OSTKRAFT
Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу побывал с визитом в США. Он провел переговоры с госсекретарем США Джоном Керри и министром обороны США Чаком Хейгелом. Главная особенность этого визита в том, он состоялся накануне встречи в России премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Владимиром Путиным в Москве. Это дает основания предполагать, что Анкара согласовывала с Вашингтоном некоторые темы предстоящих российских переговоров.
В первую очередь, конечно, речь шла о проблемах сирийского урегулирования, вопросах иранского ядерного досье и двусторонних связях. Турция является активным участником осуществляемой сейчас «домашней работы» по Сирии, но в силу ее односторонней ориентации на оппозицию, она утеряла ведущую роль в этом процессе и сейчас вынуждена идти в фарватере кооперации Вашингтон-Москва.
По факту Турция, претендующая на особую роль в международной политике, теряет свое влияние, прежде всего, на Ближнем Востоке. В результате допущенных ошибок провального характера в своей внешней политике, Анкара не смогла воспользоваться ситуацией, когда США, да и Россия были больше заняты своими внутренними проблемами, оказалась неспособной разыграть в своих интересах «карту» так называемой «арабской весны». Особенно очевидно это проявилось в Сирии. После того, как сирийская оппозиция объявила о создании на территории Турции так называемого «временного правительства» Сирии, сирийские курды вышли из коалиции и объявили о создании своего автономного правительства, что актуализирует проблему состава участников «Женева-2». Накануне глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что «Москва и Вашингтон условились делать все, чтобы созвать до конца этого года конференцию «Женева-2» до конца этого года». Ранее сроки созыва этой конференции назывались - конец ноября. Это- первое.
Организация по запрещению химического оружия разработала план по уничтожению 1 тыс. 300 тонн сирийского арсенала химического оружия вне Сирии. Однако, по словам госсекретаря США Керри, «на данный момент нерешенным остается вопрос с поиском страны, готовой на проведение рискованной операции по уничтожению химического оружия на своей территории». Учитывая специфику ситуации, связанной с проблемой транспортировки этого оружия для уничтожения, было бы лучшим вариантом сделать это на территории Турции. Не исключено, что Вашингтон будет продавливать именно такой сценарий, поскольку в Турции у него есть реальная возможность удержать ситуацию под своим контролем. Но пока Турция, посвятившая так много политических усилий запугиванием международного сообщества сирийским химических оружием, поддерживавшая сирийскую террористическую оппозицию, на деле применявшую такое оружие в Сирии, ни слова не сказавшую об ответственности Анкары за прежнее хорошо известное использование химоружия, - одним словом, пока Турция, лицемерно поднявшая тему химоружия, наряду с некоторыми другими странами, отказывается от утилизации на своей территории сирийского химического арсенала. Не исключено, что она изменит свое решение.
Кстати, неслучайно в ходе переговоров с Давутоглу министр обороны США Чак Хейгел сообщил, что США оставят два ракетных комплекса Patriot, на территории Турции еще на один год в рамках структуры противовоздушной обороны этой страны. Ясно, что Patriot-ами проблему Сирии не решить. Изначально их размещение на территории Турции предназначалось для упреждения возможного ракетного удара со стороны Ирана. Но учитывая, что США и Запад ступили на путь нормализации отношений с Тегераном, «Patriot» в Турции приобретают символическое значение, демонстрирующие союзнические отношения НАТО с Турцией. Да и сам Давутоглу на совместной пресс-конференции с Керри подтвердил, что Турция «поддержит... усилия на переговорах «шестерки» с Ираном».
В целом же после визита Давутоглу в Вашингтон складывается устойчивое ощущение, что турецкую дипломатию попросили о следующем: если у ней нет новой инициативы по сирийскому урегулированию, то она должна либо содействовать созыву «Женевы-2» , либо просто не мешать этому процессу, рассчитывая, что во взаимоотношениях между Вашингтоном и Москвой – возникнет и для Анкары какой-нибудь сопутствующий профит, например , в области отношений с Арменией. С «великими региональными державами», как ещё недавно позиционировала себя Турция, так не поступают. И «великие региональные державы» так себя не ведут.
В первую очередь, конечно, речь шла о проблемах сирийского урегулирования, вопросах иранского ядерного досье и двусторонних связях. Турция является активным участником осуществляемой сейчас «домашней работы» по Сирии, но в силу ее односторонней ориентации на оппозицию, она утеряла ведущую роль в этом процессе и сейчас вынуждена идти в фарватере кооперации Вашингтон-Москва.
По факту Турция, претендующая на особую роль в международной политике, теряет свое влияние, прежде всего, на Ближнем Востоке. В результате допущенных ошибок провального характера в своей внешней политике, Анкара не смогла воспользоваться ситуацией, когда США, да и Россия были больше заняты своими внутренними проблемами, оказалась неспособной разыграть в своих интересах «карту» так называемой «арабской весны». Особенно очевидно это проявилось в Сирии. После того, как сирийская оппозиция объявила о создании на территории Турции так называемого «временного правительства» Сирии, сирийские курды вышли из коалиции и объявили о создании своего автономного правительства, что актуализирует проблему состава участников «Женева-2». Накануне глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что «Москва и Вашингтон условились делать все, чтобы созвать до конца этого года конференцию «Женева-2» до конца этого года». Ранее сроки созыва этой конференции назывались - конец ноября. Это- первое.
Организация по запрещению химического оружия разработала план по уничтожению 1 тыс. 300 тонн сирийского арсенала химического оружия вне Сирии. Однако, по словам госсекретаря США Керри, «на данный момент нерешенным остается вопрос с поиском страны, готовой на проведение рискованной операции по уничтожению химического оружия на своей территории». Учитывая специфику ситуации, связанной с проблемой транспортировки этого оружия для уничтожения, было бы лучшим вариантом сделать это на территории Турции. Не исключено, что Вашингтон будет продавливать именно такой сценарий, поскольку в Турции у него есть реальная возможность удержать ситуацию под своим контролем. Но пока Турция, посвятившая так много политических усилий запугиванием международного сообщества сирийским химических оружием, поддерживавшая сирийскую террористическую оппозицию, на деле применявшую такое оружие в Сирии, ни слова не сказавшую об ответственности Анкары за прежнее хорошо известное использование химоружия, - одним словом, пока Турция, лицемерно поднявшая тему химоружия, наряду с некоторыми другими странами, отказывается от утилизации на своей территории сирийского химического арсенала. Не исключено, что она изменит свое решение.
Кстати, неслучайно в ходе переговоров с Давутоглу министр обороны США Чак Хейгел сообщил, что США оставят два ракетных комплекса Patriot, на территории Турции еще на один год в рамках структуры противовоздушной обороны этой страны. Ясно, что Patriot-ами проблему Сирии не решить. Изначально их размещение на территории Турции предназначалось для упреждения возможного ракетного удара со стороны Ирана. Но учитывая, что США и Запад ступили на путь нормализации отношений с Тегераном, «Patriot» в Турции приобретают символическое значение, демонстрирующие союзнические отношения НАТО с Турцией. Да и сам Давутоглу на совместной пресс-конференции с Керри подтвердил, что Турция «поддержит... усилия на переговорах «шестерки» с Ираном».
В целом же после визита Давутоглу в Вашингтон складывается устойчивое ощущение, что турецкую дипломатию попросили о следующем: если у ней нет новой инициативы по сирийскому урегулированию, то она должна либо содействовать созыву «Женевы-2» , либо просто не мешать этому процессу, рассчитывая, что во взаимоотношениях между Вашингтоном и Москвой – возникнет и для Анкары какой-нибудь сопутствующий профит, например , в области отношений с Арменией. С «великими региональными державами», как ещё недавно позиционировала себя Турция, так не поступают. И «великие региональные державы» так себя не ведут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий