САМАЯ МОЩНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА АМЕРИКАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА – ПЕРЕКЛЕЙКА ЭТИКЕТОК
- Автор: Пол Крейг Робертс
Приблизительные оценки экономической ситуации, сделанные правительством на прошлой неделе, по которым во втором квартале 2014 года рост ВВП будет равен 4%, выглядят явно абсурдными.
Нет никаких признаков роста реальных средних доходов домохозяйств или реальных потребительских кредитов, которые вытащили бы экономику из спада в первом квартале, и обеспечили её рост на 4% во втором. В довершение всего, средний класс начал переходить с сетевых магазинов (Sears, Macy’s, J.C. Penney) на сеть Dollar, которой пользовались семьи с более низкими доходами. Family Dollar, сеть магазинов, находящаяся в процессе закрытия сотен магазинов, покупается Dollar Tree, единственной из трёх сетей магазинов Dollar, которая не испытывает проблем. Продажи «Уолл-Март» падали все прошедшие пять кварталов. Падение продаж и закрытие торговых сетей демонстрирует сокращение покупатльеской способности потребителей. Факты продаж не соответствуют заявлениям о 4% росте ВВП во втором квартале, и не соответствуют сделанным в прошлую пятницу заявлениям о появлении в июле 26 700 новых рабочих мест в торговых сетях.
А что на рынке недвижимости? Не означают ли заголовки, сопутствующие сообщениям прошлой пятницы о рабочих местах, вроде «Рынок найма переходит к постоянному росту», что стало работать больше людей, и экономика испытывает подъём вследствие восстановления рынка недвижимости? Нет. О чём не сообщает финансовая пресса, так это о том, что в США наличествует структурная депрессия занятости. За годовой период с июля 2013 по июль 2014 года к населению добавились 2,3 миллиона американцев работоспособного возраста. Из этих 2,3 миллионов лишь 330 тысяч пополнили число работающих. Моя интерпретация этого факта такова: рынок занятости столь мал, что лишь 14% роста трудоспособного населения пополнили ряды работающих.
Снижение доли экономически активного населения – плохая новость для рынка недвижимости. Доля работоспособного населения США была на пике 67,3% в 2000 году и с тех пор постоянно снижалась. Темпы снижения увеличились в октябре 2008 года на фоне помощи банкам и Количественных Смягчений. С октября 2008 года и до сих пор 13,2 миллиона американцев добавились к работоспособному населению, но из них лишь 818 тысяч, или 6% пополнили рынок рабочей силы. Вопреки заявлениям правительства и финансовой прессы, многолетняя политика ФРСпечатания денег для выкупа облигаций не восстановила рынки недвижимости или занятости.
А что с фондовым рынком? Недавно он просел, но по-прежнему находится на исторически высоком уровне. Разве не фондовый рынок является показателем хорошей экономики? Нет, если ценные бумаги котируются высоко из-за обратного выкупа корпорациями собственных акций. Сейчас корпорации стали крупнейшими покупателями ценных бумаг. Недавно мы узнали, что с 2006 по 2013 год корпорации отчитались об обратном выкупе своих публично торгуемых акций на $4.14 триллиона. Более того, оказывается, корпорации брали в банках кредиты, на которые и производили обратный выкуп своих акций. В прошлом году легализовано обратных выкупов акций на $754,8 миллиарда и $782,5 миллиарда корпоративных кредитов. За первые три месяца этого года компании выкупили собственных акций на $160 миллиардов.
Кредиты на обратный выкуп акций оставляют компанию с долгами, но без новых инвестиций, которыми можно обеспечить доходы для обслуживания этого долга. Огромные суммы обратных выкупов акций демонстрируют, что американский капитализм теперь коррумпирован. Чтобы довести до максимума личные краткосрочные финансовые выгоды в виде премий, пакетов акций и прироста капитала, топ-менеджеры, советы директоров и держатели акций декапитализируют открытые компании и загоняют их в долги.
Что ж, разве возвращение к работающей Америке не помогает экономике? Фактически нет. Данные 1999-2012 годов показывают, что вывод производств за рубеж вырос на 9%.
Один из экономистов – Сьюзан Хестер из «Ассоциации лидеров торговой индустрии» – решила превратить потери производственных рабочих мест в достоинство. Её утверждение состоит в том, что занятость в торговле снижает занятость в производстве, и что можно создать больше рабочих мест американцам путём продажи большего количества импорта, а не поощрением производства ради обеспечения экспорта.
Согласно исследованию мисс Хестер, США получает больше от торговли, чем от производства. Она пришла к выводу, что добавочная стоимость продукции, произведенной в оффшорах, составляет малый процент от добавочной стоимости, добавленной за счёт «управления производством в оффшорах, очистки таможенных пошлин, управления складами и сетями распределения, маркетинга продукции и миллионов людей в секторе торговли, работающих у прилавков с товаром и на кассах».
Иными словами, рабочие места в американском производстве, ушедшие в оффшоры, всего лишь предмет одноразового использования. Деньги делаются на продаже импорта.
Мисс Хестер пренебрегает пониманием того, что когда продукция из оффшоров привозится в США, чтобы выйти на рынок, она идёт как импорт, и в результате приводит к увеличению американского торгового дефицита.
Иностранцы используют доллары, которыми им платят за товары, произведённые для американских фирм, чтобы купить в собственность американские облигации, ценные бумаги и реальные активы, вроде земли, зданий и компаний. Следовательно, проценты, прибыли, прирост капитала и арендные платежи, связанные с иностранными покупками американских активов, теперь рекой текут в карманы иностранцев, а не американцев. Торговый баланс ухудшается.
Работает всё это таким образом: превышение американского импорта над экспортом позволяет иностранцам претендовать на американские доходы и богатство, что закрепляется покупкой иностранцами американских же активов. Доходы от этих активов теперь уплывают за границу, следствием чего становится то, что доходы иностранцев от вложений в США превосходят доходы, получаемые США от иностранных инвестиций.
Как объясняет мисс Хестер, американцы были бы более состоятельными, если бы ничего не производили из того, в чём нуждаются, а вместо этого полагались бы на доходы модных американских дизайнеров и модельеров, диктующих моду на продукцию оффшоров для американских рынков, на уступчивость чиновников и агентов по фрахтованию, на планирование выпуска продукции и клерков-экспедиторов, ну, и на портовых грузчиков и железнодорожников, доставляющих произведённые за океаном товары на американский потребительский рынок.
Мисс Хестер полагает, что добавленная стоимость от производства в оффшорах незначительна. Как же тогда разбогател с этого Китай, став второй по размеру экономикой в мире и заняв 100 миллионов человек в производстве (сравните с американскими 12 миллионами) и обзавёлся крупнейшими резервами иностранной валюты среди всех стран?
После того, как мисс Хестер ответит на этот вопрос, она может ещё и объяснит, почему американские корпорации обеспокоились переносом производств в оффшоры, если там добавленная стоимость столь низка? Добавленная стоимость явно достаточна для экономии расходов на рабочую силу, затрат на транспортировку продукции в США из Азии, расходов на создание и управление расположенных за рубежом производств и компенсацию дурной славы из-за предпочтения американцами азиатской продукции; да ещё после всех этих издержек остаётся кое-что на увеличение прибыли, вздувание курса акций и бонусов топ-менеджерам.
Мисс Хестер дурачит сама себя. Низкая стоимость, которую по её расчётам китайский, индийский или вьетнамский труд добавляет к цене рубашки, отражает низкую стоимость иностранной рабочей силы, а не низкую стоимость этой рубашки на американском рынке или низкую стоимость iPhone на европейском рынке. Маркетинг, хранение и распределение в США проводятся намного более высокооплачиваемыми людьми, и именно потому кажется, что добавленная стоимость получается из иных источников, нежели производство. Мисс Хестер проглядела, что низкая стоимость иностранной рабочей силы не снижает стоимость продукции, а увеличивает прибыли.
Экономисты полагают, что экономия на оплате труда оборачивается снижением цен для потребителя, но я не заметил снижения цен на спортивную обувь Nike и Merrell, на простыни и полотенца, на рубашки Brooks Brothers и Ralph Lauren, компьютеры Apple или что-то ещё в результате перевода американских производств в оффшоры. Экономия расходов на рабочую силу переходит в прибыли, премии менеджерам и доходы от прироста капитала для акционеров и является единственной причиной невероятного роста неравенства доходов и благосостояния в США.
Сфокусировавшись на краткосрочных выгодах, производители и торговцы разрушают американский потребительский рынок. Средняя ежегодная зарплата работающего на производстве американца составляет $35,000. Средняя зарплата работника торговых сетей составляет менее половины этой суммы, она не обеспечивает свободного располагаемого дохода, который мог бы увеличить потребительские расходы в магазинах сетевой торговли.
Практика американских корпораций по переносу производств в оффшоры сделала невозможным выполнение режимом Обамы обещаний о создании рабочих мест и экспорте. Не сумев создать реальные рабочие места и реальный экспорт, американское правительство предложило создать виртуальные рабочие места и виртуальный экспорт от «производителей товаров без производства». Чтобы выполнить обещание об удвоении роста американского экспорта, режим Обамы намеревается переклеивать этикетки на иностранной продукции и выдавать её за американскую.
«Производители товаров без производств» – новоизобретённая статистическая категория. Это компания вроде Nike или Apple, которая передаёт производство своих товаров иностранным компаниям. Режим Обамы предлагает дать таким компаниям, как Apple, другое определение, чтобы владельцы фирменного названия или дизайнерской разработки считались компаниями-производителями даже при том, что они ничего не производят.
Иными словами, является ли американская компания производителем или нет, зависит не от её деятельности, а от владения фирменным брендом, созданным для компании иностранным производителем. Например, Apple iPhones, произведенные в Китае и проданные в Европе, будут считаться американским экспортным товаром, а iPhones, проданные в США, будут считаться не импортом, а продуктом американского производства. Ничего не производящие работники Apple превратятся в занятых на производстве. Очевидно, что цель такого статистического обмана – надувание числа занятых на производстве в США, объёма продукции американского производства и американского экспорта, и, наконец, превращение импорта во внутренний продукт. Это схема, которая уменьшает огромный американский торговый дефицит путём переопределения.
Переквалификация превратит правительственный «Бюро Статистической Лжи» в аномалию, ведь продукция, произведенная в Китае, Индии, Индонезии или где-то ещё будет учитываться в американском ВВП, поскольку фирменное название принадлежит американской корпорации, а оплата труда азиатских рабочих, которые произвели продукцию, останется заявкой на американское богатство, и может быть превращена во владение американскими облигациями, компаниями и недвижимостью.
Например, китайские рабочие производят продукцию Apple, и Китай имеет право возбудить иск о возмещении убытков из американских доходов, доказав это. Как эти требования учитываются статистическим переопределением режима Обамы? США могут прибавить продукцию китайского производства к американскому ВВП, но как США выделят продукцию Apple, произведенную в Китае, из китайского ВВП? И каким образом переклейка этикеток режимом Обамы избавит Apple от оплаты китайской рабочей силы, которая и произвела продукцию? Эти оплата включает в себя право претендовать на американское богатство.
Иными словами, переквалификация будет дважды учитываться в выходе продукции Apple. Если так будут делать и все остальные страны, мировой ВВП статистически вырастет, невзирая на то, что никаких товаров и услуг не произведено. Возможно, это и есть способ избавиться от бедности в мире.
«Производители товаров без производства» – на этот признак указывал гарвардский профессор Майкл Портер в докладе от 2006 года, как на оправдание передачи рабочих мест в оффшоры. Защищая передачу в оффшоры рабочих мест, Портер преуменьшил рост торгового дефицита США и падение темпов роста американского ВВП, вызванного этим явлением. Портер утверждал, в частности, что определять принадлежность должно владение доходами и продукцией, а не место, где производится продукция и прибыль. Как я уже указывал в своей критике (см. Failure of Laissez Faire Capitalism and Economic Dissolution of the West), результатом станет рост ВВП США на то количество продукции, производство которой передано в оффшоры, и снижение ВВП тех стран, где реально расположено производство. Последовательность такого подхода потребует, чтобы немецкие и японские автомобили, например, произведённые в США и американскими рабочими, были изъяты из американского ВВП и учитывались в немецком и японском ВВП.
Я многие годы подчеркивал, что Запад уже живёт в утопии, предсказанной Джорджем Оруэллом. Рабочие места создаются гипотетическими приписками в публикуемых зарплатных ведомостях и взятыми с потолка сезонными корректировками. Показатели инфляции подчищаются заменой в инфляционном индексе товаров низкой стоимости на те, что выросли в цене, а рост цен объясняется выросшим качеством. Реальный рост ВВП мановением руки претворяется в жизнь путём снижения номинального ВВП при преуменьшенном индексе инфляции. Теперь корпорации без производств будут обеспечивать выпуск продукции американского производства, американский экспорт и американские рабочие места!
Любая сфера западного существования определяется пропагандой. В результате чего мы пришли к идеальному состоянию нигилизма. Мы не можем верить ничему, что нам говорят правительство, корпорации и пресститутки СМИ.
Мы живем во лжи, и ложь всё разрастается и разрастается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий