суббота, 6 октября 2012 г.

Операция «Гладио» Как секретные структуры НАТО готовили теракты в Западной Европе


, Виктор Грибачев

Презентация русского издания книги «Секретные армии НАТО: операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе», состоявшаяся в Москве, собрала большое количество журналистов, политиков и политологов.

По признанию автора, швейцарского исследователя Даниэля Гансера, в начале 1998-го, раздумывая над темой своей докторской диссертации, он заинтересовался феноменом «Гладио». О секретных подразделениях НАТО в странах Западной Европы – именно они получили название «Гладио» - вообще мало кто знал. Естественно, кроме их создателей и тех, кто был завербован для противодействия «красной угрозе». Но вот летом 1990 года итальянское правительство предало гласности существование сетей «добровольных борцов с коммунизмом». Вынуждено, а вовсе не из искреннего желания сказать согражданам всю правду...

Конечно, разведывательные службы во всех государствах должны работать против врага и на благо своей страны. Но противника и конкретные задачи для них определяют политики.

После окончания Второй мировой войны у Запада был один главный враг – Советский Союз, а Варшавский договор объявлялся военной угрозой «свободному миру». В то же время солдат армий стран НАТО европейцам представляли чуть ли не как недееспособных, вооруженных мушкетами времен Александра Дюма.

При том, что рассекреченные документы Североатлантического блока детально расписывали не только количество ядерных ударов с точным указанием городов на советской территории, но, что важно, и методы работы с «покоренным населением». Вот лишь несколько пассажей из оперативного план 100-6 главнокомандующего вооруженными силами США в Европе под грифом «Совершенно секретно»:

«Главный представитель Центрального разведывательного управления США в Европе и командующий операциями поддержки армии США в Европе будут содействовать развитию контактов и оказанию помощи инакомыслящим элементам в странах советского блока и обеспечат им содействие в организации актов саботажа и бунта в целях снижения боевых возможностей противника при отражении операции вторжения армии США и их союзников».

«Военные операции с применением обычных видов оружия должны будут начаться в тот момент войны, когда часть недовольного населения вознамерится создать движение сопротивления в поддержку личного состава американских войск или сил, подчиненных США. Создание такой благоприятной атмосферы будет во многом зависеть от степени успеха, достигнутого психологическим операциями, планируемыми, координируемыми и проводимыми главнокомандующим вооруженными силами США в Европе». ( прим. DirectNik - как по-сегодняшнему это звучит, только чуть замаскировано - во имя "демократии" и нац. свободы).

В те же годы «широкую общественность» в Старом Свете настойчиво убеждали: используя превосходство в количестве боевой техники и вооружений, Советскому Союзу удастся захватить всю Европу.

И, втайне от всех, создавали сеть подразделений, которые должны были действовать в тылу агрессора. Основными заказчиками и руководителями, как несложно догадаться, были ЦРУ США и британская Секретная разведывательная служба. Люди, вовлеченные в натовский «сетевой маркетинг» уже выступали в роли мелких руководителей и продолжали набор единомышленников в свои подразделения. Разведывательные службы занимались их подготовкой, создавали тайники с оружием, боеприпасами, радиооборудованием, обеспечивали постоянными каналами связи. В книге, на основании показаний премьера Джулио Андреотти, в частности, упоминаются 139 разбросанных по всей стране «схронов» с ручными гранатами, 60-миллиметровыми минометами, 57-миллиметровыми безоткатными орудиями. Итальянцам, бельгийцам, испанцам, датчанам и их соседям внушали: они должны шпионить в стане оккупантов, препятствовать их работе и проводить диверсионные операции. Согласитесь, ничто не может быть благороднее защиты своей родины.

Однако, цель у разведывательных служб Запада была абсолютно иной, что лучше всего иллюстрируют события в Италии.

«Реальной опасностью для демократического общества Западной Европы в глазах сторонников стратегий секретных войн из Вашингтона и Лондона были сильные позиции коммунистических партий, - замечает Даниэль Гансер. - Поэтому секретные армии в условиях отсутствия советской оккупации направили свою борьбу против левых политических сил. Как сейчас позволяют судить вторичные источники, секретные подразделения были вовлечены в целую серию террористических актов, повлекших за собой нарушение прав человека. В этих террористических актах обвинялись коммунисты, что дискредитировало их в ходе выборов. Операции в первую очередь были направлены на то, чтобы распространять страх среди мирного населения, чего добивались разными способами: от взрыва бомб в поездах и на рынках (Италия), систематических пыток оппонентов режима (Турция), поддержки государственных переворотов, проводимых правыми силами (Греция и Турция), и до сокрушения оппозиционных сил (Португалия и Испания)».

То есть «солдат» сети «Гладио» активно включили в политику: с использованием насилия и террористических методов борьбы.

«Более того, полиция и службы безопасности в ряде случаев покрывали членов секретных подразделений, которые были виновными в совершенных преступлениях, - замечает в предисловии к книге американский аналитик по вопросам национальной безопасности и разведки Джон Прадос. - Делалось это для того, чтобы сохранить боеспособность этих подразделений в течение холодной войны». Почему бы и нет? «В каждой стране ведущие политики исполнительной власти, включая премьер-министров, президентов, министров внутренних дел и министров обороны, были вовлечены в заговор», - пишет Д. Гансер.

Есть одно любопытное уточнение: если сам Североатлантический блок был образован в 1949 году, то годом рождения тайной структуры, предшественника «Гладио», видимо, следует считать 1944-й. За год до окончания Второй мировой войны, пишет Д. Гансер, «Лондон и Вашингтон договариваются о борьбе с коммунизмом в Западной Европе. В Греции создается первая секретная армия под названием LOK. Разгон крупной коммунистической демонстрации в Афинах против британского вмешательства в деятельность послевоенного правительства, в результате 25 человек погибли и 148 получили ранения». А уже с 1947-го эти операции координировались так называемым «Комитетом по планированию и проведению секретных операций Западноевропейского союза». Ну а после подписания Североатлантического договора структура была интегрирована в новый международный военный аппарат, и с 1951-го действовала под названием «Комитет по планированию секретных операций». Д. Гансер приводит свидетельство американского журналиста Артура Роуза, который утверждает: «Секретный пункт в первоначальном соглашении НАТО предписывает, что перед объединением народа государство должно основать организацию национальной безопасности для борьбы с коммунизмом посредством секретных армий».

У нового альянса оказалось много секретов. Как говорится в книге, «итальянский эксперт по работе секретных служб Джузеппе де Лутиис обнаружил, что Италия, став членом НАТО в 1949 году, подписала не только Атлантический пакт, но также ряд секретных протоколов, которые предусматривали создание неофициальных организаций, «уполномоченных гарантировать внутренние согласования Италии с Западным блоком любым способом, даже если электорат будет думать иначе».

Давайте поймем: речь не о военных секретах, которые следовало хранить от Советского Союза, не о планах ядерных ударов по Москве, Ленинграду и Новосибирску.

Президенты и премьеры стран, вступающих в Североатлантический блок, авансом соглашались игнорировать мнение своих соотечественников и «согласовывать» свою внутреннюю политику с руководством НАТО.

Под бдительным присмотром «уполномоченного», то есть «Гладио». В книге приводятся слова специалиста по тайным операциям Филиппа Виллана, сообщившего: «Существование секретных протоколов НАТО, обязывающих секретные службы подписавших их стран работать в направлении предотвращения прихода к власти коммунистических партий, впервые выяснилось в 1966 году». Да и то – совершенно случайно, когда президент Шарль де Голль решил вывести Францию из структуры Объединенного командования НАТО, утверждая, что в протоколах содержатся посягательства на государственный суверенитет.

Однако прошло много лет, прежде чем в 1984-м итальянский судья Феличе Кассон скатил с горы тот самый камень, который и вызвал обвал: он занялся уже было закрытым делом. «31 мая 1972 года в лесу неподалеку от итальянской деревни Петеано взорвался заминированный автомобиль, - пишет Д. Гансер. - Взрывом был серьезно ранен один карабинер (итальянский военизированный полицейский), три карабинера убиты. Они были вызваны на будущее место происшествия анонимным телефонным звонком. Осматривая брошенный «Фиат 500», один из карабинеров открыл капот машины, в результате чего сдетонировала бомба. Через два дня полиция получила анонимное указание, что преступниками являются «Красные бригады», прокоммунистическая леворадикальная группа, пытающаяся изменить баланс сил в Италии посредством захвата заложников и хладнокровных убийств представителей власти. Полиция немедленно провела серию проверок и арестовала порядка двухсот коммунистов. Более чем десятилетие итальянцы верили, что именно «Красные бригады» совершили террористический акт в Петеано».

Судья нашел в деле нестыковки и сфабрикованные улики, после чего выяснил: террористический акт был делом рук членов секретного подразделения «Гладио», службы военной разведки и организаций фашистского толка.

Убить – и свалить вину на левых и коммунистов, тактика примитивная, но работавшая. Позже председатель итальянской парламентской комиссии по исследованию «Гладио» сенатор Джованни Пеллегрино так опишет это жестокое время новейшей истории Италии: «Официальные цифры показывают нам, что только за период с 1 января 1969 по 31 декабря 1987 года в Италии был совершен 14 591 террористический акт, имевший под собой политическую мотивацию. Ужасно то, что эти события унесли 491 жизнь, а 1181 человек был покалечен и ранен». В марте 2001-го бывший глава итальянской контрразведки, генерал Жианделио Малетти скажет: ««ЦРУ, следуя указаниям своего правительства, имело целью создание итальянского национализма, способного остановить то, что оно понимало как идеологическое сползание в сторону левых. И для осуществления этой цели ЦРУ могло использовать терроризм правых».

Генералу Вито Мичели, руководителю секретной Информационной службы министерства обороны Италии, предъявили обвинение - в том числе, и в создании секретной организации, целью которой была подготовка вооруженного восстания, чтобы поменять конституцию и форму государственного правления. Он ничего и не скрывал: ««Суперпараллельная» организация, созданная в соответствии с моими указаниями? Конечно! Но я не организовывал все это сам, чтобы совершить государственный переворот. НАТО и США попросили меня сделать это».

Материалы, приведенные Даниэлем Гансером в книге – не беллетристика и не детектив для чтения в метро. Даты, имена и выдержки из документов требуют осмысления – для того, чтобы сложить их в цельную картину.

Те же, кто ждет от автора справедливого – с нашей точки зрения – осуждения действий западных разведывательных служб и руководства НАТО, будут разочарованы. Он, скажу так, воздерживается от эмоций, и, в заключение книги, предлагает следующий вывод: «Когда в конце 1990 года секретные армии НАТО были разоблачены по всей Западной Европе вслед за откровениями о «Гладио», последовавшими из Италии, международная пресса многозначительно поинтересовалась: «Разумные меры предосторожности или источник террора?» После более чем десяти лет исследований и размышлений ответ ясен: и то и другое».

…Пока Даниэль Гансер подписывал мне экземпляр своей книги, я спросил, считает ли он себя политиком больше, чем исследователем, раз уж занимается такими проблемами? В ответ получил «нет». Он считает себя ученым, который исследует вопросы войны и мира на Земле, и знает: народами очень часто манипулируют, вовлекая их в вооруженные конфликты, манипулируют, организуя террористические акты. Примеры тому – вторжение в Ирак в 2003-м и «очень непрозрачная», с его точки зрения, война в Ливии. «Люди хотят ясности – и я стараюсь им ее дать», - заключил он.

В его родной Швейцарии ученого вовсе не воспринимают как некоего «левака» или «ниспровергателя», а ценят, по его собственному выражению, за «трезвую оценку сложных проблем».

Хотя иногда задаются вопросом, следует ли заниматься этим именно Швейцарии. «Я объясняю, что наша страна не воевала на протяжении более ста лет, поэтому кому, как не швейцарским экспертам заниматься изучением проблем мира, - ответил он. Добавив: «При этом я вовсе не утверждаю, что подобные исследования по этой причине обязательно будут во всем сбалансированными». Он уверен, что именно исследования швейцарских аналитиков - будь то на Кубе или в США, в России или Израиле - воспринимаются как более достоверные, поскольку страна никогда не входила в разряд колониальных держав.

Ну а следующий мой вопрос был вполне естественным: «Считает ли он, что нечто вроде сети «Гладио» существует сегодня, но мы об этом пока не подозреваем?» «Такая сеть может быть организована всегда, - уклончиво заметил он. – «Гладио» существовала с 1945-го по 1990-й, именно тогда, полагаю, ее деятельность в борьбе с коммунистической угрозой, как уже несуществующей, была прекращена. Вопрос в том, продолжают ли использовать эту апробированную стратегию создания напряженности. Ведь можно организовать террористический акт – и возложить вину на своего политического противника, дискредитировать его, одновременно ограничив гражданские свободы в своей стране».

Ответ, работают ли новые версии «Гладио» сегодня, каждый может получить самостоятельно, оценив события, происходящие сейчас в мире. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий