вторник, 13 октября 2015 г.

Авагян. Два мира - две судьбы.

ГАЗЕТА "ЗАВТРА" ОБ "УРАВНЕНИИ АВАГЯНА"В удивительное время мы как-то незаметно окунулись, друзья! Обозначить оное можно было бы, как «время тотального насыщения плоти» (во всех мыслимых смыслах)! Особенно остро это ощущается во времена экономических кризисов – этих родимых пятен капитализма, один из которых, так сказать, очередной, мы и наблюдаем в эти дни. Вспомните благословенной памяти советское время (за исключением, быть может, последних конвульсивных лет доживания)! Воистину, «два мира – две судьбы»! Временами в прессе и новостях поднимались волны сообщений о разразившемся кризисе в странах Запада, массах враз обнищавших людей, о череде самоубийств и прочих прелестях капиталистического бытия. У нас же: тишь да гладь, да Божья благодать!



Всюду «требуются кадры», всюду строятся миллионы м2 жилья, заметьте бесплатного! В институты страны устремляется «абитура», подавая заявления (тоже заметьте – бесплатно!) на физмат, архитектурно-строительный, тяжёлого машиностроения, гражданской авиации и авиастроения, геолого-разведки и проч. проч.

Но вот произошло то, что произошло, то, что каждому из нас известно и в обсуждении которого мы здесь сломали немало копий и вдрызг разбили множество воображаемых стульев, чего, вероятно, не одобрил бы и сам Фурманов. Произошедшее это с чугунной неотвратимостью вынуждает и всех нас, так сказать, быть участниками доселе чуждого нам процесса, заставляет и нас вкусить в большей мере горьких плодов дарвиновского выживания при капитализме. Не думаю, что большинство из нас в восторге от такого положения вещей; и это подтверждается множеством ностальгических материалов о том приобретшем за годы разлуки налёта очаровательности и шарма беззаботности времени, которые регулярно появляются, в том числе и на ресурсе «Завтра».
А по большому счёту, вопрос ставится ребром: что такое хорошо в этом «капиталистическом изобилии» и что такое в нём же плохо? И решался он со времён седой античности, если вы помните, неоднозначно. С одной стороны незатейливые теории эвдемонизма и гедонизма – ешь, пей веселись, ибо жизнь коротка, а значит, бери от неё сколько можешь унести и желательно побольше! С другой стороны, праотец древнеэллинской философии Антисфен выдавал категоричное: «Я бы предпочёл безумие наслаждению!». И он же, когда услышал, как группка молодых афинян с восторгом обсуждала роскошную жизнь знатной персоны, мечтательно произнёс: «Такую бы жизнь детям врагов наших!». Вдумайтесь, граждане! Детям ВРАГОВ наших, а не СОБСТВЕННЫМ НАШИМ детям, о чём, чего там греха таить, мечтал или мечтает, вероятно, каждый из нас! А если у кого память коротка, то вспомните хотя бы застольные тосты на свадьбах детей ваших! Знал ведь великий мудрец о разлагающей мощи материального барахла! Понимал, не нам чета!, что душу греет и способствует спокойным снам по ночам только трудами праведными добытая копейка («В поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный…»!). Нынешнее, взращённое законами джунглей поколение, само собой, вряд ли задумывается, если и знает, о Божеском завещании и о предостережении древних мудрецов. Всю эту архаику они вполне презирают, списали её как ненужный хлам отжившей и чудаковатой в их понимании философской лирики. Они, эти «эффективные менеджеры» современности, совсем не склонны к романтической сентиментальности, совсем не расположены к философскому идеализму, ибо они – жёсткие реалисты. И степень этой их жёсткости зависит от жестокости писаных и неписанных законов, при которых эти волчата росли!
Существует некое любопытное «Уравнение Авагяна», разъяснение которого не удержусь, чтобы не привести полностью: «Уравнение Авагяна» или «закон прибыльности упырей» - алгебраическое отображение теории экономиста, академика ЕврАПИ В.Л. Авагяна, согласно которой наилучшие позиции в свободном рыночном обществе получают наихудшие из людей.
«Уравнение Авагяна» показывает схему, в соответствии с которой при свободных ценах и отношениях средства накапливаются у обманщика и мошенника, и наоборот – иссякают с каждым оборотом у совестливого и скромного человека.
Предположим, что товары Х с затратами Y – продаются за 2 Z, а товары T c затратами Y – продаются за 0,5 Z. Хотя затраты времени, труда, образования, сырья и т.п. на производство двух разных товаров одинаковы (Y) – более наглый участник сделки ("впаривший" свои товары за 2 Z) получает «премию» в размере 1,5 Z. "Премия" тратиться на дальнейшую экспансию, агрессивную рекламу и "впаривание". Отсюда в экономическую науку и вошло «уравнение Авагяна», которое он сам называл «законом прибыльности упырей»:
P x Y = P x (0,N)Y + A.
Величина «А» в уравнении – коэффициент асоциальности рыночного игрока, который позволяет осуществлять неэквивалентный обмен в условиях свободных цен и отношений».
Не берусь судить о математических достоинствах этой интересной формулы, но вот моральную её подоплеку, думаю, поймут и согласятся с нею многие.
О том же, как у нас на Руси относились к разбогатевшим и стремящимся к богатству людям, можно много почерпнуть из исторических и литературных источников. В давние времена удельных княжеств к купцам, скажем, относились как к «ухарям-молодцам», в силу того, что стезя эта таила в себе немалые опасности и трудности, что она была тогда ещё стезёю трудовой и даже ратною, окроплённою потом, а порой и кровушкой, которая, как известно, не водица! Когда немудрено было на ней и «живота лишиться» и головушку буйную потерять (вспомним-ка Садко!). Народ относился к этому с долей уважения и почитания – не каждый был способен тогда «идти поприще купеческое», не всякому было оно по силам. Со временем такое отношение немало изменилось, увы, ибо нет ничего постоянного в подлунном мире. И вот уже старуха-процентщица в мыслях Раскольникова представляется, как вредное ненужное насекомое, которое заслуживает и достойно смерти!
В наши же дни (O tempora, o mores!) успешные и «благополучные» представители рода человеческого ассоциируются, как правило, с понятием «эффективные менеджеры», то есть с теми, кто умеет жить, умеет вертеться, умеет добывать, умеет потреблять, умеет тратить и много ещё чего умеет. Но, по-моему, не умеют они, разучились быть чем-то, что намного важнее, чем быть «эффективными менеджерами» – это считать себя неотъемлемой частью народа, сочувствовать горестям людским, сопереживать о судьбе своей страны и способствовать её, а не своему личному, процветанию, больше мыслить о высоком, о «небе в алмазах», как ни пафосно это звучит, да просто быть людьми, в лучшем смысле этого слова, а не только лишь субъектами в рамках того нелепого и куцего словосочетания…
Газета государства Российского "ЗАВТРА", 26 августа 2015 7

Комментариев нет:

Отправить комментарий