среда, 30 апреля 2014 г.

Германия против остального Запада по российской проблеме


Германия против остального Запада по российской проблеме
Генрих Август Винклер - авторитетнейший немецкий историк, фундаментальная работа которого "Долгий путь на Запад" считается энциклопедией по послевоенной демократизации Германии. В своём труде учёный высказывает мнение, что опасные геополитические идеи о двойственной срединной роли Германии между Востоком и Западом остались в прошлом.
В серьёзной статье, опубликованной в этом месяце в журнале "Der Spiegel", Винклер выразил обеспокоенность по поводу нарастания в Германии как левых, так и правых настроений, демонстрирующих понимание, а то и признаки поддержки действиям Владимира Путина в Крыму и на Украине.
Как полагает социал-демократ Винклер, подобный уклон создаёт "новые сомнения в предсказуемости Германии". По его мнению, российский президент покровительствует "реакционным силам" всей Европы. А ведь каких-то 10 лет назад он воодушевил Запад надеждой, что Россия станет плюралистическим государством и стратегическим партнёром. Теперь, полагает историк, Запад может распрощаться с этими чаяниями.
В предстоящий четверг канцлер Ангела Меркель намерена посетить Вашингтон, чтобы обсудить с Обамой кризис в отношениях между Россией и Западом - или, как обтекаемо выразилось правительство Меркель, "события на Украине". Однако очень сомнительно, что она во всеуслышание выскажется с убеждённостью и бескомпромиссностью, присущей суждениям Винклера.
Судя по всему, Меркель не собирается открыто выступать против возрастающего общественного недовольства по поводу встраивания Германии в западный мир. Как поведал мне один берлинский чиновник на прошлой неделе, жёсткая позиция могла бы показать, что после присоединения Крыма возврата к прежним российско-германским отношениям быть не может. Это ознаменовало бы коренной поворот от дружественных и деловых связей к курсу, основанному на "политике сдерживания" в области энергетики, торговли и общей стратегии НАТО.
В действительности же вырисовывается совершенно иная картина. Хотя Германия участвует в новых санкциях и немецкие офицеры угодили в плен к пророссийским активистам, канцлер предпочитает терпеливо ждать хороших новостей от Путина. С тем же успехом можно смотреть в окно в надежде увидеть комету Галлея (которая появляется раз в 75-76 лет).
В середине марта Меркель обтекаемо отметила, что речь идёт о "принципах и методах, позволяющих учесть сталкивающиеся интересы в XXI веке". Пару недель назад она назвала присоединение Крыма "единичным случаем", отвергнув сравнение с захватом нацистами Судетской области Чехословакии в 1938 году.
Такие заявления вызваны оглядкой Меркель на настроение немецкого общества. Так, один из опросов в этом месяце показал, что 49 процентов респондентов предпочитают видеть Германию посредником между Россией и Западом, в то время как за безоговорочное объединение с Западом высказалось меньшее число - 45 процентов.
Хотя администрация Обамы ясно дала понять, что не собирается защищать не состоящую в НАТО Украину военными средствами, большинство опрошенных немцев выступают против постоянного присутствия сил НАТО в странах-членах альянса, граничащих с Россией. Напомним, символические контингенты американских войск были направлены на прошлой неделе в Польшу и прибалтийские страны.
Обозреватель консервативной газеты "Die Welt" Жак Шустер отметил на прошлой неделе, что в Германии происходит "постепенный отход от западных ценностей" и возврат к "старым призракам срединной земли".
Именно этого и ждёт от немцев Путин. Так почему же Меркель прямо не высказала свою позицию по поводу того, в каком направлении Германии не стоит двигаться?
Вот несколько вариантов ответов:
  • Это не в её стиле.
  • Она не желает "пугать" общественное мнение (и терять голоса на предстоящих выборах в Европарламент).
  • Ответ в виде вопроса: "Когда Америка в последний раз выигрывала войну?". А после отказа от планов нападения на Сирию: "Значат ли ещё что-то "красные линии" США?".
В то же время на официальном уровне не прекращаются уверения в том, что Ангела Меркель искренне и принципиально на стороне США. В действительности большой вопрос, как будут развиваться события, если Обама и в самом деле нацелен любыми средствами превратить Россию в государство-изгой.
Некоторые обозреватели отмечают, что Путин играет на стремлении Меркель к прекращению конфликта. В конце марта её пресс-секретарь заявил, что канцлера проинформировали о сокращении количества российских войск на украинской границе. В российском сообщении об этом телефонном разговоре не фигурировала несуществующая хорошая новость.
В Брюсселе один из высокопоставленных чиновников НАТО прямо сказал мне, что немцы предпочитают наблюдать со стороны за планами средне- и долгосрочных изменений в расстановке сил НАТО для противостояния России.
Что последует за предстоящей встречей Обамы и Меркель? Несомненно, её в очередной раз превознесут как великого лидера, оставив все прочие вопросы в стороне.
На прошлой неделе бывший министр культуры Михаэль Науман сказал мне предельно ясно: "И в прошлом, и сейчас немцы боятся России. И Путин это знает".
США вынуждены противостоять России фактически один на один.
Об авторе. Джон Винокур - бывший ответственный редактор издания "Herald Tribune".

Комментариев нет:

Отправить комментарий