суббота, 21 сентября 2013 г.

"Обратная сторона глобализации, или Вавилонская башня-2"




Михаил Ошеров


Нынешний глобальный капитализм размывает границы и национальные интересы стран и государствообразующих народов. Ликвидируются все стремления стран и народов к независимости и самостоятельности.

Историю человечества можно рассматривать под углом истории Европы и всех остальных стран и народов.

XV–XVI века – это эпоха Великих географических открытий.

XVII–XX века – это эпоха колонизации.

С XVIII века по первую половину XX века одновременно происходил обратный процесс – деколонизации.

XVIII век – война за независимость североамериканских колоний против Англии.

XIX век – революции в испанских колониях Латинской Америки.

XX век – окончательная деколонизация.

Во многих странах в XX веке деколонизация сопровождалась национализацией и переходом к социализму. Новые страны в своей политике в основном преследовали собственные интересы и интересы своих народов.

Богатым странам Европы по-прежнему требовались сателлиты и ресурсы. Во второй половине XX века процесс повторной колонизации возобновился в форме глобализации и «оранжевых революций». Социалистические режимы во многих странах сменялись на прокапиталистические и проамериканские – иногда путем военных переворотов, иногда путем внешних интервенций, иногда путем «оранжевых революций».

Новые государства – бывшие колонии защищали свои национальные интересы путем возведения различных барьеров перед западной экспансией. Глобализация как инструмент ликвидации этих барьеров, как инструмент взлома дверей делала эти государства беззащитными перед бывшими метрополиями и международными корпорациями.

Все разговоры насчет открытости, открытого общества и демократии служат только одной цели: ликвидации барьеров и снятия защиты национальных интересов относительно более слабых стран.

Одновременно в странах Европы происходил процесс привлечения дешевой рабочей силы из неевропейских стран. Капитализм и ликвидация социалистических завоеваний 1960–1970-х годов в Европе привели к усилению расслоения европейских обществ. Соответственно, встал вопрос о дешевой рабочей силе для дешевых и черных работ.

Не все европейцы – коренные жители своих стран соглашались на тяжелую и малооплачиваемую работу, потребность в которой в обществе по-прежнему сохраняется. В результате страны – бывшие метрополии открыли свои границы для людей из бывших колоний: Англия – для индусов и пакистанцев, для выходцев из бывших азиатских и африканских английских колоний, Франция – для выходцев из французских колоний.

Этот процесс происходил и ранее, еще при Наполеоне во Францию приезжали и Туссен-Лувертюр, и Жозефина Богарне. В последнее время сначала из Алжира, а потом из остальной бывшей Французской Африки во Францию переехало большое количество людей.

Доходит до крайних случаев – глядя на матч сборных Франции и Сенегала по футболу, трудно различить команды, а французская федерация футбола вынуждена тайными директивами, которые были со скандалом отменены, привлекать в футбольные школы коренных французов.

Германия, не имевшая колоний, привлекла много турок, в Италию хлынул поток африканцев, переплывавших на небольших судах Средиземное море. За счет ликвидации внутриевропейских границ большое количество иммигрантов осело в странах Скандинавии, где они пользуются большими социальными льготами.

Сейчас подрастает следующее поколение иммигрантов, которое, получив европейское гражданство, будет стараться выбиться наверх по социальной лестнице, задвигая вниз коренных жителей Европы. Замещение коренных жителей мигрантами во всех странах, кроме мусульманских, где действуют законы шариата и где нет механизма предоставления гражданства иммигрантам, приводит к тому, что привлечение мигрантов для работы дает временный эффект и после укоренения в стране одного поколения мигрантов требуется привлекать следующих, поскольку иного механизма не придумано.

В мире есть небольшое количество стран, где этот механизм не работает. В Кувейте, в Саудовской Аравии мигранты не получают гражданства и навсегда остаются людьми второго сорта, притом что количество мигрантов – не граждан достаточно велико.

Япония принципиально в национальных интересах почти не привлекает мигрантов, сами японцы не считают для себя зазорным трудиться на малооплачиваемых работах.

Движение людей из стран Азии и Африки в Европу является оборотной стороной глобализации – односторонний колониализм закончился, и платой за эксплуатацию других стран и народов для народов и элит Европы стал нынешний процесс образования в Европе внутренних колоний и совместного проживания людей с неевропейскими менталитетом и неевропейскими ценностями.

Этот процесс не обошел и такую национально ориентированную страну, как Израиль. Но с израильскими особенностями.

В начале XX века в колонизируемой евреями британской Палестине идеологи левого сионизма проповедовали «еврейский труд» – кибуцы и коллективный труд на земле.

В других поселениях – колониях, например, принадлежавших барону Ротшильду, – широко использовался наемный арабский труд.

По мере приезда в Израиль представителей различных волн иммиграции каждая из них работала на предыдущую волну и на местных жителей.

Так, в 1950–1960-х годах одними из самых угнетаемых в Израиле были иммигранты из Марокко и других стран Северной Африки и арабского Ближнего Востока. Многие из них жили в специально созданных для них палаточных лагерях и бараках в тяжелых условиях.

Несколько раз происходили волнения и восстания. С тех пор в Израиле сохраняется некоторая напряженность в отношениях между ашкеназами – выходцами из стран Европы и мизрахи (сефардами) – выходцами из стран арабского Ближнего Востока и Северной Африки.

В 1970-х годах крайне правая партия «Ликуд» смогла привлечь большое количество восточных («мизрахи») израильтян и победить на выборах. Благодаря этому в 1970–1980-х годах произошел поворот израильского общества к олигархическому капитализму, разрушение многих социальных завоеваний и сильное расслоение общества. Разрыв между богатыми и бедными в нынешнем Израиле очень велик. По этому показателю государство Израиль напоминает слаборазвитые африканские и азиатские страны.

Израильскому обществу по-прежнему требовалась дешевая рабочая сила. В 1990-х годах в Израиль приехал миллион человек из бывшего СССР. Несмотря на более высокое образование (60% приехавших в Израиль в начале 1990-х имели высшее образование, тогда как среди местных израильтян высшее образование имели 30% человек), «русских» сознательно и целенаправленно дискриминировали, их дипломы не признавались, без хорошего знания языка их не брали на работу.

Например, в Израиле до сих пор не признаются врачебные дипломы из стран Восточной Европы. Из этих 60% людей с высшим образованием только треть (то есть около 20% от общего числа) нашли работу по своей специальности. Остальные были вынуждены идти на простую работу – грузчиками, сторожами, дворниками, сиделками.

Когда закончилась «русская» иммиграция, в Израиль усилилась законная и незаконная иммиграция из стран Восточной Африки – законная из Эфиопии, откуда ввозилось африканское племя фалашей, в свое время принявшее иудаизм, и незаконная – из Судана и Эритреи.

Кроме этого, сейчас временное разрешение на работу в Израиле получают большое количество таиландцев и филиппинцев.

Мужчины из этих стран работают на тяжелых сельскохозяйственных работах, женщины – сиделками у израильских местных пенсионеров. Когда в прошлом году израильское правительство попыталось сократить квоты на ввоз в Израиль таиландцев и филиппинцев, израильские «фермеры», точнее, плантаторы – владельцы сельскохозяйственных плантаций вышли на забастовку.

В отличие от своих предшественников начала XX века, нынешние израильские фермеры сами на земле – своими руками – практически не работают. В тех же израильских кибуцах, бывших оазисах коммунизма, огромные объемы работы за минимальную зарплату выполняют филиппинцы, таиландцы и африканцы.

Нынешний глобальный капитализм размывает границы и национальные интересы стран и государствообразующих народов. Ликвидируются все стремления стран и народов к независимости и самостоятельности.

Военный переворот в Чили. События в Гренаде и в Никарагуа – это все попытки мирового капитализма вернуть страны в прежнее зависимое состояние. Ради будущей нефтяной и газовой трубы арабские страны Персидского залива воюют с арабской Сирией и сотрудничают с ненавидимым ранее Израилем.

Попытки нового национально ориентированного правительства Венгрии проводить политику в собственных интересах своей страны были тут же немедленно и жестко пресечены Евросоюзом. Ценой огромных усилий Европейского союза и международного капитала к власти в Греции не были допущены национально ориентированные силы.

Транснациональными компаниями строится новая вавилонская башня. Человечество радостно участвует в ее строительстве.

– Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? Кому?
– Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

Комментариев нет:

Отправить комментарий