Владислав Жуковский
Российские чиновники намерены передать управление "нефтегазовой кубышкой" и госдолгом России в руки создаваемого частного акционерного общества - Росфинагентства. Возглавить который может стать экс-глава немецкого Дрезден Банка Йозеф Аккерман. Процесс приватизации государственных финансов набирает силу
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТДАЁТ УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМИ РЕЗЕРВАМИ И СРЕДСТВАМИ ПЕНСИОНЕРОВ В РУКИ ЧАСТНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Буквально на днях произошло очередное знаковое событие, которое нагляднее любой критики в адрес действующих экономических властей говорит об откровенно провальном характере проводимой в стране финансово-экономической политики и тех бенефициарах, в чьих интересах на протяжении последних 20 лет функционирует система государственной власти.
Речь идёт о заявлениях Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме, который помимо пространных рассуждений о необходимости интеграции России в мировую экономику, приватизации государственного имущества и важности выхода на устойчивую траекторию экономического роста в размере 5% ежегодно, которых в России не наблюдается уже 4 года, затронул тему создания финансового мегарегулятора. Помимо того, что правительство намерено сконцентрировать в руках Банка России все функции по осуществлению надзора и контроля за финансовой системой (банковским сектором, фондовым рынком, валютными операциями, страховым рынком, трансграничным движением капитала и т.д.), так ещё чиновники намерены вывести из под контроля государства функции управления средствами «нефтегазовых кубышек» и государственным долгом.
Подтверждением того, что идея приватизации стратегической области государственных финансов одобрена в самых высоких коридорах власти и уже в ближайшее время получит законодательное утверждение в Государственной Думе, стало выступление депутата от фракции «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой. В середине января, в самый разгар «либерального угара» на Гайдаровском форуме, она заявила, что в Госдуму поступил законопроект о создании специализированных финансовых организаций.
Согласно имеющейся информации, в указанном документе правительство предлагает создать специализированное финансовое учреждение в форме акционерного общества, которому будут переданы функции по управлению средствами Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния, а также государственным долгом.
Насколько можно судить, речь идёт по сути дела о выведении части международных резервов России, принадлежащих Минфину и Правительству, из под контроля органов исполнительной власти в пользу частной коммерческой структуры.
Судя по всему, экономический блок правительства, оккупированный «гайдаровцами» и младореформаторами, планирует расширить программу приватизации бюджетной сферы и вслед за монетизацией льгот, приватизацией ЖКХ, погромом единой энергосистемы и внесения поправок в ФЗ-83, ознаменовавших легитимизацию роста платности социальных услуг, намерен отдать в частные руки управление стратегической областью государственных финансов – золотовалютными резервами и госдолгом.
ЦЕНА ВОПРОСА
Прежде всего, нужно чётко понимать о каком порядке цифр идёт речь и какого масштаба активы будут выведены из под контроля государства. Согласно официальным оценкам Банка России, размер средств Резервного Фонда за период с 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г. подскочил в 2,32 раза и достиг отметки в 1,885 трлн. рублей. Объем средств в Фонде национального благосостояния по состоянию на начало 2013 г. составляет порядка 2,690 трлн. рублей. В совокупности в российской нефтегазовой «кубышке», в угоду которой Минфин ежегодно изымает из отечественной экономики свыше 3-5% ВВП (в лучшие годы 7-10% ВВП) и поддерживает хроническое недофинансирование экономики, ЖКХ, образования и здравоохранения, по состоянию на начало 2013 г. без дела лежит свыше 4,575 трлн. рублей. Это эквивалентно 152,5 млрд. долл. или 35% федерального бюджета России в 2012 г.
Всего же, согласно оценкам самого Банка России, по состоянию на 1 декабря 2013 г. совокупный размер неиспользуемого остатка средств Минфина на счетах в Центральном Банке России и в коммерческих банках составляет 8,823 трлн. рублей. Из которых 7,436 трлн. рублей приходится на средства, размещённые на счетах в Банке России, а 1,387 трлн. рублей – на остаток средств в коммерческих банках. Только за период с начала 2012г. объём лежащих без дела средств Минфина, полученных в результате изъятия денег из экономики под антинаучные рассуждения о борьбе с инфляцией (инфляция в России носит немонетарный характер и обусловлена скачкообразным ростом цен на услуги ЖКХ, ГСМ, транспорт, продовольствие, а также высокими коррупционными поборами, монополизмом и дорогими кредитами), подскочил на 34,7% (с 6,547 трлн. рублей). Тогда как ещё в начале 2011 г. размер временно свободных средств федеральных органов власти достигал 4,832 трлн. рублей.
Другими словами, российские чиновники, судя по их заявлениям, готовы выделить практически 73,5% федерального бюджета России из под контроля государства (если с огромной натяжкой считать Банк России органом государственной власти) и отдать под контроль частного ОАО. Эта сумма эквивалентна практически 13,5% ВВП России – именно о таком порядке цифр может идти речь в случае, если все свободные средства Минфина будут переданы под контроль коммерческой структуры, которая получит право распоряжаться ими по своему усмотрению.
Что касается размера государственного долга, то по состоянию на начало 2013г. внутренний долг федерального правительства достигал 3,995 трлн. рублей (133,2 млрд. долл.), тогда как внешняя задолженность правительства перед иностранными кредиторами составляет порядка 40,9 млрд. долл. Итого совокупная долговая задолженность федерального правительства перед кредиторами достигает 174,1 млрд. долл. Однако если учесть внешнюю задолженность российских компаний и банков, в которых государство владеет контрольным пакетом акций и, по сути дела, является основным акционером и гарантом возвратности выданных ресурсов, суммарная задолженность окажется многократно больше.
По оценкам самого Банка России, по состоянию на первое января 2012г. совокупная внешняя долговая нагрузка государственного сектора в расширенном определении (с учётом обязательств госкомпаний, госбанков, государственных гарантий и поручительств и т.д.) превышала 220,4 млрд. долл. К сожалению, более свежих данных по детализированной разбивке внешних заимствований российских резидентов в настоящий момент не имеется. Однако, учитывая, что в целом размер внешнего долга России за период с 1 января 2012г. по 1 января 2013г. увеличился на 15,4% (с 540,5 до 623,9 млрд. долл.), то логично предположить, что объём задолженности государства, а также государственных компаний и госбанков по состоянию на начало 2013г. варьируется в диапазоне 250-255 млрд. долл.
Таким образом, получается, что по самым скромным оценкам чиновники Минфина, Банка России и некоторые особенно больные на голову либерализмом вице-премьеры намерены передать в руки частного акционерного общества порядка 326,6 млрд. долл. (средства Резервного фонда, ФНБ и совокупный государственный долг России в узком определении). Если к этой цифре прибавить внешнюю задолженность государственных банков и госкомпаний, то объём средств под управлением Росфинагентства увеличится на 210 млрд. долл. (или на 64,4%) – до 536,6 млрд. долл. Если же в эту сумму включить прочие временно свободные средства федеральных органов власти, которые без дела лежат на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках, то размер активов, управлением над которыми получит частное акционерное общество, увеличится ещё на 143,3 млрд. долл. и превысит 679,9 млрд. долл.
Рис.1 «Нефтегазовая кубышка» России
Источник: Банк России, Минфин
Для сравнения, эта сумма (20,4 трлн. рублей), практически в 1,7 раз превышает совокупный размер федерального бюджета России в 2012 г. и эквивалентна 30% ВВП России. Безусловно, коррумпированным чиновникам и глобальному бизнесу, представленному транснациональным капиталом, есть за что бороться – в условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии эти средства могут помочь очень многим стратегическим конкурентам России удержаться на плаву и заработать колоссальные прибыли. Да, замминистра финансов Сергей Сторчак, известный широко публике благодаря тому, что, насколько можно судить, стал «разменной картой» в противостоянии «силовиков» и «либералов» и по этой причине провел в СИЗО «Лефортово» 11 месяцев, уже успел заявить, что на начальном этапе новое финансовое суперведомство получит в распоряжение 10% средств Фонда национального благосостояния.
По его мнению, ни о какой полной передаче накопленных в резервных внебюджетных фондах средств не может быть и речи – якобы они и так вложены в наиболее высоколиквидные активы и управляются Банком России. Однако, во-первых, в случае «политической целесообразности» мнение Сторчака никто и не спросит – он даже не министр и не вице-премьер. Во-вторых, репутация самого Сторчака, который успел сесть в СИЗО по обвинениям в махинациях при списании долгов иностранных государств перед Россией и, списав свыше 85 млрд. долл. долгов третьих стран перед РФ, умудрился втянуть Россию в долговую кабалу (внутренний госдолг расширился до 4 трлн. рублей), не вызывает никакого излишнего доверия.
В-третьих, как показал опыт с госкорпорациями и прочими «институтами развития», ничто не помешает доморощенным либералам, делающим бизнес на коммерциализации бюджетной сферы и распродаже госимущества, после окончательного наполнения ресурсной базы за счёт средств налогоплательщиков затем провести приватизацию вновь образованного акционерного общества. В-четвёртых, даже если Сторчак окажется прав, то совершенно ничто не помешает другим чиновникам уже в скором времени пересмотреть планы инициаторов и внести существенные изменения в закон о Росфинагентстве.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Да, безусловно, практически наверняка будет составлена инвестиционная декларация, в которой будет содержаться описание функций, целей и задач Росфинагентства, а также обозначен список активов (ценных бумаг, депозитов, драгоценных металлов и камней и т.д.), в которые будет разрешено вкладывать международные резервы России. Однако дело не в этом – ещё никого в России (включая сам Банк России и Минфин) не останавливали прописанные в законах и нормативных актах положения. Парадокс заключается в том, что совершенно невозможно с точки зрения здравого смысла и с позиций рационального мышления (если таковым не считать разворовывание бюджетных средств и создание условий для коррупционных поборов) оправдать необходимость создания не просто отдельно взятого ведомства, которое получить право распоряжаться золотовалютным запасом страны, но акционерного общества.
Совершенно невразумительными выглядят попытки чиновников списать свои действия на мировой опыт и объяснить их попытками пойти по пути Норвегии, где управлением государственными резервами занимается специальное ведомство – Государственный пенсионный фонд Норвегии. Который в свою очередь делится на Глобальный фонд (Государственный нефтяной фонд) и Фонд Норвегия (Государственный страховой фонд). Под управлением которых по состоянию на 2012г. находилось свыше 570 млрд. долл. Аналогичные фонды есть в ОАЭ (ADIA – 650 млрд. долл.), Саудовской Аравии (SAMA – 470 млрд.), Китае (SAFE – 400 млрд., CIC – 350 млрд., HKMA – 310 млрд.), Сингапуре (GIC – 260 млрд.) и т.д.
Однако практически ни в одной стране мира управлением ЗВР, и тем более государственным долгом, не занимается частная коммерческая организация в форме акционерного общества, пускай и принадлежащая государству и контролируемая Минфином. Обусловлено это тем, что международные резервы, также как и государственный долг, относятся к стратегической области государственных финансов и напрямую связаны с обеспечением финансово-экономического суверенитета страны. Отдавать эту сферу финансовых отношений в руки акционерного общества, которое является государственным только на бумаге и лишь до поры до времени, является принятием недопустимых рисков и проявлением преступной халатности.
По крайней мере, в большинстве крупных экономически развитых и динамично развивающихся экономик, но только не в России, которая уже давно превратилась в «дойную корову» транснационального капитала, из которой ежегодно в рамках системы неэквивалентного внешнеэкономического обмена выкачивается от свыше 200-250 млрд. долл. в пользу глобального бизнеса и финансовой системы стратегических конкурентов.
РОССИЯ ЕЖЕГОДНО ТЕРЯЕТ ТРИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ ОТ ПРОВОДИМОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Если бы российские чиновники, критически значимая часть которых рассматривают государственную службу в качестве эффективного инструмента безнаказанного обогащения и хорошо вознаграждаемого механизма сдачи финансово-экономического суверенитета страны, действительно хотели повысить эффективность использования ЗВР (о чём на протяжении многих лет говорят лучшие экономисты и учёные РАН), то они бы могли без всяких проблем сделать это уже сегодня и без передачи стратегических резервов России в руки частной структуры. Прежде всего, в глаза бросается крайне низкая эффективность управления международными резервами, которые в номинальном выражении приносят России менее 1,5-2% годовых, что не покрывает инфляцию в США, ЕС, Японии и других странах, в валютах которых номинированы ЗВР.
С учётом реальной инфляции и падения покупательной способности резервных валют в связи с беспрецедентной накачкой международной финансовой системы со стороны ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии, Банка Англии, Банка Швейцарии (всего эмитировано порядка 7 трлн. долл. за последние 5 лет). Реальное обесценение российских международных резервов превышает 7-10% ежегодно. При этом нужно чётко отдавать себе отчёт в том, что от подобного рода «финансовой политики» накопления денег на «чёрный день», которые в условиях осознанного отказа властей от модернизации экономики и возрождения наукоёмких производств превращаются в «гробовые деньги» для похорон на кладбище «банановых республик», Россия несёт колоссальные инвестиционные потери.
Размещая за рубежом искусственно изъятые из экономики средства Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния под 1,5-2%, тогда как отечественные компании и банки, не имеющие доступа к долгосрочным и доступным финансовым ресурсам, вынуждены влезать в долговую яму и занимать за рубежом. Только по оценкам академика С.Глазьева, на так называемых «процентных ножницах» Россия ежегодно теряет как минимум 35-40 млрд. долл.
Тогда как Банк России оценивает чистые инвестиционные потери отечественной экономики в 2012г. от уплаты процентов по кредитам, дивидендов иностранным акционерам (чаще всего российским олигархам с оффшорной пропиской), ренты и прочих доходов на капитал в размере 53,4 млрд. долл. Всего же по итогам 2000-2012г. только на разнице уплачиваемых и получаемых факторных доходов (проценты, дивиденды, рента и т.д.) и хронического нежелания Центрального Банка России исполнять свои функции кредитора последней инстанции и основного инструмента рефинансирования экономики, Россия потеряла свыше 320,6 млрд. долл. Именно такова цена, которую заплатила Россия от осознанного отказа Банка России развивать комплексную систему рефинансирования отечественной экономики и превращения ЦБ РФ в филиал ВРС США и «валютный обменник».
И это не считая колоссального по своим масштабам чистого вывоза капитала за рубеж со стороны частного сектора, превысившего отметку в 56,8 млрд. долл. по итогам 2012г. (с учётом операций валютного свопа Банка России и коммерческих банков в размере 8,8 млрд. долл. нетто-отток капитала превысил 65,6 млрд.) и 365 млрд. за период 2008-2012г. А также хроническое отрицательное сальдо торговли услугами (44,8 млрд. в 2012г. и 153,5 млрд. за 5 лет), отрицательный баланс оплаты труда нерезидентов (12,3 млрд. долл. и 53,4 млрд. соответственно) и отрицательное сальдо счёта операций с капиталом (5,1 млрд. долл. в 2012г.).
С учётом упущенных возможностей, недополученных прибылей от капитала, неуплаты налогов и сборов, недозагрузки производственных мощностей, недофинансирования национальной экономики и изношенной на 80-85% базовой инфраструктуры, сокращения рабочих мест в реальном секторе экономики (свыше 115 тыс. только в 2012г.), Россия потеряла от статуса «дойной коровы» в одном только 2012г. свыше 200-250 млрд. долл. Что эквивалентно 10-11% ВВП и как минимум 50% федерального бюджета в 2012г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТДАЁТ УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМИ РЕЗЕРВАМИ И СРЕДСТВАМИ ПЕНСИОНЕРОВ В РУКИ ЧАСТНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Буквально на днях произошло очередное знаковое событие, которое нагляднее любой критики в адрес действующих экономических властей говорит об откровенно провальном характере проводимой в стране финансово-экономической политики и тех бенефициарах, в чьих интересах на протяжении последних 20 лет функционирует система государственной власти.
Речь идёт о заявлениях Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме, который помимо пространных рассуждений о необходимости интеграции России в мировую экономику, приватизации государственного имущества и важности выхода на устойчивую траекторию экономического роста в размере 5% ежегодно, которых в России не наблюдается уже 4 года, затронул тему создания финансового мегарегулятора. Помимо того, что правительство намерено сконцентрировать в руках Банка России все функции по осуществлению надзора и контроля за финансовой системой (банковским сектором, фондовым рынком, валютными операциями, страховым рынком, трансграничным движением капитала и т.д.), так ещё чиновники намерены вывести из под контроля государства функции управления средствами «нефтегазовых кубышек» и государственным долгом.
Подтверждением того, что идея приватизации стратегической области государственных финансов одобрена в самых высоких коридорах власти и уже в ближайшее время получит законодательное утверждение в Государственной Думе, стало выступление депутата от фракции «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой. В середине января, в самый разгар «либерального угара» на Гайдаровском форуме, она заявила, что в Госдуму поступил законопроект о создании специализированных финансовых организаций.
Согласно имеющейся информации, в указанном документе правительство предлагает создать специализированное финансовое учреждение в форме акционерного общества, которому будут переданы функции по управлению средствами Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния, а также государственным долгом.
Насколько можно судить, речь идёт по сути дела о выведении части международных резервов России, принадлежащих Минфину и Правительству, из под контроля органов исполнительной власти в пользу частной коммерческой структуры.
Судя по всему, экономический блок правительства, оккупированный «гайдаровцами» и младореформаторами, планирует расширить программу приватизации бюджетной сферы и вслед за монетизацией льгот, приватизацией ЖКХ, погромом единой энергосистемы и внесения поправок в ФЗ-83, ознаменовавших легитимизацию роста платности социальных услуг, намерен отдать в частные руки управление стратегической областью государственных финансов – золотовалютными резервами и госдолгом.
ЦЕНА ВОПРОСА
Прежде всего, нужно чётко понимать о каком порядке цифр идёт речь и какого масштаба активы будут выведены из под контроля государства. Согласно официальным оценкам Банка России, размер средств Резервного Фонда за период с 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г. подскочил в 2,32 раза и достиг отметки в 1,885 трлн. рублей. Объем средств в Фонде национального благосостояния по состоянию на начало 2013 г. составляет порядка 2,690 трлн. рублей. В совокупности в российской нефтегазовой «кубышке», в угоду которой Минфин ежегодно изымает из отечественной экономики свыше 3-5% ВВП (в лучшие годы 7-10% ВВП) и поддерживает хроническое недофинансирование экономики, ЖКХ, образования и здравоохранения, по состоянию на начало 2013 г. без дела лежит свыше 4,575 трлн. рублей. Это эквивалентно 152,5 млрд. долл. или 35% федерального бюджета России в 2012 г.
Всего же, согласно оценкам самого Банка России, по состоянию на 1 декабря 2013 г. совокупный размер неиспользуемого остатка средств Минфина на счетах в Центральном Банке России и в коммерческих банках составляет 8,823 трлн. рублей. Из которых 7,436 трлн. рублей приходится на средства, размещённые на счетах в Банке России, а 1,387 трлн. рублей – на остаток средств в коммерческих банках. Только за период с начала 2012г. объём лежащих без дела средств Минфина, полученных в результате изъятия денег из экономики под антинаучные рассуждения о борьбе с инфляцией (инфляция в России носит немонетарный характер и обусловлена скачкообразным ростом цен на услуги ЖКХ, ГСМ, транспорт, продовольствие, а также высокими коррупционными поборами, монополизмом и дорогими кредитами), подскочил на 34,7% (с 6,547 трлн. рублей). Тогда как ещё в начале 2011 г. размер временно свободных средств федеральных органов власти достигал 4,832 трлн. рублей.
Другими словами, российские чиновники, судя по их заявлениям, готовы выделить практически 73,5% федерального бюджета России из под контроля государства (если с огромной натяжкой считать Банк России органом государственной власти) и отдать под контроль частного ОАО. Эта сумма эквивалентна практически 13,5% ВВП России – именно о таком порядке цифр может идти речь в случае, если все свободные средства Минфина будут переданы под контроль коммерческой структуры, которая получит право распоряжаться ими по своему усмотрению.
Что касается размера государственного долга, то по состоянию на начало 2013г. внутренний долг федерального правительства достигал 3,995 трлн. рублей (133,2 млрд. долл.), тогда как внешняя задолженность правительства перед иностранными кредиторами составляет порядка 40,9 млрд. долл. Итого совокупная долговая задолженность федерального правительства перед кредиторами достигает 174,1 млрд. долл. Однако если учесть внешнюю задолженность российских компаний и банков, в которых государство владеет контрольным пакетом акций и, по сути дела, является основным акционером и гарантом возвратности выданных ресурсов, суммарная задолженность окажется многократно больше.
По оценкам самого Банка России, по состоянию на первое января 2012г. совокупная внешняя долговая нагрузка государственного сектора в расширенном определении (с учётом обязательств госкомпаний, госбанков, государственных гарантий и поручительств и т.д.) превышала 220,4 млрд. долл. К сожалению, более свежих данных по детализированной разбивке внешних заимствований российских резидентов в настоящий момент не имеется. Однако, учитывая, что в целом размер внешнего долга России за период с 1 января 2012г. по 1 января 2013г. увеличился на 15,4% (с 540,5 до 623,9 млрд. долл.), то логично предположить, что объём задолженности государства, а также государственных компаний и госбанков по состоянию на начало 2013г. варьируется в диапазоне 250-255 млрд. долл.
Таким образом, получается, что по самым скромным оценкам чиновники Минфина, Банка России и некоторые особенно больные на голову либерализмом вице-премьеры намерены передать в руки частного акционерного общества порядка 326,6 млрд. долл. (средства Резервного фонда, ФНБ и совокупный государственный долг России в узком определении). Если к этой цифре прибавить внешнюю задолженность государственных банков и госкомпаний, то объём средств под управлением Росфинагентства увеличится на 210 млрд. долл. (или на 64,4%) – до 536,6 млрд. долл. Если же в эту сумму включить прочие временно свободные средства федеральных органов власти, которые без дела лежат на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках, то размер активов, управлением над которыми получит частное акционерное общество, увеличится ещё на 143,3 млрд. долл. и превысит 679,9 млрд. долл.
Рис.1 «Нефтегазовая кубышка» России
Источник: Банк России, Минфин
Для сравнения, эта сумма (20,4 трлн. рублей), практически в 1,7 раз превышает совокупный размер федерального бюджета России в 2012 г. и эквивалентна 30% ВВП России. Безусловно, коррумпированным чиновникам и глобальному бизнесу, представленному транснациональным капиталом, есть за что бороться – в условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии эти средства могут помочь очень многим стратегическим конкурентам России удержаться на плаву и заработать колоссальные прибыли. Да, замминистра финансов Сергей Сторчак, известный широко публике благодаря тому, что, насколько можно судить, стал «разменной картой» в противостоянии «силовиков» и «либералов» и по этой причине провел в СИЗО «Лефортово» 11 месяцев, уже успел заявить, что на начальном этапе новое финансовое суперведомство получит в распоряжение 10% средств Фонда национального благосостояния.
По его мнению, ни о какой полной передаче накопленных в резервных внебюджетных фондах средств не может быть и речи – якобы они и так вложены в наиболее высоколиквидные активы и управляются Банком России. Однако, во-первых, в случае «политической целесообразности» мнение Сторчака никто и не спросит – он даже не министр и не вице-премьер. Во-вторых, репутация самого Сторчака, который успел сесть в СИЗО по обвинениям в махинациях при списании долгов иностранных государств перед Россией и, списав свыше 85 млрд. долл. долгов третьих стран перед РФ, умудрился втянуть Россию в долговую кабалу (внутренний госдолг расширился до 4 трлн. рублей), не вызывает никакого излишнего доверия.
В-третьих, как показал опыт с госкорпорациями и прочими «институтами развития», ничто не помешает доморощенным либералам, делающим бизнес на коммерциализации бюджетной сферы и распродаже госимущества, после окончательного наполнения ресурсной базы за счёт средств налогоплательщиков затем провести приватизацию вновь образованного акционерного общества. В-четвёртых, даже если Сторчак окажется прав, то совершенно ничто не помешает другим чиновникам уже в скором времени пересмотреть планы инициаторов и внести существенные изменения в закон о Росфинагентстве.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Да, безусловно, практически наверняка будет составлена инвестиционная декларация, в которой будет содержаться описание функций, целей и задач Росфинагентства, а также обозначен список активов (ценных бумаг, депозитов, драгоценных металлов и камней и т.д.), в которые будет разрешено вкладывать международные резервы России. Однако дело не в этом – ещё никого в России (включая сам Банк России и Минфин) не останавливали прописанные в законах и нормативных актах положения. Парадокс заключается в том, что совершенно невозможно с точки зрения здравого смысла и с позиций рационального мышления (если таковым не считать разворовывание бюджетных средств и создание условий для коррупционных поборов) оправдать необходимость создания не просто отдельно взятого ведомства, которое получить право распоряжаться золотовалютным запасом страны, но акционерного общества.
Совершенно невразумительными выглядят попытки чиновников списать свои действия на мировой опыт и объяснить их попытками пойти по пути Норвегии, где управлением государственными резервами занимается специальное ведомство – Государственный пенсионный фонд Норвегии. Который в свою очередь делится на Глобальный фонд (Государственный нефтяной фонд) и Фонд Норвегия (Государственный страховой фонд). Под управлением которых по состоянию на 2012г. находилось свыше 570 млрд. долл. Аналогичные фонды есть в ОАЭ (ADIA – 650 млрд. долл.), Саудовской Аравии (SAMA – 470 млрд.), Китае (SAFE – 400 млрд., CIC – 350 млрд., HKMA – 310 млрд.), Сингапуре (GIC – 260 млрд.) и т.д.
Однако практически ни в одной стране мира управлением ЗВР, и тем более государственным долгом, не занимается частная коммерческая организация в форме акционерного общества, пускай и принадлежащая государству и контролируемая Минфином. Обусловлено это тем, что международные резервы, также как и государственный долг, относятся к стратегической области государственных финансов и напрямую связаны с обеспечением финансово-экономического суверенитета страны. Отдавать эту сферу финансовых отношений в руки акционерного общества, которое является государственным только на бумаге и лишь до поры до времени, является принятием недопустимых рисков и проявлением преступной халатности.
По крайней мере, в большинстве крупных экономически развитых и динамично развивающихся экономик, но только не в России, которая уже давно превратилась в «дойную корову» транснационального капитала, из которой ежегодно в рамках системы неэквивалентного внешнеэкономического обмена выкачивается от свыше 200-250 млрд. долл. в пользу глобального бизнеса и финансовой системы стратегических конкурентов.
РОССИЯ ЕЖЕГОДНО ТЕРЯЕТ ТРИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ ОТ ПРОВОДИМОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Если бы российские чиновники, критически значимая часть которых рассматривают государственную службу в качестве эффективного инструмента безнаказанного обогащения и хорошо вознаграждаемого механизма сдачи финансово-экономического суверенитета страны, действительно хотели повысить эффективность использования ЗВР (о чём на протяжении многих лет говорят лучшие экономисты и учёные РАН), то они бы могли без всяких проблем сделать это уже сегодня и без передачи стратегических резервов России в руки частной структуры. Прежде всего, в глаза бросается крайне низкая эффективность управления международными резервами, которые в номинальном выражении приносят России менее 1,5-2% годовых, что не покрывает инфляцию в США, ЕС, Японии и других странах, в валютах которых номинированы ЗВР.
С учётом реальной инфляции и падения покупательной способности резервных валют в связи с беспрецедентной накачкой международной финансовой системы со стороны ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии, Банка Англии, Банка Швейцарии (всего эмитировано порядка 7 трлн. долл. за последние 5 лет). Реальное обесценение российских международных резервов превышает 7-10% ежегодно. При этом нужно чётко отдавать себе отчёт в том, что от подобного рода «финансовой политики» накопления денег на «чёрный день», которые в условиях осознанного отказа властей от модернизации экономики и возрождения наукоёмких производств превращаются в «гробовые деньги» для похорон на кладбище «банановых республик», Россия несёт колоссальные инвестиционные потери.
Размещая за рубежом искусственно изъятые из экономики средства Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния под 1,5-2%, тогда как отечественные компании и банки, не имеющие доступа к долгосрочным и доступным финансовым ресурсам, вынуждены влезать в долговую яму и занимать за рубежом. Только по оценкам академика С.Глазьева, на так называемых «процентных ножницах» Россия ежегодно теряет как минимум 35-40 млрд. долл.
Тогда как Банк России оценивает чистые инвестиционные потери отечественной экономики в 2012г. от уплаты процентов по кредитам, дивидендов иностранным акционерам (чаще всего российским олигархам с оффшорной пропиской), ренты и прочих доходов на капитал в размере 53,4 млрд. долл. Всего же по итогам 2000-2012г. только на разнице уплачиваемых и получаемых факторных доходов (проценты, дивиденды, рента и т.д.) и хронического нежелания Центрального Банка России исполнять свои функции кредитора последней инстанции и основного инструмента рефинансирования экономики, Россия потеряла свыше 320,6 млрд. долл. Именно такова цена, которую заплатила Россия от осознанного отказа Банка России развивать комплексную систему рефинансирования отечественной экономики и превращения ЦБ РФ в филиал ВРС США и «валютный обменник».
И это не считая колоссального по своим масштабам чистого вывоза капитала за рубеж со стороны частного сектора, превысившего отметку в 56,8 млрд. долл. по итогам 2012г. (с учётом операций валютного свопа Банка России и коммерческих банков в размере 8,8 млрд. долл. нетто-отток капитала превысил 65,6 млрд.) и 365 млрд. за период 2008-2012г. А также хроническое отрицательное сальдо торговли услугами (44,8 млрд. в 2012г. и 153,5 млрд. за 5 лет), отрицательный баланс оплаты труда нерезидентов (12,3 млрд. долл. и 53,4 млрд. соответственно) и отрицательное сальдо счёта операций с капиталом (5,1 млрд. долл. в 2012г.).
С учётом упущенных возможностей, недополученных прибылей от капитала, неуплаты налогов и сборов, недозагрузки производственных мощностей, недофинансирования национальной экономики и изношенной на 80-85% базовой инфраструктуры, сокращения рабочих мест в реальном секторе экономики (свыше 115 тыс. только в 2012г.), Россия потеряла от статуса «дойной коровы» в одном только 2012г. свыше 200-250 млрд. долл. Что эквивалентно 10-11% ВВП и как минимум 50% федерального бюджета в 2012г.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий