Президент
2. Парламент
3. Национальный Банк, обеспечивающий кредитование из Фонда.
3. Совет Министров, включая
4. Государственный Таможенный Комитет (ГТК).
5. Министерство по налогам и сборам (МНС).
3. Информационный Центр (ИЦ).
Как уже было указано, эта, чисто информационная структура, призвана собирать, систематизировать и обеспечивать ЦУ всей необходимой для анализа информацией о текущем состоянии предприятий и отраслей.
4. Субъекты хозяйствования, которых мы классифицируем по профильности производимой продукции, спектру торгуемыми товарами и оказываемыми услугами.
Главными из них мы считаем те, коммерческий интерес которых связан с высоколиквидными товарами и услугами, включая социально-значимые, с особым вниманием к тем, которые связаны с импортом и экспортом. Мы считаем это очень важным, так стремление к бесконечно высокому положительному внешнеторговому балансу - есть угроза национальной экономике в условиях экономических и финансовых кризисов.
Примерная схема этих субъектов программы также не представлена.
Затем проводится анализ всех остальных предприятий отрасли, и, если выясняется, что отрасль не справляется с растущим спросом, или отрасли по рассматриваемому спектру товаров/услуг пока не существует, ЦУ рекомендует правительству создать предприятие или условия для его создания из Фонда Развития.
5. Общая схема анализа предприятия.
Система рассматривает схемы более глубокого анализа предприятия в зависимости от различных соотношений роста или уменьшения прибыли и оборота. Всего возможны 4 варианта (Р-прибыль, V-оборот), первый из которых при P <0 и V >0.
То есть рассматривается ситуация, когда прибыль предприятия падает, а оборот растёт (то есть спрос не удовлетворён). Основой анализа является оценка неравенства изменения соотношения цены товара/услуги в течение квартала.
6. Дополнительные условия
Еще раз хочется отметить настоятельнейшую необходимость отказа от участия во внешних спекулятивных биржевых игрищах. Крупные хозяйственные корпорации и холдинги НЕ ДОЛЖНЫ размещать свои IPO на внешних спекулятивных биржевых рынках, ибо, повышая там спекулятивную капитализацию, они подвергаются риску рейдерских захватов при биржевых обвалах, что и пытались сделать западные инвесторы с тем же Русалом в 2008-м, когда стратегическую компанию России (России???...) пришлось спасать за счет стабфонда...
Считаем также необходимым разработать строгую методику расчета зависимости денежной массы от общей товарной массы страны с ее конвертацией не по закону единой цены, а в соответствии с формулами Фишера-Пэша, учитывающими ВВП. Это позволит в будущем научно вернуться к неизбежному золото-валютному стандарту финансовой оценки национальной валюты (хотя термин "валюта" здесь юридически неприменим).
Заключение
Естественно, мне хотелось применить данную программу в рамках небольшой и желательно кризисной экономики. Беларусь подходит для этого как нельзя лучше.
Она была передана в министерство экономики, и в итоге я получил письмо от министра Тура, в котором он, лестно отозвавшись о программе, отказался участвовать в ее реализации, ссылаясь на то, что подобного опыта в мире нет...
.... Представляю, какое количество гос-служащих экономистов/бухгалтеров/налоговиков потеряет работу с появлением такой системы...
Браво, не дай Бог, Эдисон предложил бы свою лампочку министру Туру... до сих пор сидели бы при лучинах, которые держали бы в руках предки сегодняшних бухгалтеров...
Александр Орловский

Комментариев нет:

Отправить комментарий