четверг, 11 сентября 2014 г.

Крым: промах ЕС, США и «Эксон»

НЕУЖЕЛИ НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ПРИВЁЛ К ОБРАТНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ?
На подписании договора о присоединении Крыма к России
17 мая в «Нью Йорк Таймс» появилась заметка Уильяма Броуда«Захватывая Крым, Путин получает море топливных ресурсов».
Броуд объясняет, как присоединение Крыма русскими изменило законные претензии широкого доступа к морским ресурсам для приморских государств Чёрного и Азовского морей.
В центре перемен – 200 морских миль исключительной экономической зоны, провозглашённой Морским Правом 1982 года. В типичной для «Седой старушки»* манере Броуд вывернул этот факт и превратил статью в анти-путинское полотно, использовав спорную смесь глаголов, прилагательных и наречий. Тем не менее, заметка Броуда содержит провокационную информацию, которая намекает на очаровательное альтернативное объяснение событий, приведших к присоединению Крыма.
На самом деле сообщение Броуда почти полностью получено из интервью, которое он взял у Доктора Уильяма Б.Ф. Райана, морского геолога в Обсерватории Земли Ламонта-Доэрти в Университете Колумбии, оттуда же и карты, показывающие исключительные экономические зоны каждой прибрежной страны по Морскому Праву. Факты Райана бесспорны.
А момент, не указанный Броудом, состоит в том, что никакая географическая точка на Чёрном Море или на Азове не может отстоять более чем на 200 морских миль от побережья шести прибрежных государств – России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции или Грузии. Это хорошо видно при наложении величины 200 морских миль на географическую карту (рис 1). Перекрытие всех «исключительных» зон покрывает все 100% обоих морей, и шесть зон распределены в соответствии с правилами разделения, определяемыми Морским Правом. Значительное наложение означает, что изменение украино-российской границы обеспечивает основательный сдвиг зон исключительности, принадлежащих Украине и России, как показано на картах доктора Райана до и после обсуждаемых событий. (рис. 2 ниже).
Рис. 1. Глубоководная область Чёрного моря
Деление исключительных экономических зон в Черном море – серьёзный вопрос, ведь многие геологи полагают, что дно Черного моря, как и Северного, содержит огромные запасы нефти и газа, особенно в глубоководной части.Мы добавили красный контур глубин 600 футов и более на рис 1. Этот контур отмечает начало промежуточной синей переходной зоны между мелкими водами прибрежного шельфа и глубоководной частью, выделенной контуром 6000 футов, очерчивающим глубоководную часть на рис.1. (заметим: контурная линия на рис.1 дана в фатомах, 1 фатом = 6 футам). За исключением северо-западной части Черного моря, прибрежные воды глубиной менее 600 футов недалеко отстоят от национальных прибрежных вод.
Теперь обратим внимание на исключительные экономические зоны. Карты Райана на рис.2 делят Чёрное море и Азовское на шесть исключительных зон, представленных выше. Показано, что аннексия Крыма Россией ничего не изменила для Румынии, Болгарии, Турции или Грузии.
Рис. 2. Как присоединение Крыма изменило границы исключительных экономических зон
В соответствии с картами Райана, присоединение Крыма добавило 36 000 квадратных миль, более чем удвоив законные притязания России на 26 000 квадратных миль в Черном и 62 000 квадратных миль в Азовском море. Украина, соответственно, столько же потеряла. Более важно, что контур 600 футов демонстрирует – у Украины более нет доступа к каким-либо глубоководным районам. Это изменение – доказываемое последствие присоединения.
И это ведёт к важным последствиям. Доктор Райан оценивает, что глубоководные районы, обретённые Россией, могут оказаться «лучшими» черноморскими глубоководными нефтяными резервами, хотя надо помнить, что эти ресурсы полностью ещё не исследованы. На самом деле на 2012 год было пробурено лишь 100 исследовательских скважин в глубинах Чёрного моря, и лишь одна оказалась золотой жилой. Эта скважина – «Домино 1» , пробуренная в румынских водах на глубине 3200 футов, находится за границами 600 футового контура у края исключительной экономической зоны Румынии, вблизи теперь уже российской исключительной зоны.
Итак, на первый взгляд, легко принять картину, лукаво нарисованную избыточными глаголами, наречиями и прилагательными Броуда: присоединение Крыма Россией было, по меньшей мере частично, агрессивным энергетическим захватом коварного российского мастера игры в шахматы, «Влада Плохиша» Путина. Такой вывод определённо удобен тем в неолиберальных правящих кругах Соединённых Штатов, кто намерен начать новую Холодную войну и захватить контроль над ещё большей частью государственной собственности бывшего СССР, используя приватизацию, экономику аскетизма и старое доброе взяточничество.
Но отставим в сторону тенденциозное пустословие – в заметке Броуда есть факты, которые говорят о совершенной иной картине. Отметим несколько ссылок Броуда на участие «Эксон» и его вложениях на Украине в 2012 году. Разве это не усиливает вероятность того, что американский и ЕСовский путч на Украине мог быть связан с желанием западных транснациональных корпораций заполучить нефть и газ из-за ухудшения дел с европейскими энергетическими поставками? Если так, то собранные доктором Райаном цифры могут продемонстрировать, каким образом у нас перед носом зародился переворот.
Чтобы полностью насладиться возможными размерами промаха США-ЕС-Эксон, давайте рассмотрим хронологию недавних, не слишком изящных ходов на шахматной доске ЕС-Украина-Россия.
Евросоюз начал открыто подталкивать Украину к на самом деле непроработанному, эксплуататорскому торговому соглашению в марте 2012 года. Через месяц, в апреле, Путин подписал соглашение с итальянской ENI по разработке российских черноморских нефтегазовых ресурсов. В августе 2012-го «Эксон» вложил огромные деньги, чтобы перебить ставку российского Лукойла на разработку украинских черноморских нефтегазовых ресурсов (ключевое соглашение для «Эксон» по разрушению российской хватки в газовых поставках для Европы). В течение следующего года Янукович (без сомнения, убеждённый огромными вложениями на его багамские банковские счета) провёл через украинский парламент все законы, необходимые для соответствия драконовским требованиям жёсткой экономии ЕС/МВФ. (см. Майкл Хэдсон «Гамбит новой холодной войны на Украине»– объяснение неолиберального экономического мародерства). Когда уже казалось, что он может добиться успеха, в августе 2013 Путин быстро ввёл газовое/торговое эмбарго против Украины, которое запустило крутое падение украинской экономики – и Янукович начал отход от соглашения с ЕС.
Затем, когда ЕС-США-Эксон предприняли монументально глупый шаг, развязав переворот против Януковича, в ноябре 2013 года начались протесты на Майдане, приведшие к неофашистским подстрекательствам к мятежу, что в итоге закончилось переворотом 27 февраля 2014 года. Вдохновлённый США-ЕС переворот, конечно, дал Путину идеальный удобный случай приветствовать возвращение благодарных крымчан в Россию, за чем последовал рост одобрения его рейтингов, достаточный для того, чтобы он сохранил власть ещё десять лет. (Хороший  анализ взглядов Путина на мир у Марка Эймса, раскрывающий, как Путин пользуется политикой возмущений в России в стиле Никсона). И, вероятно не случайно, что гостеприимство по отношению к благодарным крымчанам к тому же более чем удвоило черноморские нефтегазовые авуары Путина, разрушив шансы «Эксон» на избавление европейских газовых поставок от мёртвой хватки Путина.
Конечно, Путин не величайший европейский стратег со времён Бисмарка. Но не так уж много и требуется для победы, если тебе противостоят тупые, бесконечно жадные оппоненты, ведомые невежеством и высокомерием. Всё, что Путину надо – лишь смотреть на один крошечный шажок дальше них.
Единственное, что было глупее, чем прозрачные действия США-ЕС-Эксон, так это холопское освещение событий американскими и европейскими СМИ.
Примечание:
* – С сентября 1997 «Нью Йорк Таймс» выходит как цветная газета. Получила прозвище "Седая старушка" (Old Grey Lady).
Об авторе:
Пьер М. Спрей (с полковником ВВС Джоном Бойдом и Эверестом Риккиони) довёл до реализации F-16; он же возглавлял команду разработчиков А-10 и помогал выполнить программу. Он – один из немногих инсайдеров Пентагона, которые начали в конце 1960-х движение военных реформ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий