среда, 13 мая 2015 г.

"Вероломно, без предупреждения". Банкиры объявили войну "Армате"?

www.nakanune.ru 


Просрочка по кредиту "Челябинского тракторного завода" обернулась иском о несостоятельности к корпорации "Уралвагонзавод".
"Альфа-банк" решил взыскать вместе с просроченными процентами всю сумму долга, а это без малого 6 млрд руб. и $40 млн.
Известный своей любовью к обеспечительным мерам кредитор и здесь не пренебрег возможностью арестовать активы должника.
Суд требования финансовой группы удовлетворил, "заморозив" полмиллиарда рублей на счетах у передового предприятия отечественной оборонной промышленности.
На "УВЗ" утверждают: просроченная сумма уже перечислена банку, а реструктуризация долга пройдет после получения ЧТЗ госгарантий, согласованных Правительством.
"Альфа-банк" был поставлен в курс дела, отмечают в корпорации, но вместо того, чтобы пойти навстречу, кредитор развернул настоящую войну - "вероломно и без предупреждения".
По итогам  2014 года корпорация "Уралвагонзавод" ожидает получить выручку свыше 135 млрд руб. и чистую прибыль в 663 млн руб.
Кто бы мог подумать, что встанет вопрос о банкротстве такого финансово успешного предприятия, на долю которого приходится 60% в мировом производстве танков.
Признать УВЗ несостоятельным попросил "Альфа-банк" и, стоит признать,  эти новости едва не затмили восторженные статьи о передовой разработке заводчан – танке "Армата", презентованном на только что прошедшем параде Победы. К слову, о требованиях "Альфа-банка" стало известно прямо накануне 9 мая.
Злосчастный кредит взял "Челябинский тракторный завод – Уралтрак", входящий в структуру НПК УВЗ.
Положение предприятия до последних месяцев было критическим, до мая 2015 г. планировалось сократить больше 5 тыс. сотрудников.
Причина - падение спроса на продукцию – тракторы, двигатели, запчасти.
После того, как Россия вступила в ВТО, заказы стали получать не отечественные производители, а конкуренты из Китая.
К февралю рабочих мест уже лишились больше тысячи сотрудников, оставшихся рабочих перевели на неполную рабочую неделю.
Деньги на финансирование антикризисной программы предприятие попросило у государства в виде госгарантий по кредитам на 15 млрд руб.
Свет в конце тоннеля забрезжил, когда правительство заявку одобрило, правда, только на треть запрошенной суммы.
Между тем на рефинансирование кредитов должна была пойти большая ее часть – более 11 млрд руб. 
"Альфа-банку", согласно исковым требованиям, "ЧТЗ" задолжал 6 млрд руб. и $39,7 млн, соответчиком по иску выступает "Уралвагонзавод".
Примечательно, что банк требует погасить всю сумму долга, а не только просроченную задолженность в 523 млн.
Эти деньги кредитор взыскивает в рамках отдельного иска, подкрепленного требованием принятия обеспечительных мер.
Финансовая организация, подконтрольная  "Альфа групп" Михаила Фридмана, набила руку в деле ареста активов по суду, взыскивая долги с авиакомпании "ЮТэйр" и ее дочерних обществ.
Тогда представители перевозчика обвиняли кредитора в деструктивном поведении и намеренном срыве работы компании: аресту подлежали не только счета, но и аэропортовое имущество, а также сами воздушные суда.
михаил фридман|Фото:gazeta.ru
Справка: Материнской компанией "Альфа-банка" является ABH Financial Ltd., зарегистрированная в офшоре на Кипре. Более 75% акций банка принадлежит "Альфа-Групп"
(фактически этим пакетом ненапрямую владеют или
контролируют Михаил Фридман (36,47%), Герман Хан
(23,27%) и Алексей Кузьмичёв (18,12 %)), остальные акции
принадлежат физическим лицам, в том числе 13,76% —
президенту банка Петру Авену, 4,3 % — Алексу Кнастеру и
4,08 % — Андрею Косогову.
В случае с УВЗ к опечатыванию станков приставы прибегать не стали, необходимые средства нашлись на счетах "Уралвагонзавода" и ЧТЗ.
Помимо этого, "Альфа" анонсировала подачу иска о несостоятельности УВЗ из-за задолженности "Уралтрака".
УВЗ считает ситуацию абсурдной хотя бы потому, что просрочка, из-за которой начался весь судебный сыр-бор уже погашена.  
Об этом журналистам рассказал заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич: "Тем не менее банк предъявил сразу всю сумму к погашению, а сейчас пытается банкротить уже всю корпорацию. Банк официально уведомлен, что "ЧТЗ-Уралтрак" ждет решения по господдержке, которая будет направлена, в том числе, на реструктуризацию кредитного портфеля предприятия".
Олег Сиенко|Фото: Накануне.RU
Еще резче высказался гендиректор НПК УВЗ Олег Сиенко "Это называется вероломным нападением без предупреждения. Я не знаю, как комментировать эту ситуацию, поскольку не могу понять, на кого работают наши оппоненты". Об этом Сиенко заявил в интервью РБК. 
"Начнем с того, что это банк нас умолял и хотел с нами работать. Сейчас, видимо, все складывается по-другому. Люди хотят получить досрочно деньги, я не знаю, зачем они им так быстро понадобились. Может, они бежать собрались из страны. Ситуация странная для нас и для всех", - заявил он.
Челябинский тракторный завод был исторически проблемным активом.
Заточенный в советские годы под выпуск 70 тыс. тракторов в год завод прозябал из-за отсутствия спроса на продукцию в таких объемах.
Недостаток заказов не позволял провести модернизацию предприятия за счет собственных средств, коммерческие займы могли покрыть только текущие потребности завода.
В итоге год от года ЧТЗ получал убыток. В 2013 г. чистый убыток составил 2,5 млрд руб., чистый долг компании – 8,9 млрд руб.
Господдержкой промышленников государство озаботилось совсем недавно, когда тема импортозамещения актуализировалась, на этой волне ЧТЗ выделяют госгарантии, часть которых предназначалась "Альфа-банку". Но банкиры почему-то не дотерпели.
"Альфа-банк" настаивает на законности своих требований: по условиям кредитного договора, у банка есть право отозвать кредит в полном объеме при допущении большой по объему или по времени просрочки.
"Учитывая, что заемщик допустил многомесячную просрочку по кредитам, банк воспользовался своим правом досрочного отзыва кредитов.
Требования были направлены заемщику и поручителям, но не были исполнены.
На сегодняшний день, согласно условиям кредитных соглашений, вся сумма задолженности просрочена", - сообщается в официальном пресс-релизе банка.
Более того, добавляется, что любые комментарии о незаконности поданных ими исков могут быть расценены как попытка оказать давление на суд.
Банк подтвердил, что заемщик перечислил 325 млн руб. 29 апреля, но к этой дате, по заверению "Альфы", "Уралтрак" обязан был вернуть всю сумму кредита.
Из-за этого иск о банкротстве может быть подан к владельцу "Уралтрака" – "Уралвагонзаводу".
"Уралвагонзавод" – корпорация, которая отвечает за важнейшее направление производства бронетанковой техники, и ни о каком банкротстве не может идти и речи, считает член экспертного совета при ВПК, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Банкротство заводу с миллиардными прибылями действительно не светит, но экономические потрясения конца 2014 г. отразились на стабильной работе гражданских цехов.
УВЗ, еще в 2014 г. на 20% сокративший план по выпуску вагонов на текущий год, столкнулся с проблемами в гражданском сегменте.
Из-за кризиса на рынке вагоностроения и падения спроса на фоне резкого скачка процентных ставок по кредитам, в вынужденные отпуска до конца мая ушли 5 тыс. сотрудников, которые работают на линиях, выпускающих гражданскую продукцию.
Новые вагоны УВЗ покупает сам у себя – поставки ведутся кэптивной компании УВЗ.
Рынок сбыта ограничивают и европейские санкции, под которыми находится корпорация.
Что же касается бюджетного финансирования гособоронзаказа, то его рентабельность, по оценкам Алексея Жарича, составляет 5-7%, при ставках по кредитам в 20%.
нижний тагил уралвагонзавод увз|Фото: Накануне.ru
"Почему-то всегда считается, что "Уралвагонзаводу" много помогают. УВЗ находится под санкциями Евросоюза, США и других стран. Не так много предприятий находится под санкциями. Мы находимся в других конкурентных условиях, чем наши конкуренты в мире. С момента введения этих санкций "Уралвагонзавод" не получал никакой государственной поддержки. Что касается нынешней ситуации, ЧТЗ как юридическое лицо запросило госгарантии для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации", - комментировал ситуацию Жарич.
Вместе с тем от государства УВЗ получает поддержку в виде госгарантий по кредитам.
В апреле Олег Сиенко заявил, что корпорации в 2015 г. потребуется 60 млрд руб. госгарантий и докапитализация на 30 млрд руб. 
Есть ли у ЧТЗ возможность погасить долг перед "Альфа-банком" без получения госгарантии и планирует ли состоятельный "Уралвагонзавод" помогать своей "дочке" финансово, заместитель гендиректора корпорации Алексей Жарич пока пояснять не стал.
В разговоре с корреспондентом Накануне.RU он лишь отметил, что спор с "Альфа-банком" будет решаться в судебном порядке.
При этом, как говорилось ранее, НПК будет оспаривать иск об аресте денежных средств.
"Мощное финансовое положение корпорации – вещь очевидная.
Какие-то вопросы, связанные с кредитными делами, непоказательны, о реальном банкротстве не может идти и речи.
Я думаю, что это информационная атака, но вбросы не могут поколебать прочные позиции УВЗ в оборонном секторе России.
Говорить о банкротстве компании глупо, потому что, с одной стороны, этого никогда не допустит государство, с другой – экономическое положение УВЗ достаточно прочное.
Это не более, чем война в информационном поле", – поделился своим мнением с Накануне.RU Игорь Коротченко.
Депутат Госдумы, член комитета по обороне Вячеслав Тетекин намерен направить депутатский запрос по ситуации с арестом средств корпорации.
По его мнению, через спекулятивный банковский сектор проводится атака на всю оборонную отрасль, так как именно с конвейеров УВЗ сходят основные для российской армии танки Т-90, а теперь и самые современные в мире бронированные машины "Армата".
"Я считаю, что нужно разобраться, с какой стати по нашей "оборонке" наносится такой удар, и в чьих интересах это делается.
" (Фридман был одним из акционеров ТНК-BP, у компании "Альфа-групп" 25% выкупила "Роснефть", - прим. Накануне.RU).
Он сейчас покушается на УВЗ?
Я делаю соответствующий запрос, нужно прекратить эту вакханалию", – рассказал депутат Накануне.RU.
Кто бы ни стоял за информационной войной, он лишь умело воспользовался патовой ситуацией, в которую поставили реальный сектор российские правительственные чиновники.
До закредитованного челябинского завода, руководство которого готово закрыть цеха и разогнать сотрудников, согласованные госгарантии так и не могут дойти – о каком ускоренном импортозамещении может идти речь?
Зато банкам в рамках "антикризисного плана" решили выдать почти 1 трлн руб., и на самом верху была признана адекватность этой меры.
"Банкам на поддержку выделен из ФНБ 1 трлн руб., а на поддержку обрабатывающей промышленности выделено только 50 млрд руб. ?" - возмущается Вячеслав Тетекин.
Есть ли политическая составляющая в скандале, который инициировали банкиры против производителей танков, видимо, можно будет понять лишь по итогам развития событий.
Но сам по себе факт - такого публичного "наезда" как в информационной, так и в юридической проскости - да еще в столь трепетное для страны время - победные дни - действительно не может не удивлять.

Алена Ласкутова

Комментариев нет:

Отправить комментарий