пятница, 4 января 2013 г.

"Нефтяной бобик" помер


 Владислав Жуковский

Экономические итоги нынешнего года оказались откровенно удручающие – если ещё в 2011г. хотя бы у кого-то оставались надежды на то, что модель "экономики трубы" способна поддерживать хоть какие-то приемлемые темпы роста и обеспечивать социальную стабильность, то в 2012г. стало окончательно понятно, что "нефтяной бобик" помер. И лишь присосавшиеся к его телу "блохи" по инерции, наотрез отказываясь заниматься модернизацией экономики и бороться с коррупцией, изо всех сил пытаются удерживать его на ногах.

И чем дольше они будут пытаться удерживать на ногах нежизнеспособную и откровенно паразитическую модель экономики, тем острее будут вспыхивать очаги социального протеста и нестабильности.

Уходящий 2012г. со всей очевидностью продемонстрировал дефолт ресурсно-сырьевой модели "роста без развития". Впервые за долгие годы российская экономика, а с ней промышленность, строительный сектор грузоперевозки и даже доходы населения России перестали реагировать на изменение цен на нефть.

Несмотря на то, что средние цены на нефть оказались на рекордно высоком уровне в 112 долларов за баррель смеси Brent, темпы роста экономики рухнули с 4,9% в начале года до 1,9% по итогам ноября. Одновременно с этим темпы роста промышленного производства сжались с 4,7% в 2011г. до 1,9% в ноябре 2012г., обрабатывающих производств – с 6,5% до 3%, строительного сектора – с 5,1% до 2,1%, а прирост грузооборота транспорта, отражающего реальное положение дел в промышленности, замедлился с 3,4% до 0,4%.

Даже в добывающих отраслях промышленности, которые, судя по финансовой отчётности крупнейших нефтегазовых и угледобывающих компаний, захлёбываются от притока нефтедолларов и просто не знают, куда деть полученные от распродажи невосполнимого минерального сырья деньги, темпы роста производства сжались с 1,9% в 2011г. до 0,3% по итогам ноября.

Всего же по состоянию на ноябрь 2012г. накопленным итогом с начала текущего года ВВП России прибавляет порядка 3,6%, что заметно хуже 4,3% в 2010г. и 6,5-6,7% в среднем в докризисный период. Промышленное производство растёт на 2,7%, что также существенно хуже, чем 8,2% в 2010г. и 7% в среднем в предкризисный период.

Обрабатывающие производства прибавляют менее 4,4% (11,8% и 9,5% соответственно), добывающие производства наращивают производство на 1,2% (3,6% и 4,6% соответственно), грузооборот транспорта растёт на 1,7% (6,8% и 3,4% соответственно), а объём выполненных работ в строительном секторе по итогам января-ноября текущего года прибавляет менее 2,1%.

Хуже того, благодаря приверженности правительства политике "кудриномики" и накопления "подушки безопасности", отечественная экономика умудрилась потерять свыше
107 тыс. рабочих мест (5,052 млн выбывших работников на фоне 4,945 млн нанятых). И это на фоне обещанного президентом в начале текущего года создания "25 млн инновационных рабочих мест".

Отдельного внимания заслуживает тезис о преодолении кризисного состояния в отечественной промышленности и возврате к объёмам докризисного 2007г. По оценкам Росстата, по состоянию на конец 2011г. объёмы выпуска машин и оборудования оказались на 16,3% ниже уровня 2007г., производство электрооборудования, электроники и оптического оборудования не дотягивает до отметок 4-х летней давности более 19%, а выпуск неметаллических минеральных изделий ниже на 14,9%.

Наряду с этим, вступление в ВТО поставило крест на самой идее модернизации экономики и лишило правительство возможности оказать поддержку отечественной промышленности накануне новой фазы глобально рецессии. ВТО запрещает повышать общий уровень защищённости экономики и оказывать адресную поддержку отдельным секторам экономики, без чего невозможно обеспечить структурную перестройку экономики, модернизацию производства и развитие научно-технического потенциала.

Негативные последствия либерализации внешнеэкономических отношений не заставили себя долго ждать: Автоваз уже заявил, что прекращает закупать листовой прокат у российских металлургов и будет импортировать сталь из Китая и Индии, где благодаря дешёвой рабочей силе, доступных кредитов отпускные цены даже с учётом транспортировки в Россию оказываются существенно ниже российских. Крупнейшие отечественные производители сельхозтехники отчитались о беспрецедентном спаде заказов на фоне наплыва импорта и сворачивания инвестиционных программ и капитальных вложений в основные фонды со стороны российских аграриев.

В то время как один из крупнейших производителей лифтового оборудования фирма OTIS уже заявила о закрытии своей производственной площадки на территории России и выводе производства в Китай. И это неудивительно – в условиях снижения импортных пошлин на промышленную продукцию исчезла всякая необходимость производить лифты внутри России, если это можно сделать с гораздо меньшими издержками в азиатских странах.

В рамках принятого бюджета на 2013-2015 годы только с учётом официальной оценки инфляции расходы на национальную экономику подлежат сокращению на 17,9%, на образование - 21,7%, на здравоохранение – на 43,2%, на культуру – на 13,1%, на физическую культуру – на 52,1%, а на находящееся в аварийном состоянии ЖКХ – на 43,8%.

При этом попытки компенсировать сокращение бюджетного финансирования из федерального центра за счёт региональных бюджетов не выдерживают никакой критики – 85% субъектов федерации имеют хронические многолетние дефициты бюджетов, залезают в долги и в значительной степени сами зависят от дотаций, субвенций и субсидий из федерального центра.

Дело дошло до того, что даже в МЭР были вынуждены признать, что имеет место "устойчивое замедление темпов роста", а министр экономики Андрей Белоусов на совещании у президента открыто заявил, что при сохранении нынешних приоритетов макроэкономической политики темпы роста экономики не будут превышать 2%. Тогда как для реализации предвыборных обещаний Путина в области финансирования социальных программ и стимулирования модернизации инфраструктуры ежегодные темпы роста экономики должны превышать 4,5-5%.

Принятие поправок в ФЗ-83 и курс на дальнейшую приватизацию бюджетной сферы лишний раз подтвердил приверженность властей ультралиберальной политике "рыночного фундаментализма", неизбежным следствием которого станет ещё более существенное повышение платности социальных услуг и снижение доступности образования, здравоохранения и социального обеспечения для 75% россиян, чьи душевые доходы не дотягивают до среднего показателя по России (24,2 тыс. рублей).

Однако больше всего опасений вызывает то, что высокие цены на нефть перестали оказывать позитивное влияние на доходы населения. В 2011г. цены на нефть смеси Brent выросли практически на 40% и достигли отметки в 120 долларов за баррель. Тем не менее, на протяжении 8-месяцев предыдущего года реальные располагаемые доходы населения не только не росли, но даже снижались на 0,5-1,5%. И лишь благодаря беспрецедентному и бесконтрольному вливанию 3 трлн бюджетных рублей (большая часть которых осела в карманах чиновников, монополистов и "бюджетного" бизнеса) в разгар предвыборного сезона в ноябре-декабре 2012г. удалось обеспечить рост доходов на 0,8% по итогам года.

В 2012г. ситуация несколько улучшилась – по итогам января-ноября реальные располагаемые доходы населения выросли на 4%. Во многом этому способствовало расширение профицита внешней торговли с 143,9 до 150,4 млрд долларов вкупе с масштабными бюджетными вливаниями в социальную сферу в разгар парламентских и президентских выборов. Политику задабривания электората никто не отменял.

Однако надо учитывать, что реальная "социальная инфляция" для 75% россиян, чьи ежемесячные душевые доходы не превышают среднего показателя по стране, достигает 12-15% (в связи с ускоренным ростом цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорт и продукты питания). В таком случае получается, что вместо увеличения реальных располагаемых доходов населения практически на 5% по итогам неполных 2 лет (как это фиксирует Росстат) произошло их снижение на 3-4%. Тогда как 52% россиян, чьи душевые доходы не дотягивают до 15 тыс. рублей (т.е. до реального прожиточного минимума), стали беднее в реальном выражении на 5-7%. А 37% граждан с доходами ниже 10 тыс. рублей утратили как минимум 10% своей покупательной способности за последние 2 года.

Наблюдается и усиление деградации структуры экономики и архаизации производства на фоне роста экономики на 3,9%. В январе-сентябре текущего года по добавленная стоимость в ничего не производящем финансовом секторе подскочила на 16%, в оптово-розничной торговле – на 7%, а в операциях с недвижимостью, превратившихся в крайне эффективный инструмент легализации преступных доходов и инвестиционный инструмент для 10% богатых россиян, – на 6,6%.

Вместе с тем, произошло снижение веса обрабатывающих производств в структуре экономики с и без того неадекватно низких 16% до 15,6%, сельского хозяйства – с 4 до 3,4%, транспорта и связи – с 9,1 до 8,9%, строительного сектора – с 5,9 до 5,8%, а производства электроэнергии, газа и воды – с 3,8% до 3,4%.

Другими словами, имеет место расцвет тех секторов экономики, которые вообще никоим образом не связаны с реализацией планов по модернизации экономики и инновационному развитию. Стремительно растёт вес добычи сырья, занимающейся распродажей невосполнимого минерального сырья, и торгово-спекулятивных секторов, обеспечивающих прокручивание поступающих в страну нефтедолларов и иностранного капитала.

В этой ситуации очевидно, что властям необходимо начать отказ от политики "кудриномики", все больше превращающей страну в рынок сбыта глобальных ТНК, направить средства из нацфондов на промышленные проекты, "дать по рукам" монополистам и сырьевикам. Дальнейший курс на приватизацию промышленности и бюджетной сферы грозит России новым кризисом на фоне усиливающихся дисбалансов в структуре экономике. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий