среда, 29 февраля 2012 г.

Литовское кризисное чудо. Так популярен ли Андрюс Кубилюс?

Почему премьер Литвы столь популярен в мире и непопулярен в своей стране

Андрюс Кубилюс
Ирина Лагунина: Роттердамский университет "Эразмус" присвоил титул Мирового лидера в экономике за 2011 год литовскому премьер-министру Андрюсу Кубилюсу. Так международное сообщество отметило усилия правительства Литвы по преодолению финансового кризиса: экономика республики демонстрирует обнадеживающие признаки оживления и роста.
     И это при том, что в собственной стране Кубилюс удостаивается жесточайшей критики оппонентов, а его рейтинг, согласно опросам населения, самый низкий среди политиков: ведь многие в Литве страдают от безработицы, ужесточения налогового бремени и нередко "голосуют ногами", уезжая из страны.
     Рассказывает вильнюсский корреспондент Радио Свобода  Ирина Петерс

Ирина Петерс:  Голландский университет, носящий имя выдающегося просветителя Эразма Роттердамского, присудил литовскому премьеру Андрюсу Кубилюсу титул  Мирового лидера за заслуги в области экономики. В соответствующем письме говорится:  «Благодаря Вам, уважаемый премьер-министр, Литва поднялась на более высокий уровень . Ваши усилия восстановить экономку, действия, позволяющие смягчить последствия экономического кризиса,  вызывают восхищение. Хотя Литва сильно пострадала от кризисных явлений, рост её экономики в третьем квартале 2011 года был самым быстрым в Европейском союзе. Нас также вдохновляет Ваш глубокий интерес к политическим наукам, истории и экономике.»
     Церемония награждения состоялась  31 января во время визита литовского премьера в Голландию.  После чего он заявил: «Конечно, приятно быть в числе известных людей, которые ранее получали эту награду: например, генеральный  секретарь НАТО Андерс Фог  Расмуссен, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, бывший канцлер Германии Герхард Шредер. А сейчас это - оценка усилий  всей  Литвы ».
    При этом в своей стране Андрюс Кубилюс довольствуется  самым низким из политиков рейтингом, положительно оценивают его работу лишь 4 процента опрошенных.  89 процентов респондентов отрицательно относятся в целом к деятельности кабинета  министров под руководством Кубилюса. И такая тенденция в Литве держится давно – с тех пор, как премьер ввел жесткие меры экономии в стране, сократив средства на социальную сферу,  существенно увеличив для населения налоговое бремя.
    В начале разговора с Андрюсом Кубилюсом  я спросила премьера: стала ли высокая международная оценка  (а такую он получает за рубежом не впервые)  для него сюрпризом?

    Андрюс Кубилюс:  Конечно, это было сюрприз, но я не преувеличиваю значение таких титулов. Приятно, но главное, что наши достижения в экономике,  -  как мы в Литве и в других балтийских странах  преодолели очень тяжелый кризис 2009-2010 годов -   замечаются учеными, экономистами, университетами.

Ирина Петерс:  Устоять в кризис литовской экономике помогли быстрые, жесткие  правительственные шаги , в том числе урезание зарплат, социальных выплат . Неудивительно, что после этого у  Вас такой рейтинг. Вы  пошли на  непопулярные меры,  сознательно жертвуя личным политическим благополучием?

    Андрюс Кубилюс:  Мы сознательно пошли на меры, которые тогда были нужны нашей экономике, нашим финансам. Как показывают данные прошлого года, эти меры дали тот результат, на который и надеялись. У нас экономика росла в прошлом году почти на  6 процентов, в этом году  Еврокомиссия для нас прогнозирует самый  высокий рост в ЕС.  То, что мы делали  в последние годы, создало хорошую почву для  возврата экономического роста.  А популярность, рейтинги… Все это временные  дела. Осенью у нас будут парламентские выборы, увидим, какие будут результаты. Тогда и будем обсуждать, насколько наша политика была понята населением.

Ирина Петерс:  Население все эти годы пытается  приноровиться к   безработице,  составляющей  нынче 15 процентов. У кого не получается – те собирают чемоданы  и  отправляются на заработки в Западную Европу.  По статистике, волны эмиграции уже вынесли из трехмиллионной Литвы 500 тысяч человек. По неофициальным данным, эта цифра приближается  к миллиону.  Из оставшихся в стране,  где  растет социальное отчуждение   - около четверти населения живет на грани бедности. Оппоненты Кубилюса в парламенте  укоряют его в том,  что «затянуть пояса» он заставил людей  и так живущих плохо,  вместо того, чтобы  возложить главный финансовый груз на богатых граждан.

     Андрюс Кубилюс: Меры по стабилизации государственных финансов имели прогрессивный  характер: кто получал зарплату больше, тем её и  сокращали больше. Скажем, моя зарплата как премьер-министра уменьшилась на 40 процентов ещё в 2009 году, в то время, как социальные выплаты в среднем уменьшились только на 5 процентов. Мы ясно понимали: кто живет лучше, должен и взять на себя большую заботу  о преодолении кризиса. Такое решение было достигнуто в  трудном, очень интенсивном  диалоге с социальными партнерами .  В результате  мы подписали с профсоюзами и  ассоциацией работодателей  так называемый  «Национальный договор»,  в котором как раз и договорились насчет самых тяжелых, непопулярных мер по консолидации бюджета.

Ирина Петерс:  О  разных сторонах  управленческого таланта Андрюса Кубилюса, который является лидером правящей партии консерваторов, рассуждает обозреватель журнала Veidas  Аудрюс Бачюлис.

    Аудрюс Бачюлис:   Свежая  иллюстрация: на днях премьер-министр  Румынии подал в отставку из-за того, что его  решение сокращать зарплаты в госсекторе и заморозить пенсии вызвали возмущение населения.  Кубилюс сумел удержаться в похожей ситуации,  в Литве народ спокойнее… А что в Греции творилось!  Никто не любит, когда отбирают деньги.

Ирина Петерс:  В кризис это неизбежно?

    Аудрюс Бачюлис:  Естественно. Люди спокойно жили и привыкли к тому, что все время только лучше и лучше, и так будет всегда.  А тут – раз! И в течение полугода очень серьезный, сильный кризис. Не столько финансовый, больше психологический. А Кубилюс сказал: денег нет  и не будет.
    Надо признать, он не харизматичен. И  не подыгрывает  публике:  принимайте меня таким, какой я есть, не буду изображать из себя того, кем не являюсь. Но он, помимо Альгирдаса Бразаускаса,  тот редкий политик в Литве,  который  отбыл полностью весь срок полномочий премьера.  И за все эти годы, не смотря на постоянную критику,  серьезного шатания кресла под ним не было. Опытный политик, почти 20 лет в парламенте, два раза в правительстве, прошел все посты. Президентом, правда, не был, хотя это ему и не грозит.
    Я уверен, что никакие протесты населения , даже мысли не могли заронить Кубилюсу, чтобы в отставку ему уходить. И это не упрямство, а  холодный расчет:  если я просчитал все и знаю, что делаю правильно, то какая разница, что об этом думают другие, ведь результаты будут хорошие. Поэтому я очень удивлялся,  что  некоторые люди   -  после  известного парламентского «окнобития»  (16 января 2009 года  в разгар экономического кризиса  в Вильнюсе вспыхнули массовые беспорядки, сопровождавшиеся  битьем окон в Сейме Литвы – И.П)  через несколько месяцев после того, как  Андрюс Кубилюс стал проводить жесткую финансовую политику – всерьез думали, что премьер уйдет  или,  по крайней мере,  поменяет свой курс.  Нет.  Решения  приняты – надо исполнять.

Ирина Петерс:  Сейчас политические оппоненты Кубилюса уверены, что при таком его нижайшем рейтинге после осенних выборов власть сменится. И, соответственно, премьер.

   Аудрюс Бачюлис:  А я вот не уверен, что консерваторы проиграют выборы.  Те, кто нещадно клянет правительство Кубилюса  – эти люди, как правило, вообще на выборы не ходят. В стране сформировалось тихое  электоральное большинство, которое  обычно не  вступает ни в какие дебаты,  а просто голосует за правящую партию и идет работать дальше,  разговоры о том, что  «Кубилюс душит Литву» оставляя другим.
    У него самого на этот год  выпало очень много стратегических задач, решению которых правительство посвятило все последнее время. Надо принять несколько  принципиальных решений, которые бы стали неизменными  при любом правительстве. Если  в этих решениях у премьера «карта ляжет»,  то он пойдет на выборы сильным. Литовских избирателей такие вопросы, как, например, строительство новой атомной станции или газового терминала, впечатлят.
    Кубилюс, действительно, один из самых удачливых управленцев в Евросоюзе.  (Авторитетом пользуется и правая рука литовского премьера   -  министр финансов  Ингрида Щимоните, которую за  решительность прозвали  «Жанной Д,Арк».  Не говоря  уже  о вкладе в  общее дело  высокопрофессионального экономиста, бывшего комиссара  Евросоюза по финансам, а ныне  - президента  страны Дали  Грибаускайте. – И.П. )  Ведь два года назад,  когда ему говорили:  с кризисом такими методами  никто не борется, он отвечал:  им в  Европе  придется делать то же самое, только позже,  а у нас  уже будет преимущество  - снова заведется экономика.  Так и вышло!  Сработало его свойство как физика,  человека с математическим  мышлением:  инструментальный подход не только к экономике, но и к политике, обществу.
    Руководитель такого уровня, с такой ответственностью  уже не должен и не может поддаваться сантиментам. Забота о конкретных людях, человечность  - что обычно требуют от политиков  - это, по-моему, дело депутатов самоуправлений и членов  парламента, но не премьер-министра, который должен думать обо всем государстве. Поддаваться  эмоциям на таком посту, особенно в кризис,  очень  опасно . Так что, ему приходится быть черствым!

Ирина Петерс:  В Литве растет число недовольных жизнью людей – согласно последним социологическим исследованиям  85 процентов опрошенных считают,  что экономическая ситуация  в государстве  ухудшается,  улучшение заметили лишь 14 процентов респондентов.  И вновь – к разговору с  премьер-министром,  которого  одна из местных газет  на таком социальном фоне  не без ехидства назвала единственным оптимистом в стране.

    Андрюс Кубилюс:  В Литве вообще-то немало оптимистов. Литовцы – одни из тех народов  в Евросоюзе,  которые наиболее позитивно смотрят на  будущее европейской экономики. С другой стороны, литовский  характер включает большую самокритичность, иногда не верим в собственные силы. Но это, по-моему,  - объективная  стадия  развития нашего  гражданского  общества,  которое я считаю достаточно молодым по сравнению со странами Западной Европы. А мой оптимизм формируется на том экономическом фоне, который я наблюдаю в регионе, в Европе, в мире:  почему на себя  мы должны смотреть критично?   Если сравнить с другими странами,  у нас в развитии  - кроме того, что, конечно, нужно исправлять - много позитивного.  На все нужно смотреть объективно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий