среда, 30 октября 2013 г.

К разговорам об ухе большого брата

К разговорам об ухе большого брата
Вот уже несколько дней в сети не утихает (точнее - только разгорается) паническая дискуссия на предмет очередных происков "кровавой гэбни", предполагающих мониторинг всего сетевого трафика, прослушку, и т.д. и т.п.:

До конца года в России вступит в силу приказ Минкомсвязи, по которому спецслужбы получат полный доступ к данным пользователей интернета, включая телефонные номера, IP-адреса, имена учетных записей и адреса электронной почты граждан. Под контроль попадут лица, зарегистрированные в соцсетях, пользователи интернет-чата ICQ, абоненты интернет-телефонии. Проект приказа, подготовленный еще весной, недавно был предварительно согласован с ФСБ и теперь должен пройти регистрацию в Минюсте, узнал "Коммерсант" из источников на рынке телекоммуникаций. Именно интернет-провайдеров обяжут содействовать спецслужбам - в частности, подключить свою сеть к спецоборудованию для записи и хранения интернет-трафика. Все они должны будут сделать это к 1 июля 2014 года.

Обеспокоенность граждан тем, что к их личным данным получит доступ "большой брат" на самом деле можно понять и нам даже немного жаль этих граждан ибо всегда жаль людей, которые то боятся падения на голову метеорита, то глобального потопа, то крушений самолёта.

В психиатрии описан случай с пациентом, который очень боялся путешествия самолётом ибо на самолёт террористы могут подложить бомбу. Таблетки и математические расчеты (вероятность один к десяти миллионам) клиенту не помогали, пока один старый еврейский доктор не посоветовал гражданину сделать себе муляж бомбы и спокойно с ним летать ибо вероятность того что на борту самолёта окажутся одновременно две бомбы - один к нескольким триллионам. И это парня спасло от психологического дискомфорта. Так он лет десять и летал с муляжом в чемодане пока случайно на осмотре его не вскрыли и история не стала известна.

Приблизительно из той же области и страхи граждан перед тотальной слежкой ФСБ по сети, в том числе по телефонной. На самом деле, сеть для того и создавалась, чтобы народ было удобнее пасти ибо интернет по сути военная технология и разрабатывался по заказу американских военных. Однако на предмет тотальной слежки у спецслужб сразу же нарисовалась одна небольшая проблема гуманитарного характера, ибо для того чтобы записать и даже расшифровать весь поступающий в ЦРУ и ФБР трафик, возможно и хватит мощности всех суперкомпьютеров НАСА, однако не хватить людей, чтобы во всём этом информационном мусоре разобраться.

Проследить за одним человеком не проблема, хотя тотальная слежка стоит довольно много даже по меркам американцев. Даже когда в кино копы следят за мелким гангстером из Гарлема то один следит, а второй то идёт отлить, то пирожков в Макдональдсе купить. Потом их сменяют ещё два копа, потом ещё два. Итого - шесть человек. Плюс ещё три парня, которые сидят слушают телефон. Итого девять человек на заплате у налогоплательщиков города. Это довольно дорого. Причём даже в фильмах преступники всё равно обходят слежку и вершат свои делишки. В реале оно и того проще.

Ещё дороже следить за клиентом из серьёзного клана. Его пасут человек сто, а иногда и много больше. При этом организовывается целый оперативный штаб, который глубоко вникает в психологию клиента и когда тот говорит охраннику по телефону "купи мне кока-колу со льдом" -оперативный штаб понимает что фраза на самом деле значит "пойди и замочи в сортире парня с погонялой Кока-кола". Другими словами внутри каждой группы людей (не обязательно преступной) существует свой сленг, понятный только членам этой группы. И если кто-то посторонний начнет читать переписку между членами группы и слушать их разговоры - он поймет отдельные слова, но не более. Чтобы понять всё о чем речь - тут как раз и нужен тот самый аналитический отдел, ситуационная комната и всё такое. То есть, нужна куча людей, которых на анализ переговоров ста миллионов абонентов нет даже у американцев.

Тем более нет их в россиянской федерации. Чтобы исследовать интернет -трафик и слушать телефонные разговоры всех граждан страны нужно привлечь к работе порядка трехсот миллионов сотрудников. Триста миллионов новых сотрудников можно набрать в Китае, конечно, но их нужно учить русскому лет пять-десять, зарплаты дать, жильём обеспечить, проездными билетами и талонами на питание. Тут не хватит даже выторга "Газпрома" за всю историю его существования . Тут госбюджета США не хватит даже.

Таким образом, прямого очевидного смысла в "приходе ФСБ в интернет" нет никакого. Тем более, ФСБ сидит там с самых его первых шагов. Другой вопрос, что в компьютере с диском на пять гигабайт люди уже начали путаться где у них что лежит, а если у человека пара машин, пара телефонов, пара внешних дисков и ящик с болванками DVD - тут он сам нихрена не найдёт. HD фильмы люди теряют в лесе террабайт, а тут текст письма потенциально террористического или трехлетней давности пароль к 33-му аккаунту в скайпе. Тут найти сложно, мягко говоря.

Все мы взрослые люди и понимаем, что на самом деле все переговоры по мобильному и немалая часть трафика давно и систематически пишется и где-то хранится. Так оно было изначально и повсеместно. Потом, при необходимости в этом мусоре можно покопаться и что-то выловить. Но в реальном времени работать с этой информацией - таких людей нет. В ЦРУ ситуация получше, но не намного.

Тогда встаёт вопрос, зачем в России мусолится информация о слежке по сети, об аппаратуре прослушивания?

Всё объясняется просто. Россиянская система переживает глубокий кризис. День ото дня она теряет авторитет и уважение. А как известно, власть это не то, что сидит к каком-то кабинете, а то что сидит в головах у граждан. Если они думают, что в Кремле сидит власть, это власть, а если думают что в Кремле самозванцы, это уже другая ситуация. Как только народ окончательно решил в 1917 году, что царь Николай враг этого народа, тут власть царя и закончилась. Однако, человек существо социальное, и к выводам приходит не только самостоятельно, а справляясь у других людей, у тех, кому доверяет - родственников, знакомых. Так вырабатывается общественное мнение. Отсюда любой авторитарный режим как огня боится свободы слова, ибо она способствует созданию общественного мнения. Отсюда запреты, борьба с отдельными блоггерами и так далее.

Но что тут делать антинародному режиму в эпоху тотального Интернета и мобильной связи, чтобы продлить свои дни? Только сделать так, чтобы люди подольше не могли знать мнения друг друга. Запугать их, чтобы они укоротили язык, были настороже - "большой брат" ведь слушает, его ухо везде. Тем более в России, где помнят времена сталинщины. Что там могут выудить и зачем, люди не задумываются. Но что можно инкриминировать человеку который послал по телефону власть и президента на 3 буквы? Расчёт на то, что все наложат в штаны и прекратят откровенные разговоры на политические темы. Кто-то в офисе скажет чего плохое про президента - и все тут же кинутся перегружаться и вынимать аккумуляторы из телефонов. А вдруг. У авторов слива про аппаратуру подслушивания оно и главная надежда, что ругание власти если не прекратятся, то сильно поутихнут. И на том спасибо, какое-то время затухающая власть выгадает. Когда нет реального авторитета - гораздо проще и эффективнее напугать возможностью контроля, записи. Только всё, это уже спуск с горочки. Пусть роботы пишут.

Поэтому, что можем посоветовать своим читателям - не нужно сильно переживать за то что пишут в газетах. Об этом говорил ещё профессор Преображенский - чтение газет типа "Правда" и прочее сильно ухушает сон и пищеварение. Поэтому читайте АРИ, другие нормальные ресурсы и живите спокойно.

Глеб Щербатов

Комментариев нет:

Отправить комментарий