Перечитайте сказочку Салтыкова-Щедрина "Либерал". Как и советские интеллигенты, щедринский Либерал был увлечен благородными, высокими идеями и, в особенности, идеей свободы. А дальше с Либералом стали происходить такие вот вещи. Сведущие люди сказали ему, что-де нельзя действовать напролом. Надо действовать по возможности. Стал Либерал действовать по возможности, но сведущим людям его действия снова показались чересчур смелыми.
Нет, так нельзя, говорили они Либералу. Не надо хвататься сразу за всё, нужно действовать по принципу хоть что-нибудь. Либерал внял благоразумным речам сведущих людей. Но на душе у него кошки скребли. Как же так, говорил он, ведь этим я предаю свои идеалы. Ах, как мне стыдно, как стыдно! А ему говорили: а ты постыдись немного, подумаешь, стыд не дым. Но и на второй ступеньке Либерал не удержался. И думает он, в чем тут причина? А сведущие люди ему и объяснили. (Цитирую диалог):
Нет, так нельзя, говорили они Либералу. Не надо хвататься сразу за всё, нужно действовать по принципу хоть что-нибудь. Либерал внял благоразумным речам сведущих людей. Но на душе у него кошки скребли. Как же так, говорил он, ведь этим я предаю свои идеалы. Ах, как мне стыдно, как стыдно! А ему говорили: а ты постыдись немного, подумаешь, стыд не дым. Но и на второй ступеньке Либерал не удержался. И думает он, в чем тут причина? А сведущие люди ему и объяснили. (Цитирую диалог):
- Та самая причина и есть, что загребаешь ты чересчур широко. А народ у нас между тем слабый, расподлеющий. Ты к нему с добром, а он норовит тебя же в ложке утопить. Большую надо сноровку иметь, чтобы с этим народом в чистоте себя сохранить!
- Помилуйте! Что уж теперь о чистоте говорить! С каким я запасом-то в путь вышел, а кончил тем, что весь его по дороге растерял. Сперва "по возможности" действовал, потом на "хоть что-нибудь" съехал - неужто можно и дальше под гору идти?
- Разумеется, можно. Не хочешь ли, например, "применительно к подлости"?
Ах, гениальный наш Салтыков-Щедрин, дорогой Вы наш Михаил Евграфович! Посмотрели бы Вы на нынешних либералов, которые все сплошь вышли из интеллигентной среды. Вы бы ужаснулись! Ваш-то Либерал просто ангел по сравнению с нынешними. Ваш-то либерал прошел длинный путь до окончательной подлости. Он соскальзывал к подлости со ступеньки на ступеньку. К тому же, при каждом соскальзывании на низшую ступеньку он испытывал какой-то стыд, какие-то угрызения совести, осознавая, что этим самым он предает свои высокие идеалы.
А нынешние либералы, бывшие интеллигенты - ни минуты не мучились от своего предательства. Они не только не сожалели о своих утраченных идеалах, но и добровольно выбросили их на помойку. Они миновали все перечисленные Вами ступеньки и с самого начала стали действовать "применительно к подлости". Вы вот, Михаил Евграфович, сочинили сказочку про того либерала, а я сейчас расскажу не сказочку, а реальную историю про одного нашего такого вот шустрого либерала. И даже назову его подлинное имя.
Это всем известный писатель Эдуард Успенский. Как, тот самый, который сочинил чудесные сказки про Крокодила Гену и Чебурашку, про Кота Матроскина и Дядю Федю? Тот самый, по чьим сказкам были созданы чудесные мультфильмы? Да, именно тот самый. А уж писатель-то, да еще такой популярный, да еще всеми любимый, это, конечно же, интеллигент, не так ли? Так-то оно так, если не знать, в какое "г" превратился сей интеллигент. Я напомню о трех его ступеньках. Впрочем, это даже не ступеньки, а шаги. Все же ступеньки - это или подъем вверх, или спуск вниз. А Успенский сразу же ступил на либеральную дорожку. И, в отличие от щедринского Либерала, он не стал цепляться за свои прежние, то бишь, советские идеалы. Он с первого же шага стал активно действовать применительно к подлости.
Уже первый его шаг был не "по возможности", а сразу же "применительно к подлости". 1992 год. Только-только произошла контрреволюция. У власти встал преступник Ельцин. И как же повели себя интеллигенты? Они поддержали этого преступника!! Разве образованные люди не видели, что Ельцин преступник, что он разрушил великий СССР, и продолжает разрушать Россию? Видели, конечно. Видели и интеллигенты-ученые, и интеллигенты - писатели. Ну, об ученых я сейчас распространяться не стану, о них прекрасно написал Юрий Мухин. Цитирую:
- Я ничего не писал о реформе РАН, и меня за это упрекали. Но посмотрите, кто этой реформой занимался. Путин и Медведев - кандидаты наук, С. Нарышкин, Г. Зюганов, В. Жириновский - доктора наук, С. Миронов - почетный доктор и профессор 18 российских университетов. О прочей мелочевке и говорить не приходится - все ученые! Ни одного умного - одни ученые! И ни разу РАН, активно участвовавшая в уничтожении СССР, не протестовала против того, что эти типы у власти "тоже ученые". С этими учеными "из органов" РАН всегда была согласна - это ее братья по уму, совести и чести. А теперь это наукообразное кодло у власти и в РАН опять "бабло" не поделило, ну и зачем в их разборки соваться? Поэтому, если и писать о науке, то писать надо об ее интеллектуальной нищете, а не о материальной.
Сто раз прав Мухин: образованность и разные ученые степени не исключают интеллектуальной нищеты. Я бы только добавила: не исключают и нравственной нищеты.
Но от ученых, этих обделавшихся бывших интеллигентов, вернемся к нашему писателю - интеллигенту по профессии Эдуарду Успенскому. Так вот, о первом его "подвиге", о первом шаге. Первый его подвиг состоялся в журнале "Огонек". Журнал "Огонёк" в годы уничтожения СССР, стараниями Коротича, из любимого советскими людьми журнала был успешно превращен в орган контрреволюции. Ур-ра, свобода! Только вот свободу Коротич трактовал как распущенность: сразу же на страницах "Огонька" появились все западные прелести - порнография, похабщина, насаждение культа богатства. И - бесконечное враньё. И, конечно же, мутным потоком полилась ложь на всю советскую эпоху. А властями ценились тогда лишь те "интеллигенты", которые вдохновенно лгали на советское прошлое. Например, Волкогонов, Яковлев, Солженицын.
Вот в числе лжецов выступил и Эдуард Успенский. В "Огоньке" № 42-43 за 1992 год появилась статейка Успенского "Гвоздильня". Названо так потому, что автор издевается над словами поэта Тихонова, сказанными им о большевиках - "Гвозди б делать из таких людей". И вот с чего начал свою статейку Успенский. Цитирую:
- Когда одному датскому журналисту пропели слова "нам Сталин дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор", он просто не мог в это поверить. Как это так - вместо сердца мотор? Это же бред!
А мы в свое время и не подозревали, что это бред, пели и радовались. А в самом-то деле бред.
Ну, каково? В это враньё еще могут поверить молодые. Но люди среднего и пожилого возраста прекрасно помнят, что мы никогда этого бреда не пели! Кстати сказать, советские люди вообще любили петь. Да и было что петь: песни советских композиторов, особенно из популярных кинофильмов, пелись и на собраниях, и на демонстрациях, и на домашних праздниках. Сейчас народ не поёт: петь-то нечего. Остались кое-какие крохи с советских времен. В деревнях поют "Шумел камыш" или все те же полюбившиеся песни из кинофильмов, вроде "Ой, цветет калина". В городах или вообще не поют, или на днях рождения, вместе с детишками, пропищат "К сожаленью, день рожденья только раз в году".
Ну, а как же мы пели ту песню на самом деле? Это был Марш авиаторов, в котором есть слова "Нам разум дал стальные руки крылья, а вместо сердца - пламенный мотор". Понимаете, не Сталин, а разум! Речь шла о самолетах. Именно разум человеческий создал это чудо - самолет. И что, писатель, образованный человек никогда не слышал этой песни, не пел ее? Ни за что не поверю! Лично я буквально выросла в пионерлагерях, так Марш авиаторов был одной из любимых наших песен. Но даже если допустить маловероятное, что Успенский подзабыл текст песни, так ведь можно и посмотреть в песеннике. Ну, в крайнем случае, в солидном журнале обязательно был отдел проверки. Я много печаталась в советских газетах и журналах. Помню, как каждую цитату, откуда бы она ни была, проверяли-перепроверяли. А тут спокойно публикуют искаженную цитату, и хоть бы хны. Нет, это была вполне умышленная, вполне зхапланированная ложь!
Второй "подвиг" Успенского.
По-видимому, за ту лживую статейку Успенскому хорошо заплатили, и он вошел во вкус. Проникся, так сказать, новой идеологией " деньги - это наше всё". Но, гонорар, даже большой, - это все же не те деньги, которые теперь гуляли по стране и оседали в карманах новых богачей. А ведь деньги имеют то свойство, что они всегда стремятся к увеличению. Об этом писали еще домарксовы экономисты. И вот наш писатель, прогуляв срамной гонорар, стал искать способ, где бы еще добыть денег. А тут узнал, что одна молочная фирма присвоила себе название "Простоквашино". Эврика, воскликнул писатель, надо с них содрать деньжат, это же мой бренд! Но фирма отказалась платить ту запредельную сумму, что запросил писатель, и тогда Успенский отобрал у них право на свой бренд и продал его другой фирме. Фирма-то не прогадала: баночки со сметаной, бутылки с молоком и кефиром, украшенные симпатичной мордашкой Кота Матроскина, узнаются издалека.
О третьем подвиге надо рассказывать тогда, когда хотите кого-то рассмешить. Это что-то вроде анекдота. Успенский думал-думал, где бы еще пару миллиончиков отхватить. Ну, не предлагать же фирмам купить у него бренд "Крокодил Гена". Зачем напоминать людям а своих советских грехах: ведь Крокодил Гена вместе с Чебурашкой мечтали вступить в пионерский отряд. Какой ужас! Какой позор для современного либерала! В общем, думал - думал писатель и, наконец, придумал. Подал в суд на свою бывшую жену, чтобы она заплатила ему два миллиона. Как вы думаете, за что? А за то, что он, когда был ее мужем, слишком хорошо ее кормил! Да-да, так вот и посчитал, что она за годы их супружества наела на два миллиона. И это ведь не сплетня, об этом было и газетах и даже в Яндексе.
Как там у Гоголя: и до какой низости, до какой гадости мог снизойти человек? Ну, а я скажу еще более определенно: обговнялся бывший интеллигент! И пусть редакция Форума не обвиняет меня в употреблении не очень литературного слова: ведь если поискать другое слово, то это будет уж точно трехэтажный мат. Вот так же обговнялись и многие другие бывшие советские интеллигенты. Возьмите любую фамилию из того позорного списка подписантов, требующих от Ельцина "раздавить гадину". Да-да, письмо это имело своим скрытым девизом "Раздавите гадину!". И ведь какие имена украсили этот список! Борис Васильев - "А зори здесь тихие". Как теперь смотреть фильм о советских девушках, героически погибших за советскую Родину? Александр Гельман - "Заседание парткома". Как теперь воспринимать пьесу о мудром руководстве парторга, если он тоже у этих подписантов проходит по списку "гадин"? Булат Окуджава - "Лёнька Королев". Как теперь воспринимать того храброго парнишку, который с первых же залпов войны отправился защищать Советскую Родину? Он что, тоже "гадина"? Впрочем, Окуджава недолго оставался воспевателем милого и уютного советского быта, он быстро скатился в антисоветчину. Но вот Роберт Рождественский, как говорится, насквозь советский поэт, вспомнить хотя бы его реквием по погибшим советским солдатам! Он-то с какого перепугу влез в эту вонючую компанию?
И ведь не осознают эти обкакавшиеся интеллигенты, что они обгадили не только самих себя, - это, в конце концов, их личное дело. Они обгадили свое творчество. Вот уж это подлость, так подлость! Ведь книги талантливого писателя начинают свою жизнь уже вроде как бы и независимо от автора. И книги эти являются уже частью культурного достояния общества. Печальная и позорная история: в уничтожении культуры участвуют не только такие люди-дикари, как российские правители и осатаневшие от жадности олигархи, но и сами творцы культуры.
Наталья Морозова
Комментариев нет:
Отправить комментарий