Провальная валютная политика кабмина и Нацбанка Украины привела к обвалу официального курса гривны в три раза, а реального – в четыре. Госдолг вырос в полтора раза – с 1,1 трлн до 1,6 трлн грн. И это еще без мартовского транша МВФ в 5 млрд долларов. Украина на перепутье - 4 варианта развития событий и каждый хуже предыдущего.
Украина живет исключительно за счет валютных кредиторов. И второй источник для существования, на который надеются власти, – это приватизация госсобственности.Кабмин уже составил список таких активов. Однако такая модель экономики, основанная на распродаже государственных предприятий и на валютных кредитах, по определению бесперспективна, пишет в своем блоге директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров.
До начала лета Украина еще как-то продержится на остатках первого 5-миллиардного транша от МВФ, но дальше – тупик.
Вариантов дальнейшего развития событий на Украине четыре, указывает Александр Гончаров. Первая же невыплата госдолга будет означать дефолт страны. Это значит, что будет еще большая девальвация гривны, гиперинфляция, волна банкротств, уничтожение сбережений, массовые увольнения и т.д. В общем, страну ждет все то же самое, что и сейчас, только в еще большем масштабе.
Третий вариант – МВФ продолжит давать новые транши кредитов, даже если Киев так и не сможет договориться с кредиторами или сможет реструктурировать долги, но на меньшую, чем требует фонд, сумму. Тогда это будет уже чистая финансовая пирамида, говорит Гончаров. Кредиты МВФ нельзя вкладывать в экономику, это по сути виртуальные деньги – для пополнения золотовалютных резервов и выплаты старых долгов фонду. Этот вариант означает искусственное поддержание жизни, но не выздоровление.
Больше с экономической точки зрения вариантов для Украины нет, считает Гончаров. Как видно, один вариант хуже другого, а расчет на инвестиции еще и оторван от реальности.
Если выбирать лучшее из зол, то это дефолт. Падение на самое дно в любом случае неизбежно, но дефолт ускорит шоковую терапию для страны, и это даст возможность начать выход из шока раньше. Плюс по долгам будет дана передышка, а значит, вместо оплаты долларовых долгов появятся деньги на саму экономику.
«К сожалению, кризис на Украине продлится еще очень долго. В лучшем случае, в 2016 году Украина достигнет дна, в 2017-м наступит стагнация, приправленная разговорами о том, что так жить нельзя, и только в 2018 году может начаться вялый подъем, который, возможно, ускорится в 2019-м», – ожидает экономист.
По оценке Охрименко, в лучшем случае экономика Украина вернется к домадайновскому уровню 2013 года только в 2023 году. «Но это при условии, что власть будет работать, а не болтать и перекрашивать заборы», – говорит украинский экономист.
Нужные шаги
Выход для Украины – в оптимизации бюджетных расходов, например, на чиновничий аппарат, рассказывает экономист Александр Колтунович газете Взгляд. Делать надо это не такими методами, как сейчас. С одной стороны, урезаются социальные расходы по рекомендациям МВФ. А с другой, растут расходы на милитаризацию страны.
Так, по данным Охрименко, в январе-феврале 2015 года на 2 млрд грн уменьшены выплаты по пенсиям, почти на 1,2 млрд грн меньше было профинансировано образование, и на 0,8 млрд грн меньше получила охрана здоровья. Но зато 2 млрд грн дополнительно получила оборона и около 0,7 млрд грн – правоохранительные органы.
Надо запустить производства, что создаст рабочие места и повысит покупательную способность, и наладить торгово-экономическое сотрудничество с Россией и странами Евразийского экономического союза, отмечает Колтунович. Это позволит вернуть украинский экспорт и доходы от него в бюджет страны.
Пока, к сожалению, украинская власть выбирает финансовую пирамиду МВФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий