Дмитрий Кленский
В последнее время в Эстонии участилась критика русскими и русскоязычными жителями того, что происходит в стране. Но, к сожалению, все чаще она носит и оскорбительный характер. Увы, это не получает отпора в Русской общине. Местный блогер Роман Кохтов, считающий себя «светским львом», заявил, что «Эстония в плане культуры – “страна пустышка”»! Такая глупость недопустима по определению.
Это вредит самим русским Эстонии эффективно отстаивать свои права, бороться в правовом поле, то есть цивилизованно, с дискриминацией и этническим мракобесием эстонских националистов. Это мешает и эстонцам оздоровлять свое общество, пропитанное моноэтнизмом. В последнее время и среди здравомыслящих эстонцев, хотя и очень редко, но уже появляются смельчаки, которые не боятся критиковать свое этнократическое государство.
В этом можно убедиться, прочитав в газете «Ээсти Пяэвалехт» (Eesti Päevaleht) статью филолога и писателя Яака Урмета (Jaak Urmet). Вызовом эстонскому обществу стало уже название публикации: «В плену прошлого: у эстонцев слишком много ощущения национального». Националисты объявили автора предателем нации и подкрепляют свою позицию тем, что автор – заодно с врагами, работает в унисон с русскими шовинистами.
Это вредит самим русским Эстонии эффективно отстаивать свои права, бороться в правовом поле, то есть цивилизованно, с дискриминацией и этническим мракобесием эстонских националистов. Это мешает и эстонцам оздоровлять свое общество, пропитанное моноэтнизмом. В последнее время и среди здравомыслящих эстонцев, хотя и очень редко, но уже появляются смельчаки, которые не боятся критиковать свое этнократическое государство.
В этом можно убедиться, прочитав в газете «Ээсти Пяэвалехт» (Eesti Päevaleht) статью филолога и писателя Яака Урмета (Jaak Urmet). Вызовом эстонскому обществу стало уже название публикации: «В плену прошлого: у эстонцев слишком много ощущения национального». Националисты объявили автора предателем нации и подкрепляют свою позицию тем, что автор – заодно с врагами, работает в унисон с русскими шовинистами.
Сама статья (см. ниже с сокращениями) показывает глубину осознания положения и тревоги за будущее.
***
В современном эстонском обществе национальное самосознание поднялось на очень высокий уровень, в том числе среди учащихся, так высоко, что стимулировать его еще больше показалось необоснованным. Вряд ли представляет опасность, если налить горючее на еле тлеющие угольки, но ни за что это нельзя делать в случае с открытым пламенем. Вот почему важна терпимость к национальным и культурным различиям.
Бдительность малого народа
В 1927 году Йоханнес Аавик (Johannes Aavik) писал в эссе «Своеобразие эстонской культуры и национальных пороков»: «У малых народов национальные чувства никогда не могут стать достаточно глубокими и сильными. У больших народов национальные чувства могут привносить и негатив, малым народам они помогают сохранять здоровье нации и дают большую гарантию их сохранению». Такую точку зрения недавно разделял и я. Но стал замечать, что и у небольшого народа, у эстонцев, национальные чувства могут «зашкаливать». В итоге это делает эстонское общество все более ненормальным, нервным, параноидальным, ожесточенным, болезненным.
В 2011 году в Таллине на Певческом поле большим концертом отметили восстановление независимости. Выступали известные эстонские и зарубежные музыканты – интеллигентный и качественный современный рок, как сами поп-музыканты. Но после стали ворчать: куда подевались красивые эстонские отечественные песни? Что это за национальный праздник, если не исполняют посвященных Отечеству пять песен Маттийзена и Леэсмента? Хотим, мол взявшись за руки раскачиваться из стороны в сторону и размахивать национальными флагами… Самая глупая претензия была в том, что вместо отечественного рояля Estonia на сцене был импортный – Yamaha… То же самое случилось нынче на фестивале Rock Summer… То есть оба концерта пришлись эстонской общественности по душе в такой степени, насколько они были отечественными.
И я участвовал в «Поющей революции», был в 1988 году на Певческом поле на празднике «Эстонская песня». Были особые ощущения, было здорово, что мы вернули себе независимую республику. Но что получается? Нас и сегодня тянет на старое: взяв друг друга под руку раскачиваться направо-налево..? В свое время это было обоснованно, но на смену революции приходят будни и повторять это сегодня сродни тому, если бы во время уборки картофеля вдруг стали исполнять гимн.
Недовольство в море чувств
Сердцевину сегодняшнего национального чувства во многом составляет недовольство лишением в 1940 году независимого государства и последовавшей советской оккупацией, паникой повторения этого. Через эту призму взвешивают и оценивают все и вся, начиная с общих вопросов истории и кончая мировоззрением соседа.
Это происходит приблизительно так. Если Гитлер, СС, немецкая оккупация и нацистская идеология, то это – хорошо, так как всё это противостояло советской оккупации. Русские? Они – плохие, так как появились тут вместе с советской оккупацией. «Лесные братья»? Эти – хорошие, так как противостояли советской оккупации. Боец истребительного батальона (в 1941 году – прим. Д.К.) пришел на хутор и расстрелял хозяина? Это – плохо, так как в правовом государстве казнят только по решению суда. «Лесной брат» пришел на хутор и застрелил хозяина. Это – хорошо, ведь хуторянин наверняка был коммунистом. Эстонец в мундире Красной армии? Он плохой, так как был оккупант, сжигал целые деревни. Эстонец в нацистской форме? Он – хороший, так как был освободителем, защищал женщин и детей. Евреи? Они плохие, поскольку рассказывают всему миру о своих страданиях, хотя более всех в мировой истории страдали эстонцы.
И так далее, вплоть до самых деталей. Иво Линна? Он – хороший, поет песни об Отечестве на эстонском языке. Керли? Она – плохая, поет песни на английском языке, хотя в Эстонии государственный язык – эстонский и положено говорить на эстонском языке. Ансип? Он – хороший, разогнал протестующих в «бронзовые ночи». Сависаар (Savisaar)? Он – плохой, так как его избиратели – русские, то есть оккупанты. Митинги, забастовки? Это – плохо, правильные эстонцы поют отечественные песни и радуются своему государству, красиво раскачиваясь, взявшись за руки. Не нравится жить в нашем государстве только оккупантам, им тут плохо, что даже замечательно, ведь и нам в советское время было плохо, так пусть убираются, если им что-то здесь не нравится!
При этом нет между «хорошим» и «плохим» никаких промежуточных оттенков. Ненависть ослепляет эстонцев. Сегодня эстонцы живут в темноте, обусловленной потребностью ненавидеть, мстить: око за око. (В Эстонии это состяние хоть чем-то объяснить можно...) Например, нетрудно найти газетную статью, в комментарии к которой некоторые читатели одобряют взгляды и деяния Гитлера, да и нацизм. Кто они, эти читатели? Да все те же самые чистые, с хорошей родословной, живущие материально выше среднего уровня «конторские» эстонцы. Увы, Эстония, конечно, одна из наиболее дружественных Гитлеру стран в Европейском Союзе – если исходить из того, что на устах у эстонцев или что они отбивают на клавиатуре. Эпизодически из России доходят упреки, что эстонцы – фашисты. В ответ – шипение: мол, клевещут, проклятые. Но не очень-то уж и клевещут.
У нас мерилом всего и вся стало отношение к «независимой Эстонии» и «советской оккупации». А что, если подняться намного выше Длинного Германа (самая высокая сторожевая башня таллинского Вышгорода – прим. Д.К.) и спросить себя: в чем смысл жизни? Неужели надо бычиться по поводу государственной границы, охранять прах мертвых, нести ахинею про историю, ненавидеть и бороться ради того, чтобы терять здоровье, а то и жизнь? Давайте радоваться жизни. В конце концов, разве жизнь человека не важнее государственной границы или власти, даже независимой Эстонии, национального государства? Об этом сегодня нельзя говорить во всеуслышание, звучит как измена Родине.
Даже в условиях советской оккупации смеялись, пели, влюблялись, шутили и радовались созиданию. Оставим ненужное копание в прошлом как единственное занятие, давайте мечтать. От почитания прошлого как единственного занятия ни у кого жизнь не станет лучше, и совсем наоборот, если мечтать. Но пока…
Полька вместо хоров страждущих
Чтобы Эстонская Республика не исчезла нужно строить детсады, игровые площадки, центры по интересам, спортивные залы, библиотеки, в провинции – еще и школы и банковские автоматы. Нужны реквизиты Жизни, а не Смерти, то есть не нужны памятники депортированным… хватит нытья и плача, хоров страждущих и визжащих скрипок! Да здравствуют польки и марши!
Никогда эстонский народ не жил так хорошо, как сегодня. Разумеется, хорошо, что у нас есть национальное государство. Я не призываю к изменению конституционного строя. Я не имею связей с агентами и теми, кто собирается подорвать устои. Я всего лишь эстонец, чьи национальные чувства находятся в разумных пределах. И пусть этот сине-черно-белый стяг (государственный флаг ЭР – прим.Д.К.) развевается на башне Длинный Герман. Но я не стану во имя этого смотреть по сторонам, стиснув зубы. Если этот флаг в один день и исчезнет, то не потому, что мы слишком слабо сжимали зубы.
Нет смысла плакаться по болотам за Нарвой и вокруг Печор, ведь эти земли и до Тартуского (Юрьевского – прим. Д.К.) мирного договора были не больше нашими, чем сегодня. Нет смысла обвинять в оккупации славян, живущих сегодня в Эстонии, особенно тех, кто родился здесь. Эстония – и их родина. Хотя большинство эстонцев сожалеет о том, что их нельзя посадить в вагоны и выдворить из страны, убеждая себя в том, что это – справедливо, но никак не фашизм или сталинизм…
В Эстонии рядом с 900 тысячами эстонцев живет свыше 400 тысяч неэстонцев. Поэтому аморально принимать решения в эстонском обществе только эстонцами. Политическим партиям, естественно, выгодно, что две общины живут врозь, испытывают друг к другу вражду. Так можно устрашать обе стороны и выставлять себя защитником одной из них.
Новые Геббельсы ждут своего часа
Кому выгодно говорить про «тибла» (так презрительно кличут русских – прим. Д.К.)? Только тем, кто находится во власти или рвется туда. Самое непотребное упрекать славян за то, что они не владеют эстонским языком. Это не дает права считать человека «грязью». Также и за то, что они говорят на своем родном языке. Недавно один рядовой гражданин – «дежурный по республике» заметил, что водители автобусов слушают в своих кабинах передачи русскоязычных станций. О, какой ужас, позор для государства!
К сожалению, стукачество и традиция «указывать пальцем на другого» никак не хотят умереть в эстонцах. В данном случае бдительность гражданина попала в СМИ, и чиновники, отвечающие за общественный транспорт, должны были отчитаться по данному вопросу. Но нам не нужны такие «дежурные», да и газеты могли бы повысить ценность содержания своих публикаций и не усиливать болтовню такого сорта.
Но если этим комментаторам – любителям Геббельса удалось бы соприкоснуться с реальной властью, то не так уж и невозможно, чтобы они реализовали свои замыслы.
Нет сомнения, что среди нас найдется достаточно эстонцев, готовых завтра же депортировать и убивать, и все это от имени эстонского народа, например, в порядке реванша за 1940 год. Умерив до нормального уровня пыл своих национальных чувств, уменьшим вероятность того, что подобные «дежурные республики» смогут приблизиться к власти. Или… Хотим-таки этого уже сейчас?
Комментариев нет:
Отправить комментарий