вторник, 29 октября 2013 г.

Украина купила билет пассажиров третьего класса на Титаник. Часть первая

 Владислав Жуковский


Насколько можно судить, правящими властями в Украине принято окончательное решение на уничтожение остатков несырьевой наукоёмкой промышленности и обрабатывающих производств – в сентябре был согласован проект Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза, а также достигнуто согласие по вопросу создания зоны свободной торговли

Совершенно очевидно, что политическое руководство Украины изо всех сил форсирует процесс интеграции с ЕС – Киев бежит с распростёртыми объятиями и отрытым забралом прямиком в пропасть. Как показывает опыт других стран Восточной Европы, между моментом согласования текста Соглашения об ассоциации и его подписанием проходит, как минимум, 1,5-2 года. Украине же «Брюссельский Обком» отвёл на интеграцию с ЕС всего лишь два месяца!

Напомним, что текст Соглашения об ассоциации был согласован лишь в сентябре этого года, а уже 25 ноября на саммите Восточного партнерства планируется его подписание. Возникает такое ощущение, что финансово-экономические элиты Старого Света, которые стремятся не допустить реинтеграции на постсоветском пространстве, разорвать отношения между Украиной и Россией и провести волну колонизацию Украины, словно силком тянут Киев в свои объятия.

Налицо совершенно необъяснимая с точки зрения здравого смысла спешка. Весьма показательны заявления Николая Азарова, произнесённые им на встрече с руководством ЕС: «Сегодня мы на финишной прямой. Уже в следующем месяце на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» Украина и Евросоюз должны подписать Соглашение об ассоциации».

Во-первых, на 2015г. в Украине запланированы выборы президента и правящая власть во главе с Виктором Януковичем ни при каких условиях не хочет терять контроль над страной. Они заинтересованы в сохранении существующей паразитической модели воспроизводства власти и капитала. Принимая во внимание бедственное положение украинской экономики, обвал в промышленности, падение уровня жизни рядовых граждан, хронические дефициты бюджетов, стремительный рост госдолга и размывание валютных резервов, похвастаться реальными экономическими результатами они просто не в силах. По степени своей адекватности и дееспособности кабинет министров Азарова оказался не намного лучше кабинета Тимошенко.

Судя по всему, в Киеве прекрасно понимаю всю повальность и неадекватность проводимой социально-экономической политики, которая остаётся откровенно враждебной по отношению к социальному большинству украинцев и несырьевому производительному капиталу. Это политика, нацеленная на сохранение статус-кво – она преследует цели правящей крупного компрадорско-сырьевого и космополитичного олигархического капитала. В ситуации скатывания Украины в социально—экономическую пропасть Виктору Януковичу становится жизненно важной поддержка со стороны Запад – Вашингтона и Брюсселя. Без одобрения своей кандидатуры (или, по крайней мере, молчаливого согласия) со стороны Вашингтонского обкома Янукович и его команда не имеет практически никаких шансов на предстоящих выборах.

Во-вторых, насколько можно судить, правящие власти Украины и спонсирующие их нахождение во главе государства представители сырьевого капитала не на шутку обеспокоились сохранностью своего капитала. Конфискация банковских вкладов российских коррумпированных чиновников, криминальных структур и олигархов на Кипре, в ходе которой были списаны €18 млрд., угрозы Конгресса США заморозить счета трёх крупнейших российских госбанков (ВТБ, ВЭБ и Газпромбанка), а также замена Вашингтоном архаичной поправки Джексона-Венника на более действенный «Акт Магнитского», который теперь дамокловым мечом весит над всеми российскими чиновниками и бизнесменами-прихватизаторами, заставил украинский правящий класс задуматься.

Видимо, в Киеве принято стратегические решение на движение в сторону европейских элит – именно на Западе находится источник легитимности капитала и власти правящей олигархии Украины. Именно в фешенебельных странах живут жёны украинских чиновников и сырьевых олигархов, именно там учатся их дети, туда ездят на шопинг их любовницы, там на банковских вкладах хранятся их капиталы, там они покупают дворцы, замки, яхты и футбольные клубы. В этом плане, Украине, как две капли воды, похожа на Россию – и в Киеве, и в Москве во главе государства стоит правящая «оффшорная аристократия», которая рассматривают страну в качестве трофейного пространства и источника личного обогащения, куда она приезжают вахтовым методом. И в России, и в Украине политика проводится в интересах крупного сырьевого олигархического капитала, чьи интересы коренным образом противоречат национальным интересам страны, подрывают государственный суверенитет и несовместимы с существованием несырьевой обрабатывающей промышленности и национального ориентированного производительного капитала.

В глаза бросается и радикальная смена риторики украинских властей – ещё 4 года назад Янукович шёл на президентские выборы и победил на них главным образом благодаря пророссийски настроенным заявлениям.

Однако сегодня мы видим радикальный пересмотр позиции руководства Украины – их точка зрения меняется на диаметрально противоположную. Более того, если верить официальным заявлениям самих украинских чиновников, то окажется, что Украина шла в сторону Европейского Союза много лет, а сам Янукович, на словах выступавший за интеграцию с Россией на постсоветском пространстве, на деле за спиной Кремля вёл двойную игру.

Имеет смысл привести слова Николая Азарова, который заявил, что путь к этому «знаменательному событию» Украина прошла вместе с европейскими партнерами: «Это наши общие достижения. В целом более пяти лет Украина целенаправленно двигалась в направлении заключения Соглашения... И мы вплотную приблизились к достижению поставленной цели». Другими словами, резкий поворот Украины в сторону Брюсселя и Вашингтона, ставший неожиданностью для российских чиновников, для Киева таковым не является – это закономерный результат проводившейся Януковичем политики игры на два фронта. Украина постоянно пытается усидеть на двух стульях, старается присосаться то к России, то к ЕС, и, пытаясь выбить внешнеторговые поблажки и финансовую помощь, поочерёдно занимается шантажом то одной, то другой стороны.

Понять Киев можно – правящий на Украине класс, тесно сросшийся с сырьевыми оффшоризированными олигархическими кланами, занимающимися распродажей природных богатств страны, проеданием иностранных кредитов, а также хищнической эксплуатацией рабочей силы, устаревших производственных мощностей и находящейся в аварийном состоянии инфраструктуры, разрывается между объективной экономической целесообразностью интеграции в Таможенный Союз и расширением экономического сотрудничества с Россией и местечковыми узкоклановыми корыстными интересами сырьевого капитала. Здравый смысл и национальные интересы диктуют Украине логику движения на Восток и возрождения разрушенных в 1990-е годы «рыночными реформаторами» вертикально интегрированных производственно-технологических цепочек создания добавленной стоимости. Тогда как страх утраты неправедно нажитых капиталов, ареста имущества и осознание нелегитимности источника власти и богатства толкают украинские власти в удушающие объятия Запада.

Другое дело, что российские чиновники, точно также, как и их украинские коллеги, служащие не интересам государства и своего народа, а своим банковским счетам в оффшорных юрисдикциях, умудрились не создать ни каких реальных стимулов для Украины для вступления в Таможенный союз. Кремль в очередной раз оказался не готов к действиям «Незалежной» и потерпел очередное внешнеполитическое поражение – не помогли ни газовая «дубинка» Газпрома, ни обещания снизить цены на углеводороды, ни готовность предоставить кредиты для покрытия хронических бюджетных дефицитов Украины и т.д.

Если говорить серьёзно, то правящий класс Украины целенаправленно идёт сам и ведёт за собой на убой всю страну и остатки промышленности. Это что-то из области психиатрии и антропологии – буквально на пальцах лучшие украинские и российские экономисты не первый год демонстрируют жизненную необходимость для Украины реинтеграции с Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими странами на пространстве СНГ.


УКРАИНЕ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ СОЮЗ С РОССИЕЙ  

При этом даже наиболее яростно настроенные и политически ангажированные сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с финансово-экономической и научно-технической точки зрения находится в критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013г. на долю Российской Федерации пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта Украины в стоимостном выражении (8,9 млрд. долл. из 35,9 млрд. долл.) и 27,3% импорта (11,4 из 41,7 млрд. долл.). С учётом Казахстана и Белоруссии, которые также входят в Таможенный Союз и ЕЭП, зависимость Украины от России и других стран СНГ становится подавляющей – на долю Казахстана и Белоруссии соответственно приходится 3,67% (1,32 млрд. долл.) и 3,25% (1,17 млрд. долл.) стоимостного экспорта товаров из Украины, а также порядка 1% (0,42 млрд. долл.) и 5% (2,1 млрд. долл.) импортных поставок товаров в Украину.

По показателям экспорта украинских товаров Россия опережает страны Америки (13,9 млрд. долл.) и Африки (2,4 млрд.) и лишь немного уступает странам Азии (9,1 млрд. долл.) Европы (9,8 млрд. долл.). С точки зрения ёмкости внутреннего рынка и экспортных поставок украинских товаров на эти рынки даже крупнейшие европейские внешнеторговые партнёры в разы уступают России – Россия в январе-июле 2013г. импортировала украинских товаров на 8,9 млрд. долл., тогда как Италия и Польша лишь на 1,44 и 1,41 млрд. долл. соответственно. Аналогичная ситуация складывается с точки зрения импортных поставок иностранных товаров в Украину – Россия уступает лишь суммарно всем странам Европы (15,6 млрд. долл.), существенно опережая страны Азии (8,8 млрд.), Африки (450 млн. долл.) и Америки (2,57 млрд. долл.).

Не менее тесные внешнеэкономические связи России и Украины наблюдаются с точки зрения инвестиционных потоков – согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четвёрку крупнейших инвесторов в экономику Украины. При совокупных накопленных прямых иностранных инвестициях в экономику Украины в размере $ 55,3 млрд. порядка $ 3,82 млрд. приходится на долю России 6,9%. Да с формальной точки зрения это немного – на долю оффшорной юрисдикции Кипра приходится $ 17,9 млрд. (32,4%), на долю Германии - $ 6,16 млрд. (11,1%), на долю Голландии - 5,37 (9,7%). Однако, если учесть, что российский крупный сырьевой капитал крайне сильно оффшоризован, зарегистрирован в «налоговых гаванях» и предпочитает осуществлять инвестиции после смены регистрации, то станет понятно, что реальный удельный вес российского капитала в прямых инвестициях в экономику Украины с учётом Кипра и прочих оффшорных юрисдикций достигает 28-33%. 

УКРАИНА – СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК И РЫНОК СБЫТА ДЛЯ ЕС

Совершенно очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал Старого Света рассматривают Украину не как самостоятельное, суверенное и независимое государство, обладающее мощной динамично развивающейся несырьевой промышленностью, способной производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов. Таких желающих в Европе и без Украины более чем достаточно – Брюссель отнюдь не заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке и притоке товаров и услуг новых членов. Тем более в ситуации, когда экономика Старого Света находится в кризисном состоянии, безработицы растёт на протяжении последних 3 лет, реальный уровень жизни населения неуклонно снижается, платёжеспособный спрос падает, а кредитование домашних хозяйств усыхает.

Другими словами, Европа сама находится в состоянии затяжной рецессии – внутренний рынок сжимается, наблюдается перепроизводство товаров и услуг, уровень рентабельности в промышленности приближается к нулевой отметке. В такой ситуации Брюсселю Украина как поставщик товаров конечного потребления и услуг не нужна вовсе – некуда девать ту продукцию и те услуги, которые производят внутри ЕС. Стоит сказать, что день ото дня становится не легче: ВВП стран Еврозоны падает на 0,5%, промышленное производство сокращается на 2,5-3%, новые заказы в промышленности сжимаются на 3-3,5%, розничный товарооборот усыхает на 3,5-4% инвестиции падают на 3-4%, бюджетные дефициты на протяжении многих лет достигают 4-6% ВВП, размер государственного долга приблизился к 100% ВВП, а уровень безработицы в среднем по валютному союзу превысил рекордную отметку в 12%. При этом среди молодёжи этот показатель достигает 25-35%. А в странах европейской периферии (группа PIIGS: Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Греция) норма безработицы среди молодёжи достигает 50-60%. В такой ситуации открывать свой внутренний рынок украинским производителям в ЕС никто точно не собирается – это стало бы фатальной ошибкой и лишь усугубило масштабы и глубину кризисного спада. А вот провести финансово-экономическую колонизацию Украины – это всегда пожалуйста.

Украина нужна Европейскому Союзу, прежде всего, как поставщик дешёвой и весьма квалифицированной рабочей силы, сырьевой придаток (прежде всего в области чёрных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур) и, безусловно, рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов. Об этом наглядней всего говорит структура внешней торговли Украины с ЕС: подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и т.д.), тогда как в экспорте превалируют сырьё и товары низких переделов.

Весьма показательны кабальные требования ЕС к Украине, которые окончательно добьют остатки несырьевой промышленности, расчистят рынок для экспансии европейских товаров и обеспечат лишь ещё более глубокую и масштабную деиндустриализацию, дезинтеграцию, денационализацию и оффшоризацию украинской экономики. Согласно подписанному соглашению, через два года машиностроение Украины должно будет в полном объёме перейти стандарты и регламенты ЕС. Даже украинские эксперты и экономисты отдают себе отчёт в том, что даже чисто теоретически это сделать невозможно – машиностроительный комплекс не успеют подготовиться к столь масштабным изменениям, в результате чего его продукции доступ на европейский рынок окажется закрыт автоматически.

Более того, через 10 лет вся экономика Украины должна будет работать по технически, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам ЕС. Тот путь, который индустриально развитые страны Европы (Германия, Франция, Австрия, Голландия и т.д.) прошли за 50-60 лет, Украина, отброшенная в результате разрушительных псевдо рыночных реформ 90-х годов 20-го века в 1950-1970-е годы, должна умудриться пройти за 5-10 лет. Это откровенная утопия. Тем более принимая во внимание уровень профессионализма правящих властей – насколько можно судить, они не способны не то что достичь поставленных перед ними Брюсселем целей, но даже элементарно осознать их. Всё это обернётся крайне плачевными последствиями для Украины и её граждан, которые поверили обещаниям Януковича и проголосовали за него, поддержав идею сближения с Россией.

Дело дошло до того, что даже высокопоставленные чиновники в Украине это понимают – уже слышны разговоры на тему того, что строгость европейских норм и регламентов якобы компенсируется необязательностью из исполнения. Однако это большая ошибка и глупость – Соглашение об ассоциации предусматривает штрафные санкции и ограничения за нарушение взятых обязательств. Тем не менее, руководство Украины предпочитает закрывать глаза на те кабальные обязательства, которые ей навязали в Брюсселе, и надеется на авось.

Стоит сказать, что по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам ЕС Украине до 2020г. потребуется вложить свыше $ 100 млрд. в модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил. Однако это совершенно неподъёмная для Украины сумма – таких денег у Киева просто нет. В 2012 г. суммарный ВВП Украины по текущему обменному курсу составил порядка $ 170 млрд. Найти 60% от этой суммы на капитальные вложения просто невозможно. С такой задачей, скорее всего, не смогли бы справиться даже такие индустриальные державы мира, как США, Германия и Японий, не говоря уже о слаборазвитой и деиндустриализированной Украине, экономика которой одной ногой стоит в кризисе, а другой – на грани дефолта и коллапса. Российские учёные даёт ещё более пессимистичные оценки – Украине требуется привлечь порядка $ 130 млрд., чтобы исполнить взятые на себя обязательства.

Продолжение следует...


Комментариев нет:

Отправить комментарий