Согласованная политика на мировом рынке зерна стран Таможенного союза Казахстана и России, а также Украины, может уже в ближайшей перспективе сделать их гарантами мировой продовольственной безопасности. Соответствующий вывод содержится в докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) совместно с экспертами Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана, Института экономики и прогнозирования НАН Украины и Российского зернового союза.
Как отмечается в исследовании, взаимосвязанность и взаимозависимость развития зернового сектора ведущих производителей СНГ (Казахстана, Украины, России, Белоруссии) и мирового зернового хозяйства растет с начала 2000-х годов. Доля Казахстана, России и Украины в мировой торговле в предшествующие пять лет составила по ячменю 36,3%, по пшенице — 21,5%, по кукурузе — 7,7%. Среди основных проблем, сдерживающих еще большее укрепление позиций стран на глобальном зерновом рынке, эксперты выделяют незавершенность реорганизации системы хозяйствования, проблемы в сфере транспорта и торговли зерном, а также недостатки аграрной политики. Для полной реализации зернового потенциала РФ, Казахстана и Украины в докладе представлена «дорожная карта». Предполагается, что следование ей создаст основу для того, чтобы через 7—10 лет три страны стали гарантами мировой продовольственной безопасности. В частности, предлагается сформировать несколько зерновых кластеров, географическое расположение которых не совпадает с национальными и административными границами – например, кластеры по возделыванию ржи, кукурузы, экспортных сортов зерна и высокопротеиновой пшеницы. Кроме того, предполагается вывод на наднациональный уровень меры ценового регулирования зернового рынка, причем механизм регулирования предполагает использование в качестве нижней границы минимальных гарантированных цен. Также эксперты советуют странам Таможенного союза и Украине расширять внутреннее потребление зерна, «развивать его глубокую переработку для получения не только кормовых добавок, дефицит которых постоянно растет по мере развития животноводства и компенсируется импортными поставками из третьих стран, но и продуктов микробиологического синтеза, включая биополимеры». Авторы исследования отдельно отмечают необходимость формирования согласованной экспортной политики трех стран - базовым положением такой согласованной политики является отказ от введения любых ограничений его экспорта и система мер господдержки экспортной активности. Вице-президент Российского зернового союза (ассоциация принимала участие в подготовке доклада) Александр Корбут рассказал, какие прикладные задачи надо сейчас решить странам ТС, чтобы войти в число лидеров на мировом рынке зерна. «Главная из них - обеспечить производителям зерна прозрачное правовое поле. Затем необходимо унифицировать управление отраслью в рамках ТС. И здесь уже важную роль обязано сыграть государство, которое должно выработать единую систему управления зерновым хозяйством трех стран. Акцент - на прогнозируемость развития производства». По словам Корбута, вопросы инфраструктуры проще решать сообща, в частности, элеваторы явно выгодней строить на консолидированных началах, учитывая экспортный потенциал отдельных территорий, прилегающие дороги, порты и т.п. Говоря о зерновом потенциале Белоруссии, мало отмеченной в докладе, вице-президент Российского зернового союза сказал: «Белоруссию не стоит сбрасывать со счетов. Это, конечно, не великая зерновая держава, но крупный производитель ржи». Специалисты, обсуждающие зерновую тематику, напоминают, что ранее уже озвучивалась идея создания Зернового пула с участием России, Казахстана и Украины. Предполагалось, что в рамках пула будут выработаны общие правила для устранения конкуренции между странами, которая существует в сфере экспорта зерна в Причерноморском бассейне. Однако Украина оказалась не готова к воплощению этой инициативы – из-за, как заявил президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, недостаточных возможностей инфраструктуры. Клименко отмечал, что вагон, загруженный зерном, проходя по территории Украины, теряет 85% времени в пути на проверку документов, а на строительство новых элеваторов и новых пропускных пунктов нужно где-то найти около $ 6 млрд. |
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор вынужден резко сократить активность. Блог существует на голом энтузиазме. Если есть возможность - бросьте коппечку в ...Яндекс кошелёк 410012393087087 Спасибо! Также заранее благодарен за любые ссылки.
среда, 23 января 2013 г.
Украино-русско-казахский зерновой альянс и власть над миром
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий