воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Выучила ли Россия уроки Смутного времени?

, Михаил Васильев
День народного единства — хороший повод задуматься о том, что происходит в стране сейчас

Сегодня Россия отмечает один из самых молодых своих праздников — День народного единства. События, в честь которых он учрежден, относятся к одному из важнейших периодов русской государственности, когда само ее существование было под угрозой. Ровно 400 лет назад в эти самые дни заканчивалась Смута, русская земля от освобождалась от иностранных захватчиков, что стало возможным только в результате подлинного единения народа, который, сплотившись, спас от гибели Отчизну и Веру.

1 ноября по григорианскому календарю (22 октября по юлианскому) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, выбив оттуда польские отряды. Поляки отступили в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память о победе. 5 ноября по григорианскому календарю (26 октября по юлианскому календарю) гарнизон интервентов, доведенный голодом до крайности, капитулировал. На следующий день, после торжественного молебна в честь победы ополченцев, в сопровождении народа, под звон колоколов, со знаменами и хоругвями войска князей Пожарского и Трубецкого вступили в Кремль. Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от оккупантов.

Россией стала править династия Романовых и в 1649 году указом сына ее основателя Михаила Романова - царя Алексея Михайловича по случаю рождения на праздник «чудотворнья иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия, день Казанской иконы Божией Матери, которая в 1612 году помогла русскому воинству одолеть захватчиков, был объявлен государственным праздником. Память о великой победе русского оружия таким образом тесно соединилась с православным праздником, что было совсем не случайно, поскольку одной из главных целей польско-литовской интервенции было уничтожение православной веры и обращение Руси в католичество.

Праздник просуществовал до 1917 года и был возрожден под новым названием лишь в 2005м под названием Дня народного единства. В пояснительной записке к законопроекту о его введении этого праздника, отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Тем не менее вокруг новой памятной даты до сих пор ведется много споров: кто-то считает его искусственным, веденным лишь с целью заставить забыть другую ноябрьскую дату — 7 ноября, День октябрьской революции; кто-то празднует лишь День Казанской иконы Божией Матери; а кому-то наоборот — этот праздник близок и понятен.

Надо сказать, что данные социологов, обнародованные накануне праздника, весьма печальны. По данным ВЦИОМ, более половины россиян (56%) не ощущают себя единой нацией. Считает народное единство реальностью почти каждый четвертый (23%), причем в основном это те, кто одобряет деятельность президента России Владимира Путина (27%), а также сторонники партии «Единая Россия»(29%). Те, кто считает, что единства в России нет, аргументируют это прежде всего тем, что каждый думает только о себе (39%). Сторонники этой позиции также склонны отмечать отсутствие у людей единой цели (14%), дифференциацию граждан по уровню жизни (12%). Кроме того, респонденты указывают на озлобленность (7%), многонациональность общества (6%), раскол среди граждан(4%). Ранее мы уже знакомили с данными опроса другого социологического центра, согласно которым праздновать День народного единства намерены лишь 16% опрошенных.

Накануне праздника Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал российских граждан не допускать «смуты в умах», приведшей в начале XVII века к польской интервенции, беречь «базисные» духовно-нравственные ценности, «суверенитет государства» и «его национальное достоинство». «Четвертого ноября, день Казанской иконы Божией Матери, День народного единства - наш общенациональный праздник, который установлен в честь освобождения Кремля, а затем Москвы и всей России от польской интервенции, преодоления Смуты. В этом году мы празднуем 400-летие этого великого события... Что произошло 400 лет тому назад? Произошло избавление страны, народа нашего от погибели. Мы были на волосок от исторической трагедии, от уничтожения страны, от потери ее суверенитета, от ассимиляции православия с католичеством, в общем, от национального уничтожения», - заявил патриарх в телепередаче «Слово пастыря».

Предстоятель напомнил, что в период Смуты начала XVII века «враг дошел до Москвы, не встречая практически никакого сопротивления, и вошел в Кремль», что «в Смоленск из Москвы было направлено посольство... из бояр с просьбой к королю Сигизмунду посадить на царство в Москве его сына Владислава» и что все это многими воспринималось как «путь к модернизации страны», как «великое и благое дело», а не как «предательство» родины.

Глава Русской Православной церкви считает, что события четырехвековой давности перекликаются с сегодняшней российской действительностью. «Вот и сегодня, полагаю, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах. Ведь и сегодня, подобно некоторым боярам московским, есть люди, которые предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения условий бытия нашего народа», - подчеркнул Московский первосвятитель. По его словам, речь не о том, чтобы уходить в изоляцию, отказываться от опыта других, взаимных обменов, открытости. «Речь идет о том, что не может приноситься в жертву всему этому суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность, и что самое главное - не могут разрушаться базисные, духовные и нравственные основы жизни народа», - пояснил предстоятель РПЦ. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий