Публичные заявления Барака Обамы об "исключительности Америки" прозвучали вроде бы искренне. И хотя такой национальный нарциссизм не новость, открытое и близорукое высокомерие главного американца наводит на размышления. На самом ли деле президентОбама говорил от лица всей американской нации? Настолько ли эта нация консолидирована, чтобы выступать перед миром как единое целое? И есть ли вообще моральное право у чернокожего президента США произносить от лица всех американцев: "Мы, Америка"?
Для начала отметим, что из 300 с лишним миллионов граждан США в процессе управления государством участвуют преимущественно потомки переселенцев из Европы. При этом англосаксы уже более 200 лет занимают господствующие позиции в стране - в политике, бизнесе, во всех значимых сферах жизни общества. Абсолютно никаких формальных преимуществ у них, казалось бы, нет и никогда не было, но факт остается фактом: англосаксы - настоящие хозяева жизни в США. Они составляют подавляющее большинство в конгрессе, федеральных и местных органах управления, в министерствах, военных и гражданских ведомствах. Особо видную роль во всех этих областях играют также граждане еврейского происхождения, представители финансовой элиты.
У этой группы граждан высокий уровень жизни, она является носителем традиций "покорителей дикого Запада", преимущественно консервативна, и, действительно, многие ее представители верят в свою исключительность. Именно в этой группе существуют "закрытые клубы" тех, кто определяют политику Соединённых Штатов.
Если президент Обама говорил об этой части Америки, то здесь закралась, мягко говоря, неточность. Англосаксы не "жертвует свою кровь и свой достаток" на благо чужой свободы. Белый коренной американец давно является редкостью в экспедиционных войсках США. В их составе в основном воюют лица из числа неимущих граждан других национальностей, продающие свою кровь за деньги.
Казалось бы, на стороне Обамы должны быть самые многочисленные белые граждане США - немцы. Их насчитывается около 50 миллионов человек. Однако у них нет особых оснований чем-то гордиться в истории этой страны. Единственным за всю историю Америки этническим немцем-президентом был Дуайт Эйзенхауэр, герой Второй мировой войны. В целом же эта огромная часть населения США остаётся на позициях "среднего американца".
Может быть, президент говорил от лица 38 миллионов афроамериканцев - потомков черных рабов, так и не сумевших полностью интегрироваться в "процветающую Америку"? Чувствуют ли себя его собратья по цвету кожи миссионерами "ее величества Свободы" среди "диких" народов в неизведанных землях?
Их представители в американских структурах власти и бизнеса единичны, среди них высок процент неграмотных и безработных, процветает преступность и наркобизнес. На социальной лестнице они стоят ниже англосаксов. Едва ли у них есть основания говорить: "Мы лучше других народов".
Может быть, слова Обамы поддержат 42 миллиона выходцев из Латинской Америки? Ведь, казалось бы, они нашли себе здесь лучшие условия, чем у себя на родине в Мексике, Пуэрто-Рико или Эквадоре? Это тоже трудно представить, потому что немалая часть их даже не знает английского языка и живет в замкнутых диаспорах по своим внутренним законам. Их жизненный уровень и условия существования несравненно хуже, чем у "коренных" американцев. Бесконечно далеки от них американский президент и его взгляды на "исключительность".
Тем более сложно представить, что к словам Обамы присоединятся 12 миллионов жителей китайских "чайна таунов", 3,5 млн. арабов или новые переселенцы из Европы и Азии, живущие в ожидании "грин кард". Их взгляд на американское общество имеет очень низкую точку отсчета, и в социальном плане от коренного населения их отделяет пропасть.
В США существуют миллионы переселенцев и других национальностей, которых занесли из Европы и Азии волны послевоенной иммиграции. В том числе русских, украинцев, евреев, греков, итальянцев, корейцев, японцев. Они по-разному устроились в этой стране, но все ощущают себя "новыми американцами". Однако и они бесконечно далеки в реальности их прав и возможностей от граждан, вхожих в закрытые клубы и масонские ложи "коренной" Америки. Даже если они преуспели в бизнесе или науке.
Как ни пытайся отыскать в Соединённых Штатах "единую Америку" - ничего не получится. Такой страны сегодня нет. Есть конгломерат наций с очень различным социально-экономическим статусом, и есть высшая правящая каста англосаксонских "жрецов демократии" с темнокожим президентом Бараком Обамой в услужении.
Мысли об американской "исключительности" снова приходят на ум с решением администрации о приостановке работы государственных учреждений США. Это не только удар по интересам 800 тыс. американцев, отправляемых в неоплачиваемый отпуск. Правительство США является крупнейшим работодателем в стране, так что последствия бюджетного коллапса затронут прямо или опосредованно не менее 3 млн. человек и ударят по всей жизнедеятельности страны.
А ведь это решение является результатом столкновения политических группировок, демонстрирующих, что сведение счётов между собой для них важнее интересов сограждан. Конечно, кто-то из американских политиков может заявить, что такая ситуация является высшим проявлением демократии. На это надо сказать, что американский тип демократии изначально предполагает решение накапливаемых в обществе проблем за счёт основной массы трудового населения.
Примеров тому множество, и один из самых ярких - принудительная экспроприация наличного золота у населения в период Великой депрессии. Когда депрессия достигла своего пика весной 1933 года, появился указ президента Ф.Рузвельта, в соответствии с которым население обязывалось в течение одного месяца сдать всё имевшееся у него золото в ФРС, которая, как известно, является не государственным, а частным учреждением.
"Консолидация ресурсов страны необходима, чтобы вывести Америку из депрессии", — говорил Ф.Рузвельт. И это было сделано. Что в сравнении с таким гигантским ограблением собственных граждан принудительные неоплаченные отпуска для 800 тыс. государственных служащих? Сущие пустяки.
В "исключительной" Америке не в первый раз проблему решают за счет рядовых граждан, совершенно не считаясь с ними. Это та самая демократия, которой гордится президент Барак Обама. Хотя теоретически возможен по-настоящему демократический вариант: конгрессмены-республиканцы отказываются получать зарплату вместе с госслужащими, пока не будет достигнуто соглашение с администрацией. Это как раз в традиции "голодовки" честных борцов за справедливость. Ведь они получают свою зарплату из государственного бюджета, а коли он им не нравится, могут таким образом выказать и свое отношение к нему. Такой поступок законодателей вызвал бы симпатии американцев.
Однако не тут-то было. "Борцы за идею" предпочли довести ситуацию до паралича госаппарата, сохраняя при этом свои доходы. В этом американская демократия - вся, как на ладони.
Поэтому если Обаме снова захочется высказаться об "исключительности" Америки, ему надо будет пояснить, что суть этой "исключительности" - в исключительных правах ее правителей. А все остальные разговоры - это ритуальные заклинания американских "жрецов демократии" для непосвященных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий