Александр Зеличенко
Чем нехороша палате имеющаяся (мне она вообще-то тоже не очень нравится)? Тем, что производит невысокого качества культурные продукты? Или тем, что культурная элита разбежалась с элитой нравственной: врет много, а при случае и приворовывает?
Нет, конечно – всё наоборот. Плоха культурная элита не тем, что много врет, а тем – что мало. Совершенно недостаточно врет с точки зрения авторов идеи.
Недостаточное вранье объявлено антипатриотическим (в этом нет ничего нового: нежелание врать антипатриотично у нас издавна) и русофобским (в этом есть определенная новация: раньше говорили «антисоветское»). В целом же, тоже ничего нового: мерзацы всегда стремились объявить нелюбовь к ним, мерзацам и к их мерзостям, нелюбовью к Родине.
Новое здесь разве что то, что последние годы от явного смешения этих двух нелюбовей на официальном уровне власть все же воздерживалась. Теперь сдерживаться перестала.
Как же предлагается менять недостаточно врущую элиту на достаточно? Очень просто: привезти из регионов желающих врать как надо (как я понимаю, речь идет о светах из Иваново). Объяснить им, как именно надо врать. А потом сделать из них звезд, «раскрутить». Этакая «фабрика звезд». Технология простая и уже апробированная. Правда, раньше совсем открыто о ней говорить стеснялись, но время идет – стеснительность уменьшается...
Если бы план исходил от людей, совсем чуждых культуре, его можно было бы объяснить глупостью или безграмотностью. Но когда автором плана является главред газеты, которая так и называется – «Культура», единственное объяснение, которое приходит на ум, состоит в том, что план уже осуществляется давно, и докладчица сама является продуктом его реализации.
Культурную элиту составляют талантливые люди. Талантливые творцы, способные производить культурные продукты высокого качества, и талантливые зрители, способные отличать культурные продукты высокого качества от культурных продуктов низкого качества. Поэтому в культурную элиту нельзя назначить. Люди поднимаются туда благодаря своему таланту и, как мы видим в последние десятилетия, покидают ее, когда талант «изнашивается». Тот же Никита Михалков попал в элиту не из-за папы. Просто он снимал талантливые фильмы. А потом стал снимать бездарные. И элиту покинул. И сколько ни награждай он сам себя, сколько ни «раскручивай» – в элиту он таким образом вернуться не сможет.
Поэтому единственный способ избавиться от культурной элиты – это избавиться от нее физически: убить или выгнать.
Что же касается создания новой элиты, то здесь способов два. Первый, естественный – открыть дорогу талантливым людям, дать их таланту реализоваться и засверкать. Второй – выкинуть из культурной жизни все по-настоящему талантливое с тем, чтобы серое на черном фоне производило впечатление белого. Советский опыт культурного строительства использовал обе возможности. Именно поэтому советская культурная элита получилась такой двухцветной: рядом с настоящими талантами там всегда было много серости. Серость поддерживалась советским официозом, но в реальности только оттеняла свет талантов: они блистали на фоне серости, как бриллианты на сером бархате.
Сейчас же план предлагается иной. Хотя, что я говорю – предлагается? Он уже очень давно реализуется. План состоит в том, чтобы вычистить все талантливое. По сути, такой план означает превращение естественной культурной деградации в искусственно культивируемую. Иначе говоря, речь идет уже даже не о сознательном растлении, а о растлении широко объявленном в качестве государственной политики.
Насколько велики шансы на успешную реализацию такого плана? Они были бы велики, если бы не рождались новые таланты, стремящиеся к творческой самореализации. Но они рождаются и созревают. Конечно, на определенных этапах развития, их можно обмануть – увлечь той или иной ложью. Но сделать это надолго с большим талантом невозможно по очень простой причине. Развитие таланта – это расширение сознание: человек начинает видеть мир всё более сложным, видеть его с разных сторон, видеть всё больше связей между вещами мира, в общем видеть «всё больше мира». И поэтому ему становится всё виднее ограниченность любой лжи, которая выхватывает какую-то одну сторону действительности и раздувает ее так, что другие стороны оказываются уже невидимыми.
Любая ложь – карикатура на действительность, и талантливому человеку (если это крупный талант) нельзя не видеть этой карикатурности. Можно попробовать обманывать себя, выдавать ложь за правду. Но если такая попытка удачна, она останавливает развитие таланта или же просто ведет к его деградации. Это мы видим вокруг постоянно.
Именно поэтому план «новоэлитников» в долгосрочной перспективе нереализуем. У общества достаточно механизмов защиты от подобных посягательств. Но в краткосрочной перспективе (а она измеряется здесь годами, а иногда – и десятилетиями) ущерб духовному здоровью народа может быть нанесен очень серьезный. Впрочем, сослагательное наклонение здесь неуместно. Он уже нанесен. Причем нанесен теми, кто сегодня громче других кричит о проблемах нашей культуры, стараясь, сознательно или по глупости – неважно, добить ее совсем.
Хороший рецепт смены был у Сталина - убрать явных врагов и добавить молодых и талантливых, остальные начнут пахать на благо Родины.
ОтветитьУдалить