среда, 24 октября 2012 г.

Стоит ли России становиться на "внешнеполитические весы" Грузии

 Виген Акопян
 Министр юстиции Киргизии Алмазбек Шыкмаматов 12 октября встретился с послом Грузии в Бишкеке Давидом Мумладзе. Стороны, согласно официальному сообщению, говорили об особенностях перехода к парламентской форме правления, а также обсуждали итоги прошедших в Грузии парламентских выборов. Для Киргизии эти вопросы весьма актуальны, поскольку в последние годы она волей-неволей превратилась в основного и чуть ли не единственного импортера "грузинских реформ".

Украина Януковича законсервировала этот процесс почти так же основательно, как Юлию Тимошенко, а в Россию "экспорт грузинских реформ" наладить так и не удалось и, судя по реальным последствиям "Анатомии протеста - 2", так и не удастся. Перманентные визиты в Тбилиси украинских политиков, в частности наиболее активного на этом направлении вице-премьера Сергея Тигипко, можно оценивать как рецидив "оранжевой эпохи" и мелкие уколы "Партии регионов" по самолюбию Москвы.

В реальности, Грузия ничего Украине дать не могла и не сможет. Не только потому, что украинская внутренняя и внешняя повестки кардинальным образом отличаются от грузинских реалий, но и по той простой причине, что "фасадные реформы" Саакашвили требовали постоянного финансирования и внешнего консалтинга. Януковичу сейчас явно не до "косметики". Объем макроэкономических проблем Украины внушает уважение - косметическими средствами прикрыть их вряд ли возможно. Киев в тисках стратегических вопросов, в основе своей лежащих в плоскости энергетических взаимоотношений с Россией. Здесь видно, как украинская правящая элита пытается расширить внешнеполитическую географию в поисках партнеров - от Китая до ближневосточных монархий. Демократическая мишура с усугублением экономической ситуации Киевом будет и вовсе отброшена, поскольку кроме нее Запад ничего внятного так и не предлагает. А время не терпит.

В Киргизии дела обстоят иначе. Она меньше и проблемы ее стоят дешевле украинских. Пережив крупнейшие политические потрясения, киргизская политическая элита обнаружила, что тотальная зависимость страны от конфликтующих друг с другом внешних игроков лишь усугубилась. Любой новый киргизский лидер будет вынужден выжимать всевозможные дивиденды из "борьбы титанов", пытаясь разложить на балансные весы собственный маломощный потенциал оперативного влияния. Пока у киргизов это получалось хуже всех среди постсоветских республик, отсюда и череда внутренних дестабилизаций.

К советам американцев в Бишкеке будут и впредь внимательно прислушиваться, тем паче, что те обзавелись новой важной приманкой - арестовали и вывезли из Великобритании сына Курманбека Бакиева - Максима, разыскиваемого киргизскими властями за миллиардные хищения.

Дело сейчас не в Киргизии - ее министр юстиции сам следит за ситуацией в Грузии, где, как выражаются грузинские эксперты и политики, идет процесс "транзиции власти". При этом, как и в предвыборный период, главная тема текущих политических дебатов - каким образом Грузия будет выстраивать отношения с Россией? Этот вопрос продолжает волновать широкие слои грузинского общества на подсознательном уровне, несмотря на многолетние усилия Саакашвили по его деактуализации.

Но сначала о будущей политике Иванишвили на западном направлении. Здесь как раз вопросов никаких нет. По поручению Саакашвили, секретарь Совета национальной безопасности Грузии Георгий Бокерия 12 октября вел переговоры с победителем парламентской кампании, Бидзиной Иванишивли. При этом, как заявил сам Бокерия, он вел переговоры с Иванишвили как с "будущим премьер-министром Грузии". По итогам секретарем Совета национальной безопасности Грузии было заявлено следующее: "... Что касается безопасности страны, нашего внешнеполитического курса, защиты страны от внешних угроз, продолжения и упрочения евроатлантической интеграции, мы сделаем все, чтобы наше сотрудничество в этих вопросах было тесным", - заявил Бокерия.

Еще раньше заверения в неизменности курса на вступление в НАТО Иванишвили дал самим американцам. За неделю до встречи с Бокерия его навестили американские военные (интерес США колоссален - к грузинскому миллиардеру приехала делегация во главе с командующим силами ВМС в Европе Джоном Пакстоном), видимо, чтобы поддержать демократический процесс, а также призвать "в кратчайший срок восстановить сотрудничество с новым правительством". У американцев свои причины для спешки.

Иванишвили отметил ту "особую роль, которую сыграли США в формировании вооруженных сил Грузии" и приближении их к стандартам НАТО, а также пообещал, что Грузия быстрыми темпами, реально начнет развивать демократические институты, что ускорит процесс ее интеграции в НАТО. "Одной военной подготовки для членства в НАТО недостаточно, и мы намерены быстро пойти вперед и реально, а не фасадно, как это делало нынешнее правительство, создать демократические институты, а это поможет нам в скором времени стать членами НАТО", - заявил Иванишвили.
С НАТО все ясно. У Иванишвили и Саакашвили здесь полный консенсус. Как же новое грузинское правительство намеревается восстанавливать отношения с Россией?

Команда будущего премьера и в этом направлении действует напористо, видимо, рассчитывая на быстрые результаты. Представители коалиции уже вливаются в переговоры в рамках формата Женевских дискуссий (сформирован по послевоенному плану Медведев-Саркози). И сами эти дискуссии вдруг неожиданно обрели второе дыхание и некоторую конкретику - на повестке ключевой, как определили в МИД России, вопрос о "заключении двусторонних юридически обязывающих соглашений о неприменении силы между Абхазией и Южной Осетией с Грузией".

Соратник Иванишвили, участвовавший в переговорах, известный эксперт и кандидат на пост государственного министра Грузии по урегулированию конфликтов Паата Закареишвили заявил корреспонденту ИА REGNUM, что речь идет всего лишь о работе над текстом совместного заявления о неприменении силы. "Почему-то была дана неправильная интерпретация, что стороны собираются подписать соглашение или договор о неприменении силы. Я могу лишь сказать, что обсуждался текст совместного заявления, но мы в этот процесс не были вовлечены. Мы были приглашены как представители будущего правительства Грузии в статусе наблюдателей", - пояснил Закареишвили.

Ключевое противоречие здесь в том, что Тбилиси не шел и вряд ли пойдет на подписание двусторонних документов с Абхазией и Южной Осетией, настаивая на том, что Россия "оккупировала" эти регионы и установила там "марионеточные режимы". Правительство Иванишвили, по всей видимости, будет и дальше настаивать на подписании соглашения о ненападении, но с самой Россией, что абсолютно неприемлемо для Москвы. Прямые соглашения Тбилиси с Сухумом и Цхинвалом станут формальным признанием их суверенитета. Интересно, что примерно перед такой же дилеммой стоит сегодня Сербия, которую Запад понукает к расширению двусторонней договорной базы с Косово... Так что, "Косовский прецедент" работает и поныне.

Еще одним "жестом доброй воли" со стороны Грузии может стать отказ от прямых обвинений России в оккупации ее территорий. Как заявил Закареишвили, "стратегию в отношении оккупированных территорий и принятый нынешними властями Грузии закон об оккупированных территориях следует пересмотреть и внести в них определенные изменения".

Таким образом, новая грузинская власть надеется разблокировать отношения с Россией, всего лишь убрав из риторики наступательные формулировки. Лидер коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили 5 октября выразил надежду, что сможет быстро восстановить "торговые и культурные взаимоотношения с Россией и открыть для грузинской продукции российский рынок". Кроме торговых вопросов, Грузию интересует восстановление ее территориальной целостности. Здесь Иванишвили предлагает практически то же самое, что и проигравший выборы Саакашвили - "реинтеграцию" путем "восстановления доверия" и "создания условий, которые сделают Грузию притягательной для абхазов". Стратегическая задача Грузии неизменна - восстановление территориальной целостности и вступление в НАТО.

То, что текущие устоявшиеся при Саакашвили стратегические приоритеты Грузии новым правительством страны пересматриваться не будут, было ясно еще во время предвыборной кампании. В прошлой статье "США сливают Саакашвили" была предпринята попытка проанализировать причины поражения партии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" на прошедших парламентских выборах и о роли американцев в этом процессе.

Лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава свидетельствует, что США продолжают управлять процессом. Комментируя будущий внешнеполитический курс Иванишвили, он заявил, что лидеры коалиции "Грузинская мечта" будут поддерживать ориентацию на США и курс на интеграцию в НАТО. "Влияние США видно хотя бы из того, что американский посол Ричард Норланд чуть ли не поселился в офисе "Грузинской мечты". А это не окажет позитивного влияния на грузино-российские отношения", - пояснил Каха Кукава. По его словам, для изменения нынешнего состояния взаимоотношений между Грузией и Россией необходим комплексный подход, но первое и главное, что следует сделать на данном этапе, - это изменить тональность - "разговаривать с Россией так, будто Грузия - великая империя, а Россия маленькая проигравшая войну страна - нельзя".

Но для России дело не в тональности. Фактор Саакашвили связан не столько с его тональностью, сколько с той политикой, которую он проводит. В годы его правления Грузия превратилась в серьезного проводника американских интересов в регионе (Закавказье - Северный Кавказ) и на постсоветском пространстве в целом. Как представляется, новые грузинские власти намерены проводить ту же политику, только делать это в "другой тональности".

Между тем, для России важно, чтобы Иванишвили и его команда публично декларировали отход от основных ориентиров Саакашвили. Движение Грузии в сторону членства в НАТО - неприемлемый процесс с точки зрения интересов России, даже с учетом малых шансов Тбилиси на успешное преодоление этого пути. Диалог с новым грузинским правительством по важным для него же вопросам торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, развяжет руки правящей команде Иванишивли, в том числе и в антироссийском внешнеполитическом движении. Появление в Закавказье страны-члена НАТО полностью видоизменит стратегическую расстановку в регионе, повлияв на позиции России в Армении и Азербайджане - во всем Черноморско-Каспийском регионе.

Москве необходимо дать понять победителям грузинской избирательной кампании, что какая-либо интеграция на равноправных основах с Абхазией и Южной Осетией возможна исключительно в рамках евразийского интеграционного процесса, а не усилий по расширению зоны влияния НАТО. Да и то с согласия Сухума и Цхинвала.

А что касается тональности, то Грузия должна понимать, что находится в чрезвычайно конфликтном регионе, эскалация ситуации в котором, судя по событиям на Ближнем Востоке, может наступить весьма быстро и неожиданно. В этой ситуации правительству Иванишвили кровно необходимо выстраивать поле для внешнеполитического баланса. И если для весьма сильно зависящей от России Киргизии сейчас важно усиливать влияние США, то Грузии кровно необходим нормальный диалог с Москвой. Может именно поэтому посол Грузии в Киргизии Мумладзе акцентировал "актуальность киргизского опыта"?
На каких условиях можно вернуть Россию на "грузинскую чашу весов"? Вот над чем должны думать в Грузии. Для России же важнее другое - убрать с другой чаши угрозу вступления Грузии в НАТО, которая может быть реализована американцами и только ими при том или ином развитии ситуации на Ближнем Востоке - вокруг Сирии и Ирана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий