Белорусский партизан
Продолжается скандал, вызванный арестом в Минске генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. Нарастает калийная война между бывшими партнерами. «Белорусский партизан» решил собрать все обвинения белорусской стороны своих российских партнеров и выяснить у экспертов рнка, насколько они обоснованы.
Мы наши специалиста, который много лет занимался продажей калийных удобрений и прекрасно разбирается в том, что происходило в Белорусской калийной компании. Он согласился прокомментировать все обвинения белорусских властей. Правда, он просил не называть его имени, потому что белорусские спецслужбы хватают каждого, кто предметно высказывается по делу главы «Уралкалия». Следствие подшивает в дело даже анонимные комментарии специалистов в СМИ. Но для нас главное - узнать правду о работе Белорусской калийной компании. Итак, в чем же состоит суть конфликта?
- В Минске сейчас звучат обвинения в адрес российских сотрудников БКК в организации мошеннической схемы с целью захвата контроля над сбытом калия. «Беларуськалий» обвиняет россиян в том, что они начали продавать удобрения «налево» первыми.
- Утаить какую-либо информацию о продажах продукции в БКК было невозможно. Стратегия продаж компании и ценовая политика на основных рынках, годовой бюджет продаж, а также материальные его изменения в течение года всегда обсуждались и утверждались на заседаниях Наблюдательного совета БКК (50% членов Наблюдательного совета представляли белорусскую сторону и 50% – российскую).
Ежедневные и оперативные изменения на рынке, индивидуальные переговоры и контракты, а также их условия обсуждались сотрудниками БКК в головном офисе в Минске и региональных офисах. Каждый контракт согласовывался сотрудниками БКК в Минске, его визировали главный бухгалтер, начальник юридического отдела, начальник отдела логистики, начальник фрахтового отдела, заместитель генерального директора по логистике, начальник финансового отдела, сотрудник и начальник службы экономической безопасности, заместитель по финансам, начальник управления продаж, первый зам по продажам – и только 4 человека из 12 в этом списке являлись россиянами. Последним подписывал документы генеральный директор и только в случае наличия всех виз.
Телефонные переговоры и в офисе, и по мобильным телефонам всегда прослушивались. Переписка по электронной почте читалась и копировалась. Сервер компании строго охраняется. Доступ к нему имели только представители службы безоп ности, бывшие сотрудники КГБ – естественно, исключительно граждане Беларуси. Такова белорусская практика.
БКК несколько раз проверяли КГБ, различные министерства и ведомства. Только за последние 2 года было проведено не менее 10 проверок. Заместитель председателя КГБ долгое время входил в состав Наблюдательного совета БКК.
В головном офисе БКК в Минске летом 2013 года работало около 100 человек, из которых россияне было только 5 человек.
Кадровая политика определялась генеральным директором. Им, как известн был старый шкловский протеже Лукашенко по фамилии Иванов. Недавно его перевели в администрацию президента на должность заместителя главы. Тем не менее, кадры в БКК всегда были ее одной из основных проблем, на что постоянно указывали представители «Уралкалия». Штат сотрудников был сильно раздут. Деловые качества зачастую играли далеко не первую роль при подборе персонала. Компания получила прозвище «детсад Совмина» за большое количество детей министров и прочих влиятельных людей в компании. В результате, руководители подразделений, включая и самого генерального директора, не говорили ни на одном иностранном языке. В связи с этим в компании, которая должна была заниматься исключительно экспортом, белорусские представители путешествовали по миру с переводчиком. Участие в переговорах, чтение переписки, прессы или просто контакты с покупателями для руководителей из числа белорусов были сильно затруднены. Даже общение с собственными сотрудниками в региональных офисах для них было невозможно без участия переводчика.
Для обслуживания белорусских специалистов в БКК работали до 5 переводчиков ежедневно, в том числе дополнительно по сменам. Расходы только на оплату труда и путешествия бизнес-классом (для помощи в заказе блюд и напитков генеральному директору) переводчиков компании составляли сотни тысяч долларов в год. Ни Николаенко, ни Иванов, ни даже нынешний генеральный директор Кудрявец английским языком не владеют. При этом все россияне владели английским языком и свободно вели общение и переписку.
При этом учить английский язык или просто изучать экономику и рынок удобрений белорусские руководители не спешили, так как воспринимали свои должности как данность. Низкая компетентность сотрудников и представителей акционера с белорусской стороны (включая руководство «Беларуськалия» и концерна «Белнефтехим») приводила к повышенной подозрительности, дополнительным проверкам документов, затягиванию или простому отказу от принятия решений. Компания долгие годы не могла не только развиваться, но даже просто эффективно функционировать.
Генеральный директор назначался исключительно с белорусской стороны (Николаенко В.С. – бывший зам.министра торговли, Иванов В.Н. – бывший вице-премьер). Кудрявец работала заместителем генерального директора ОАО «Беларуськалий» по коммерции. Все 8 лет и до последнего дня совместной работы с «Уралкалием» в рамках единой системы сбыта право подписи контрактов и распоряжения деньгами компании находилось исключительно у генерального директора БКК. Доверенности на право подписи не выдавались.
В редких случаях исполнение обязанностей генерального директора в его отсутствие передавалось замам. Преимущественно исполнение обязанностей передавалось заму по логистике (белорус – Касько). Заместитель генерального директора по логистике руководил всем исполнением контрактов, что включало фрахтование судов и перевозки по железной дороге. Двое из 5 россиян в Минске (Самойлов – начальник отдела фрахта и Голикова – начальник отдела логистики) подчинялись непосредственно Касько М.М.
В каждом из региональных офисов работал представитель белорусской стороны. Это было сделано по инициативе «Уралкалия» с целью подтверждения полной прозрачности бизнеса. Белорусы в региональных офисах работали на позициях в продажах, принимали участие во всех коммерческих переговорах и встречах, вели документооборот. При этом белорусская сторона не могла длительное время найти достойные кадры для заполнения вакансий во всех 6 региональных офисах. Дети чиновников не всегда владели навыками и качествами для отправки зарубеж, но брать людей по конкурсу белорусская сторона не разрешала. Ротация белорусских кадров была существенной. Представителей россиян в региональных офисах не было, за исключением Китая и Сингапура. Политика «Уралкалия», на базе которого строилась региональная сеть БКК, еще до момента создания совместного трейдера заключалась в подборе лучших специалистов внутри тех стран, где проходила работа. Директорами офисов могли быть только местные кадры. Эта политика после сильного сопротивления белорусской стороны была сохранена и в БКК.
Все базы данных (электронный архив сделок, план продаж, бумажные контракты и документы, электронные архивы переписки и т.д.) велись открыто. Права доступа контролировала служба безопасности БКК. В базу данных заносились абсолютно все отгрузки.
- Насколько возможно сокрытие истинных размеров скидок и преференций для покупателей, как говорил представитель Следственного комитета Павел Траулько?
- Существует установившаяся рыночная практика предоставления скидок клиентам на рынках сбыта.
В компании действовало и строго выполнялось «Положение о выплате премий и скидок», которое было утверждено Наблюдательным советом компании. Выплата скидок и премий была возможна только после подписания генеральным директором соответствующего соглашения или контракта. Генеральный директор подписывал документ в случае его визирования все теми же 9-12 подписями. Скрыть скидки и преференции в таком процессе просто невозможно, так как сокрытие не создает обязательства для БКК в последующей выплате.
Во время кризиса 2008-2009 года БКК столкнулось с новой формой премии и скидки, когда компания была вынуждена пойти на компенсацию покупателям части понесенных убытков от резкого обесценивания запасов калия. «Положение о выплате премий и скидок» такой формы выплаты не предусматривало. Несмотря на несовершенство документа, белорусская сторона на протяжении нескольких лет отказывалась вносить в текст какие-либо изменения. Для выплаты крупных компенсаций БКК приходилось каждый раз получать согласование Набсовета БКК. Но в каждом случае выплаты подписывались генеральным директором БКК и только после сбора подписей всех 9-12 руководителей подразделений компании.
- Можно ли занизить реальных цен, по которым сбывалась продукция?
- Занижать или завышать цены БКК было невозможно. Вся информация заносилась в единую электронную базу данных. «Уралкалий» был инициатором разработки и внедрения ERP-системы в БКК с целью консолидации и обработки всего массива информации о сделках.
Покупатели на рынках всегда имели равный доступ к трейдерам БКК как российской, так и белорусской стороны. Цены по сделкам БКК устанавливались централизованно из Минска. Отклонение цены одного покупателя на схожем рынке от другого покупателя всегда обсуждалось внутри БКК во время визирования контрактов 9-12 сотрудниками и при подписании генеральным директором. Если бы кто-то из менеджеров или руководителей занижал цены, то это было бы сразу видно остальным сотрудникам.
С момента прихода новых акционеров в «Уралкалий» и присоединения Сильвинита доля белорусского продукта, поставляемогона экспорт, только росла. Но «новой команде» белорусского руководства этого было постоянно мало. Договоренность о пропорции экспорта была достигнута на встрече руководства «Уралкалия» с тем же премьером Мясниковичем 28 декабря 2012 года. Тем не менее эта договоренность так и не была выполнена белорусским руководством.
- Еще одно обвинение со стороны белорусских следователей - это направление финансовых потоков через подконтрольные фирмы.
- «Уралкалий» экспортировал продукцию исключительно либо через БКК, либо через 100% дочернюю компанию «УралкалийТрейдинг» (УКТ) в Швейцарии. При этом, отгрузки через УКТ существовали с первого дня работы БКК.
О 86 тысяч тонн калия, которые «Беларуськалий» продал вне БКК с начала 2013 года через приближенных трейдеров завода и концерна «Белнефтехим» сотрудники БКК узнали от клиентов на рынке. Документов по ним в БКК не предоставлялись. Фактически, «Беларуськалий» и «Белнефтехим» такими продажами нанесли российскому партнеру урон на сумму от 15 до 31 миллиона долларов. Многие наблюдатели увидели в этом сценарии развития событий похожий подчерк с ситуацией вокруг «растворителей» и «разбавителей». Более того, ни для кого из сотрудников БКК не было секретом, что со временем объем поставок «Беларуськалия» через третьи структуры будет только увеличиваться.
7 декабря 2012 года председатель концерна «Белфтехим» Жилин представил президенту Беларуси презентацию, в которой говорилось: «По предложению «Белнефтехима», «Беларуськалия» и [генерального директора Иванова В.Н.] БКК, существует возможность нарастить экспорт калия из Беларуси в 2013 году на 0,7 млн.тонн по сравнению с планом продаж БКК, поставляя калий вне единой системы сбыта».
Именно данная презентация и легла в основу решения президентом об изменении Указа об эксклюзивном праве БКК на экспорт белорусского калия. Фактически, президента РБ ввели в заблуждение, убедив в том, что возможно без разрушения единого канала сбыта еще и нарастить объем продаж за рамками единой торговой системы.
- Было ли затягивание в своих интересах оплаты за поставленный товар?
- Что касается задолженности ЗАО «Белорусская калийная компания» перед ОАО «Беларуськалий», то средний период оплаты БКК в «Беларуськалий» за поставляемые калийные удобрения составлял около 30 дней с момента поставки товара. То есть практически вся текущая задолженность БКК перед «Беларуськалием» возвращалась в течение месяца белорусскому производителю.
Дополнительной проблемой при оплате за товар с конца 2012 года стало нежелание крупнейших американских банков-корреспондентов обслуживать платежи БКК, что также неминуемо приводило в ряде случаев к несвоевременной оплате за товар покупателями БКК, а, следовательно, и к задержке перечислений экспортной выручки на «Беларуськалий».
Несмотря на это, БКК использовало все наработанные за 6 лет связи и отношения с европейскими, российскими и белорусскими банками и обеспечивало не только движение денежных средств по безопасным маршрутам, но и привлекало банковские средства для финансирования своей задолженности перед «Беларуськалием» и ускорения расчетов за отгруженные удобрения.
За первое полугодие 2013 года ЗАО «БКК» заключило кредитные соглашения и договора факторинга, благодаря которым удалось ускорить перечисление экспортной выручки.
- Одна из претензий белорусской стороны – это то, что в 2012 году "Уралкалий" пропустил через БКК не более 20% своей продукции, а остальная реализовывалась через "УралкалийТрейдинг".
- Объем экспорта продукции ОАО «Уралкалий» через ЗАО «БКК» с самого начала совместной работы «Беларуськалия» и «Уралкалия» оставался всегда примерно на одном уровне. Белорусская сторона никогда не выдвигала «Уралкалию» претензий на этот счет.
Если рассматривать долю экспорта российского калия, включая ОАО «Сильвинит», через ЗАО «БКК» в суммарных продажах калия из России и Беларуси за 2006-2012 год, то становится очевидно, что «Уралкалий» за эти годы не ухудшал отношений со своим партнером. Изменилось отношение новой белорусской команды к перспективам работы с россиянами.
«Уралкалий» и «Беларуськалий» также изучали возможность создания новой совместной структуры, которая могла бы быть зарегистрирована в нейтральной юрисдикции, где международные банки получили бы так называемый комфорт прозрачности и управляемости бизнеса. Пока БКК оставалась в Беларуси, существенное зарубежное финансирование привлечь было невозможно. Так возник проект создания «Союзкалия» в Швейцарии. Обе стороны – и белорусская, и российская смогли бы только выиграть от создания этой структуры. Проект был заблокирован с белорусской стороны «новой командой» руководства БКК, «Беларуськалия» и «Белнефтехима», так как его реализация решила бы не только проблему сбыта калия в отношении концерна «Белнефтехим» и Беларуськалия, но и позволила бы Беларуси получить крупные и выгодные иностранные кредиты, которые так нужны стране. В этом случае «новая команда» не смогла бы реализовать свои планы по разрушению прозрачности единой сбытовой сети и фактическому присвоению белорусского экспорта для собственной наживы.
Основные проблемы в отношениях с «Уралкалием» начались после смены руководства на основных постах в Беларуси. Значимыми оказались следующие факторы:
1. назначение нового председателя концерна «Белнефтехим» Жилин И.Ф.
2. назначение нового генерального директора «Беларуськалия» Кириенко В.М.
3. отстранение от управления «калийной отраслью» первого вице-премьера и государственника Семашко В.И.
4. увеличение роли в определении внутренней политике и решении вопросов экономики «приближенного» бизнесмена Чижа Ю.А.
Кто же все-таки руководил БКК? В Минске утверждает, что всем заправляли русские. Об этом, например, заявил и.о. заместителя генерального директора БКК Константин Дедук в эфире белорусского ТВ.
- БКК создавалась на базе системы сбыта, отстроенной «Уралкалием» к концу 2005 года. Все региональные офисы БКК были созданы и укомплектованы на базе офисов УКТ, которые существовали к моменту образования БКК. Персонал УКТ перешел на работу в БКК полным составом. Имущество было передано «Уралкалием» в БКК за символическую плату. Руководство УКТ переехало в Минск из Женевы для работы в БКК. Беларусь и ее президент были заинтересованы в таком сотрудничестве, так как при полной прозрачности бизнеса страна получила возможность быстро наладить работу в период расставания с МКК в 2005 году. Этот период был нелегким. Экспорт осенью 2005 года упал настолько, что «Беларуськалий» постоянно находился на грани остановки. Ситуация была на грани краха в течение более полугода. Экспорт удалось наладить только летом 2006 года за счет системы сбыта, отстроенной российским «Уралкалием».
Не удивительно, что на позицию руководителя продаж были назначены российские специалисты. Беларусь просто не имела собственного персонала. При этом одним из главных условий совместной работы было строгое подчинение зама по продажам генеральному директору БКК, который назначался белорусской стороной. В момент создания СП между белорусами и россиянами была изначально достигнута договоренность о распределении позиций в компании с целью избежать взаимных претензий и конфликтов в будущем. Белорусская сторона потребовала разместить компанию в Беларуси, а головной офис в Минске.
Генеральный директор, главный бухгалтер, заместитель генерального по логистике, начальник службы безопасности, начальник юридического отдела, начальник протокола в компании, а позднее и начальник управления продаж, всегда были белорусами.
Россияне были представлены первым заместителем генерального по продажам, заместителем генерального по финансам, начальниками отделов логистики и фрахта. В первые годы россияне также занимали должности начальника управления продаж и начальника финансового отдела. Но с 2012 года эти должности были переданы белорусам. Заместитель по финансам был необходим «Уралкалию» для баланса с позицией главного бухгалтера с белорусской стороны, а также для правильности составления международной финансовой отчетности. Начальники отделов логистики и фрахта подчинялись заму по логистике с белорусской стороны, что также уравновешивало позиции внутри компании.
Первый заместитель не мог самостоятельно подписывать никакие документы. Все контракты визировались 12 сотрудниками, из которых 8 были белорусами только 4 россиянами. В случае отсутствия любой из виз, генеральный директор контракт не подписывал. Таким образом, без подробного объяснения всех сделок и ситуации на рынке деятельность просто была бы невозможна. Это и происходил все годы пока «новая команда» не сменила генерального директора.
С приходом Иванова на должность генерального директора белорусская сторона поставила жестко вопрос об увольнении финансового директора (заместитель по финансам) с российской стороны с целью заменить его на белоруса. Это было недопустимо для «Уралкалия», так как в этом случае в компании не осталось бы ни одного (!) представителя из России ни в бухгалтерии, ни в финансовой службе. Создавались препятствия и к назначению российского специалиста на должность первого зама по продажам.
Иванов, также как и его предшественник, не говорил на английском языке. В отличие от Николаенко новый директор плохо знал рынок и мало интересовался тем, как рынок работает. Он пришел в компанию с позиции вице-премьера и считал, что может научить персонал БКК, покупателей и весь мировой рынок калия работать правильно. В один момент «Уралкалий» и его директор по продажам Петров были объявлены врагами. В это же время Иванов привел с собой в БКК еще почти 10 сотрудников с низкими профессиональными качествами, но установил и им, и себе увеличенную оплату труда. Если Николаенко скромно ездил на старом Мерседесе Е-класса, то Иванов в первые дни своего руководства купил новый S-класс стоимостью выше 150 тысяч долларов, потратив на эти цели средства, выделенные акционерами на обновление 4 машин (ему и 3-м замам). Все полтора года своего управления Иванов посвятил путешествиям по миру в окружении свиты из 5 человек. Стоимость его туров по миру превысила годовой бюджет всех остальных сотрудников минского офиса, включая службу продаж. При этом эффект был отрицательным из-за неумения Иванова вести переговоры и простого незнания экономики и рынка удобрений. Одним из ярких примеров этого стала ситуация с IPL (IndianPotashLimited, один из крупнейших покупателей калия в мире). Иванов неоднократно заявлял на различных мероприятиях, что «такие клиенты как IPL нам не нужны». Подобные характеристики звучали и в адрес других крупных клиентов. Еще более серьезно осложнились отношения между БКК и IPLпосле того, как «Беларуськалий» отказался принять претензии IPLпо качеству.
С начала 2013 года Иванов посвятил большую часть своего времени поиску новой должности. Его целью было стать губернатором Могилевской области, но недостаточно жесткая позиция в отношении россиян не позволила Иванову получить благосклонность «новой команды». Все, чем он смог в результате довольствоваться, это переход на работу заместителем главы администрации с весьма размытыми полномочиями. Перед получением этой должности, с целью не навредить своей характеристике для перехода в администрацию, Иванов провел два месяца в отпусках и на больничных, фактически самоустранился от работы и переложил ответственность за принятие всех решений на заместителей. Подписывать документы Иванов просто категорически отказывался, но устно согласовывал. В это время шел спад рынка, клиенты требовали компенсаций потерь и пересчета цен. Заводы могли остановиться. Заместителям пришлось взять груз ответственности на себя, за что их теперь пытается обвинить белорусское руководство.
Действительно ли "Уралкалий" взял под товарные потоки БКК кредитов на сумму более 1 млрд $, при том, что поставки продукции «Уралкалия» через БКК якобы не превышали суммы 650 тыс.$? Об этом заявил некий Михаил Жуковский независимый эксперт входивший в состав созданной в Белоруссии специальной рабочей группы по изучению ситуации вокруг БКК и «Беларуськалия».
- После ареста Владислава Баумгертнера в белорусских средствах массовой информации сознательно тиражируется миф, что «Уралкалий» наживался за счет белорусских партнеров. В частности, сознательно в обвинительной форме преподносится информация, что «Уралкалий» взял под товарные потоки БКК кредиты, существенно превосходящие по объему сумму реализации БКК удобрений «Уралкалия», и что «Уралкалий» закладывал по своим кредитам выручку от продажи удобрений, произведенных «Беларуськалием».
В действительности, за такими обвинениями стоит лишь тот факт, что «Уралкалий» имел обязательство по поступлению выручки от БКК на свои расчетные счета и, естественно, только за свою продукцию.
У вас есть какое-то объяснение: почему вся ситуация зашла так далеко и привела к столь, мягко говоря, странным действиям белорусской стороны – аресту, прибывшего по непосредственному приглашению премьера Беларуси генерального директора «Уралкалия»?
- Похоже, что конкретные лица откровенно подставили президента Беларуси. Клановая борьба в республике очень сильна. Там, как мы знаем, используются любые, даже самые бесчеловечные методы в устранении противников. Так и на этот раз – с помощью откровенной лжи и подтасовки фактов одна группировка опрокидывает другую. Используют мнение и влияние Лукашенко. Подключаются силовые министерства. А в качестве заложника оказался российский гражданин – бывший партнер.
Мы наши специалиста, который много лет занимался продажей калийных удобрений и прекрасно разбирается в том, что происходило в Белорусской калийной компании. Он согласился прокомментировать все обвинения белорусских властей. Правда, он просил не называть его имени, потому что белорусские спецслужбы хватают каждого, кто предметно высказывается по делу главы «Уралкалия». Следствие подшивает в дело даже анонимные комментарии специалистов в СМИ. Но для нас главное - узнать правду о работе Белорусской калийной компании. Итак, в чем же состоит суть конфликта?
- В Минске сейчас звучат обвинения в адрес российских сотрудников БКК в организации мошеннической схемы с целью захвата контроля над сбытом калия. «Беларуськалий» обвиняет россиян в том, что они начали продавать удобрения «налево» первыми.
- Утаить какую-либо информацию о продажах продукции в БКК было невозможно. Стратегия продаж компании и ценовая политика на основных рынках, годовой бюджет продаж, а также материальные его изменения в течение года всегда обсуждались и утверждались на заседаниях Наблюдательного совета БКК (50% членов Наблюдательного совета представляли белорусскую сторону и 50% – российскую).
Ежедневные и оперативные изменения на рынке, индивидуальные переговоры и контракты, а также их условия обсуждались сотрудниками БКК в головном офисе в Минске и региональных офисах. Каждый контракт согласовывался сотрудниками БКК в Минске, его визировали главный бухгалтер, начальник юридического отдела, начальник отдела логистики, начальник фрахтового отдела, заместитель генерального директора по логистике, начальник финансового отдела, сотрудник и начальник службы экономической безопасности, заместитель по финансам, начальник управления продаж, первый зам по продажам – и только 4 человека из 12 в этом списке являлись россиянами. Последним подписывал документы генеральный директор и только в случае наличия всех виз.
Телефонные переговоры и в офисе, и по мобильным телефонам всегда прослушивались. Переписка по электронной почте читалась и копировалась. Сервер компании строго охраняется. Доступ к нему имели только представители службы безоп ности, бывшие сотрудники КГБ – естественно, исключительно граждане Беларуси. Такова белорусская практика.
БКК несколько раз проверяли КГБ, различные министерства и ведомства. Только за последние 2 года было проведено не менее 10 проверок. Заместитель председателя КГБ долгое время входил в состав Наблюдательного совета БКК.
В головном офисе БКК в Минске летом 2013 года работало около 100 человек, из которых россияне было только 5 человек.
Кадровая политика определялась генеральным директором. Им, как известн был старый шкловский протеже Лукашенко по фамилии Иванов. Недавно его перевели в администрацию президента на должность заместителя главы. Тем не менее, кадры в БКК всегда были ее одной из основных проблем, на что постоянно указывали представители «Уралкалия». Штат сотрудников был сильно раздут. Деловые качества зачастую играли далеко не первую роль при подборе персонала. Компания получила прозвище «детсад Совмина» за большое количество детей министров и прочих влиятельных людей в компании. В результате, руководители подразделений, включая и самого генерального директора, не говорили ни на одном иностранном языке. В связи с этим в компании, которая должна была заниматься исключительно экспортом, белорусские представители путешествовали по миру с переводчиком. Участие в переговорах, чтение переписки, прессы или просто контакты с покупателями для руководителей из числа белорусов были сильно затруднены. Даже общение с собственными сотрудниками в региональных офисах для них было невозможно без участия переводчика.
Для обслуживания белорусских специалистов в БКК работали до 5 переводчиков ежедневно, в том числе дополнительно по сменам. Расходы только на оплату труда и путешествия бизнес-классом (для помощи в заказе блюд и напитков генеральному директору) переводчиков компании составляли сотни тысяч долларов в год. Ни Николаенко, ни Иванов, ни даже нынешний генеральный директор Кудрявец английским языком не владеют. При этом все россияне владели английским языком и свободно вели общение и переписку.
При этом учить английский язык или просто изучать экономику и рынок удобрений белорусские руководители не спешили, так как воспринимали свои должности как данность. Низкая компетентность сотрудников и представителей акционера с белорусской стороны (включая руководство «Беларуськалия» и концерна «Белнефтехим») приводила к повышенной подозрительности, дополнительным проверкам документов, затягиванию или простому отказу от принятия решений. Компания долгие годы не могла не только развиваться, но даже просто эффективно функционировать.
Генеральный директор назначался исключительно с белорусской стороны (Николаенко В.С. – бывший зам.министра торговли, Иванов В.Н. – бывший вице-премьер). Кудрявец работала заместителем генерального директора ОАО «Беларуськалий» по коммерции. Все 8 лет и до последнего дня совместной работы с «Уралкалием» в рамках единой системы сбыта право подписи контрактов и распоряжения деньгами компании находилось исключительно у генерального директора БКК. Доверенности на право подписи не выдавались.
В редких случаях исполнение обязанностей генерального директора в его отсутствие передавалось замам. Преимущественно исполнение обязанностей передавалось заму по логистике (белорус – Касько). Заместитель генерального директора по логистике руководил всем исполнением контрактов, что включало фрахтование судов и перевозки по железной дороге. Двое из 5 россиян в Минске (Самойлов – начальник отдела фрахта и Голикова – начальник отдела логистики) подчинялись непосредственно Касько М.М.
В каждом из региональных офисов работал представитель белорусской стороны. Это было сделано по инициативе «Уралкалия» с целью подтверждения полной прозрачности бизнеса. Белорусы в региональных офисах работали на позициях в продажах, принимали участие во всех коммерческих переговорах и встречах, вели документооборот. При этом белорусская сторона не могла длительное время найти достойные кадры для заполнения вакансий во всех 6 региональных офисах. Дети чиновников не всегда владели навыками и качествами для отправки зарубеж, но брать людей по конкурсу белорусская сторона не разрешала. Ротация белорусских кадров была существенной. Представителей россиян в региональных офисах не было, за исключением Китая и Сингапура. Политика «Уралкалия», на базе которого строилась региональная сеть БКК, еще до момента создания совместного трейдера заключалась в подборе лучших специалистов внутри тех стран, где проходила работа. Директорами офисов могли быть только местные кадры. Эта политика после сильного сопротивления белорусской стороны была сохранена и в БКК.
Все базы данных (электронный архив сделок, план продаж, бумажные контракты и документы, электронные архивы переписки и т.д.) велись открыто. Права доступа контролировала служба безопасности БКК. В базу данных заносились абсолютно все отгрузки.
- Насколько возможно сокрытие истинных размеров скидок и преференций для покупателей, как говорил представитель Следственного комитета Павел Траулько?
- Существует установившаяся рыночная практика предоставления скидок клиентам на рынках сбыта.
В компании действовало и строго выполнялось «Положение о выплате премий и скидок», которое было утверждено Наблюдательным советом компании. Выплата скидок и премий была возможна только после подписания генеральным директором соответствующего соглашения или контракта. Генеральный директор подписывал документ в случае его визирования все теми же 9-12 подписями. Скрыть скидки и преференции в таком процессе просто невозможно, так как сокрытие не создает обязательства для БКК в последующей выплате.
Во время кризиса 2008-2009 года БКК столкнулось с новой формой премии и скидки, когда компания была вынуждена пойти на компенсацию покупателям части понесенных убытков от резкого обесценивания запасов калия. «Положение о выплате премий и скидок» такой формы выплаты не предусматривало. Несмотря на несовершенство документа, белорусская сторона на протяжении нескольких лет отказывалась вносить в текст какие-либо изменения. Для выплаты крупных компенсаций БКК приходилось каждый раз получать согласование Набсовета БКК. Но в каждом случае выплаты подписывались генеральным директором БКК и только после сбора подписей всех 9-12 руководителей подразделений компании.
- Можно ли занизить реальных цен, по которым сбывалась продукция?
- Занижать или завышать цены БКК было невозможно. Вся информация заносилась в единую электронную базу данных. «Уралкалий» был инициатором разработки и внедрения ERP-системы в БКК с целью консолидации и обработки всего массива информации о сделках.
Покупатели на рынках всегда имели равный доступ к трейдерам БКК как российской, так и белорусской стороны. Цены по сделкам БКК устанавливались централизованно из Минска. Отклонение цены одного покупателя на схожем рынке от другого покупателя всегда обсуждалось внутри БКК во время визирования контрактов 9-12 сотрудниками и при подписании генеральным директором. Если бы кто-то из менеджеров или руководителей занижал цены, то это было бы сразу видно остальным сотрудникам.
С момента прихода новых акционеров в «Уралкалий» и присоединения Сильвинита доля белорусского продукта, поставляемогона экспорт, только росла. Но «новой команде» белорусского руководства этого было постоянно мало. Договоренность о пропорции экспорта была достигнута на встрече руководства «Уралкалия» с тем же премьером Мясниковичем 28 декабря 2012 года. Тем не менее эта договоренность так и не была выполнена белорусским руководством.
- Еще одно обвинение со стороны белорусских следователей - это направление финансовых потоков через подконтрольные фирмы.
- «Уралкалий» экспортировал продукцию исключительно либо через БКК, либо через 100% дочернюю компанию «УралкалийТрейдинг» (УКТ) в Швейцарии. При этом, отгрузки через УКТ существовали с первого дня работы БКК.
О 86 тысяч тонн калия, которые «Беларуськалий» продал вне БКК с начала 2013 года через приближенных трейдеров завода и концерна «Белнефтехим» сотрудники БКК узнали от клиентов на рынке. Документов по ним в БКК не предоставлялись. Фактически, «Беларуськалий» и «Белнефтехим» такими продажами нанесли российскому партнеру урон на сумму от 15 до 31 миллиона долларов. Многие наблюдатели увидели в этом сценарии развития событий похожий подчерк с ситуацией вокруг «растворителей» и «разбавителей». Более того, ни для кого из сотрудников БКК не было секретом, что со временем объем поставок «Беларуськалия» через третьи структуры будет только увеличиваться.
7 декабря 2012 года председатель концерна «Белфтехим» Жилин представил президенту Беларуси презентацию, в которой говорилось: «По предложению «Белнефтехима», «Беларуськалия» и [генерального директора Иванова В.Н.] БКК, существует возможность нарастить экспорт калия из Беларуси в 2013 году на 0,7 млн.тонн по сравнению с планом продаж БКК, поставляя калий вне единой системы сбыта».
Именно данная презентация и легла в основу решения президентом об изменении Указа об эксклюзивном праве БКК на экспорт белорусского калия. Фактически, президента РБ ввели в заблуждение, убедив в том, что возможно без разрушения единого канала сбыта еще и нарастить объем продаж за рамками единой торговой системы.
- Было ли затягивание в своих интересах оплаты за поставленный товар?
- Что касается задолженности ЗАО «Белорусская калийная компания» перед ОАО «Беларуськалий», то средний период оплаты БКК в «Беларуськалий» за поставляемые калийные удобрения составлял около 30 дней с момента поставки товара. То есть практически вся текущая задолженность БКК перед «Беларуськалием» возвращалась в течение месяца белорусскому производителю.
Дополнительной проблемой при оплате за товар с конца 2012 года стало нежелание крупнейших американских банков-корреспондентов обслуживать платежи БКК, что также неминуемо приводило в ряде случаев к несвоевременной оплате за товар покупателями БКК, а, следовательно, и к задержке перечислений экспортной выручки на «Беларуськалий».
Несмотря на это, БКК использовало все наработанные за 6 лет связи и отношения с европейскими, российскими и белорусскими банками и обеспечивало не только движение денежных средств по безопасным маршрутам, но и привлекало банковские средства для финансирования своей задолженности перед «Беларуськалием» и ускорения расчетов за отгруженные удобрения.
За первое полугодие 2013 года ЗАО «БКК» заключило кредитные соглашения и договора факторинга, благодаря которым удалось ускорить перечисление экспортной выручки.
- Одна из претензий белорусской стороны – это то, что в 2012 году "Уралкалий" пропустил через БКК не более 20% своей продукции, а остальная реализовывалась через "УралкалийТрейдинг".
- Объем экспорта продукции ОАО «Уралкалий» через ЗАО «БКК» с самого начала совместной работы «Беларуськалия» и «Уралкалия» оставался всегда примерно на одном уровне. Белорусская сторона никогда не выдвигала «Уралкалию» претензий на этот счет.
Если рассматривать долю экспорта российского калия, включая ОАО «Сильвинит», через ЗАО «БКК» в суммарных продажах калия из России и Беларуси за 2006-2012 год, то становится очевидно, что «Уралкалий» за эти годы не ухудшал отношений со своим партнером. Изменилось отношение новой белорусской команды к перспективам работы с россиянами.
«Уралкалий» и «Беларуськалий» также изучали возможность создания новой совместной структуры, которая могла бы быть зарегистрирована в нейтральной юрисдикции, где международные банки получили бы так называемый комфорт прозрачности и управляемости бизнеса. Пока БКК оставалась в Беларуси, существенное зарубежное финансирование привлечь было невозможно. Так возник проект создания «Союзкалия» в Швейцарии. Обе стороны – и белорусская, и российская смогли бы только выиграть от создания этой структуры. Проект был заблокирован с белорусской стороны «новой командой» руководства БКК, «Беларуськалия» и «Белнефтехима», так как его реализация решила бы не только проблему сбыта калия в отношении концерна «Белнефтехим» и Беларуськалия, но и позволила бы Беларуси получить крупные и выгодные иностранные кредиты, которые так нужны стране. В этом случае «новая команда» не смогла бы реализовать свои планы по разрушению прозрачности единой сбытовой сети и фактическому присвоению белорусского экспорта для собственной наживы.
Основные проблемы в отношениях с «Уралкалием» начались после смены руководства на основных постах в Беларуси. Значимыми оказались следующие факторы:
1. назначение нового председателя концерна «Белнефтехим» Жилин И.Ф.
2. назначение нового генерального директора «Беларуськалия» Кириенко В.М.
3. отстранение от управления «калийной отраслью» первого вице-премьера и государственника Семашко В.И.
4. увеличение роли в определении внутренней политике и решении вопросов экономики «приближенного» бизнесмена Чижа Ю.А.
Кто же все-таки руководил БКК? В Минске утверждает, что всем заправляли русские. Об этом, например, заявил и.о. заместителя генерального директора БКК Константин Дедук в эфире белорусского ТВ.
- БКК создавалась на базе системы сбыта, отстроенной «Уралкалием» к концу 2005 года. Все региональные офисы БКК были созданы и укомплектованы на базе офисов УКТ, которые существовали к моменту образования БКК. Персонал УКТ перешел на работу в БКК полным составом. Имущество было передано «Уралкалием» в БКК за символическую плату. Руководство УКТ переехало в Минск из Женевы для работы в БКК. Беларусь и ее президент были заинтересованы в таком сотрудничестве, так как при полной прозрачности бизнеса страна получила возможность быстро наладить работу в период расставания с МКК в 2005 году. Этот период был нелегким. Экспорт осенью 2005 года упал настолько, что «Беларуськалий» постоянно находился на грани остановки. Ситуация была на грани краха в течение более полугода. Экспорт удалось наладить только летом 2006 года за счет системы сбыта, отстроенной российским «Уралкалием».
Не удивительно, что на позицию руководителя продаж были назначены российские специалисты. Беларусь просто не имела собственного персонала. При этом одним из главных условий совместной работы было строгое подчинение зама по продажам генеральному директору БКК, который назначался белорусской стороной. В момент создания СП между белорусами и россиянами была изначально достигнута договоренность о распределении позиций в компании с целью избежать взаимных претензий и конфликтов в будущем. Белорусская сторона потребовала разместить компанию в Беларуси, а головной офис в Минске.
Генеральный директор, главный бухгалтер, заместитель генерального по логистике, начальник службы безопасности, начальник юридического отдела, начальник протокола в компании, а позднее и начальник управления продаж, всегда были белорусами.
Россияне были представлены первым заместителем генерального по продажам, заместителем генерального по финансам, начальниками отделов логистики и фрахта. В первые годы россияне также занимали должности начальника управления продаж и начальника финансового отдела. Но с 2012 года эти должности были переданы белорусам. Заместитель по финансам был необходим «Уралкалию» для баланса с позицией главного бухгалтера с белорусской стороны, а также для правильности составления международной финансовой отчетности. Начальники отделов логистики и фрахта подчинялись заму по логистике с белорусской стороны, что также уравновешивало позиции внутри компании.
Первый заместитель не мог самостоятельно подписывать никакие документы. Все контракты визировались 12 сотрудниками, из которых 8 были белорусами только 4 россиянами. В случае отсутствия любой из виз, генеральный директор контракт не подписывал. Таким образом, без подробного объяснения всех сделок и ситуации на рынке деятельность просто была бы невозможна. Это и происходил все годы пока «новая команда» не сменила генерального директора.
С приходом Иванова на должность генерального директора белорусская сторона поставила жестко вопрос об увольнении финансового директора (заместитель по финансам) с российской стороны с целью заменить его на белоруса. Это было недопустимо для «Уралкалия», так как в этом случае в компании не осталось бы ни одного (!) представителя из России ни в бухгалтерии, ни в финансовой службе. Создавались препятствия и к назначению российского специалиста на должность первого зама по продажам.
Иванов, также как и его предшественник, не говорил на английском языке. В отличие от Николаенко новый директор плохо знал рынок и мало интересовался тем, как рынок работает. Он пришел в компанию с позиции вице-премьера и считал, что может научить персонал БКК, покупателей и весь мировой рынок калия работать правильно. В один момент «Уралкалий» и его директор по продажам Петров были объявлены врагами. В это же время Иванов привел с собой в БКК еще почти 10 сотрудников с низкими профессиональными качествами, но установил и им, и себе увеличенную оплату труда. Если Николаенко скромно ездил на старом Мерседесе Е-класса, то Иванов в первые дни своего руководства купил новый S-класс стоимостью выше 150 тысяч долларов, потратив на эти цели средства, выделенные акционерами на обновление 4 машин (ему и 3-м замам). Все полтора года своего управления Иванов посвятил путешествиям по миру в окружении свиты из 5 человек. Стоимость его туров по миру превысила годовой бюджет всех остальных сотрудников минского офиса, включая службу продаж. При этом эффект был отрицательным из-за неумения Иванова вести переговоры и простого незнания экономики и рынка удобрений. Одним из ярких примеров этого стала ситуация с IPL (IndianPotashLimited, один из крупнейших покупателей калия в мире). Иванов неоднократно заявлял на различных мероприятиях, что «такие клиенты как IPL нам не нужны». Подобные характеристики звучали и в адрес других крупных клиентов. Еще более серьезно осложнились отношения между БКК и IPLпосле того, как «Беларуськалий» отказался принять претензии IPLпо качеству.
С начала 2013 года Иванов посвятил большую часть своего времени поиску новой должности. Его целью было стать губернатором Могилевской области, но недостаточно жесткая позиция в отношении россиян не позволила Иванову получить благосклонность «новой команды». Все, чем он смог в результате довольствоваться, это переход на работу заместителем главы администрации с весьма размытыми полномочиями. Перед получением этой должности, с целью не навредить своей характеристике для перехода в администрацию, Иванов провел два месяца в отпусках и на больничных, фактически самоустранился от работы и переложил ответственность за принятие всех решений на заместителей. Подписывать документы Иванов просто категорически отказывался, но устно согласовывал. В это время шел спад рынка, клиенты требовали компенсаций потерь и пересчета цен. Заводы могли остановиться. Заместителям пришлось взять груз ответственности на себя, за что их теперь пытается обвинить белорусское руководство.
Действительно ли "Уралкалий" взял под товарные потоки БКК кредитов на сумму более 1 млрд $, при том, что поставки продукции «Уралкалия» через БКК якобы не превышали суммы 650 тыс.$? Об этом заявил некий Михаил Жуковский независимый эксперт входивший в состав созданной в Белоруссии специальной рабочей группы по изучению ситуации вокруг БКК и «Беларуськалия».
- После ареста Владислава Баумгертнера в белорусских средствах массовой информации сознательно тиражируется миф, что «Уралкалий» наживался за счет белорусских партнеров. В частности, сознательно в обвинительной форме преподносится информация, что «Уралкалий» взял под товарные потоки БКК кредиты, существенно превосходящие по объему сумму реализации БКК удобрений «Уралкалия», и что «Уралкалий» закладывал по своим кредитам выручку от продажи удобрений, произведенных «Беларуськалием».
В действительности, за такими обвинениями стоит лишь тот факт, что «Уралкалий» имел обязательство по поступлению выручки от БКК на свои расчетные счета и, естественно, только за свою продукцию.
У вас есть какое-то объяснение: почему вся ситуация зашла так далеко и привела к столь, мягко говоря, странным действиям белорусской стороны – аресту, прибывшего по непосредственному приглашению премьера Беларуси генерального директора «Уралкалия»?
- Похоже, что конкретные лица откровенно подставили президента Беларуси. Клановая борьба в республике очень сильна. Там, как мы знаем, используются любые, даже самые бесчеловечные методы в устранении противников. Так и на этот раз – с помощью откровенной лжи и подтасовки фактов одна группировка опрокидывает другую. Используют мнение и влияние Лукашенко. Подключаются силовые министерства. А в качестве заложника оказался российский гражданин – бывший партнер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий