суббота, 9 июля 2016 г.

Цунами Brexit накрыло ядерный «щит»

Цунами Brexit накрыло ядерный «щит»
Судьба стратегического потенциала Великобритании после референдума о ее выходе из ЕС становится неопределенной.
Нет ясности, как долго британский флаг будет поднят над базой атомных подлодок в Шотландии.
На фоне общеевропейской истерики по поводу выхода Великобритании из ЕС в мировых СМИ затерялся не менее серьезный скандал, разгоревшийся на туманном Альбионе вокруг переоснащения базы атомных подводных лодок королевских ВМС «Фаслейн» восточнее Глазго в Шотландии. Протест против обновления ядерного «щита» страны возглавила неправительственная организация Trident Ploughshares, которая позиционирует себя как «движение за разоружение ядерной системы Великобритании „Трайдент“ ненасильственным, открытым и полностью прозрачным способом». В 2001 г. Trident Ploughshares за свои усилия в этом направлении была награждена престижной европейской премией Right Livelihood Award («За жизнь, достойную человека»), широко известной в мире как «альтернативная Нобелевской».
Сегодня уже мало кто помнит, что «крестным отцом» плана ядерного перевооружения Британии еще десять лет назад стал тогдашний премьер-министр Тони Блэр. Впервые о намерениях его правительства провести обновление ядерных сил он объявил в палате общин парламента в декабре 2006 года. Тогда страну всколыхнула мощная волна протеста, которую устроили неправительственные организации страны «Кампания за ядерное разоружение» (Campaigne for Nuclear Disarmament), коалиция «Остановим войну» (Stop the War Coalition) и «Мусульманская инициатива Британии» (British Muslin Initiative).
На митинги протеста вышли также и самые решительные депутаты парламента, включая лейбористов из правящей партии. Десять лет назад, по данным британских медиа, каждый четвертый народный избранник намерен был проголосовать против переоснащения ядерных сил страны. Назывался этот план «Белая книга», с его тезисами Тони Блэр выступил перед депутатами и страной. Так что «караван», несмотря ни на что, идет уже достаточно долго. Идет не всегда тихо, но — неуклонно.
Что же собираются менять в своей военной ядерной программе британцы?
Сначала — немного из истории вопроса. В 1962 году США передали Британии американские баллистические ракеты Polaris с ядерной боеголовкой и с дальностью действия в 4500 километров. (Возможно, этому поспособствовало выступление Никиты Хрущева с трибуны ООН с ботинком в руке двумя годами ранее. Вероятно, отчасти и этим решением затем был спровоцирован карибский кризис 1962 года, когда президент Кеннеди с генсеком Хрущевым в последнюю минуту остановили начало третьей мировой войны.) «Поларисы» были установлены на четырех подлодках. Они бороздили на боевых дежурствах моря и океаны до конца девяностых годов.
В 1980 году на смену устаревшим «Поларисам» Вашингтон прислал Лондону ракеты нового поколения Trident. По оценкам английских экспертов, каждая из таких ракет обошлась казне в 16,8 млн фунтов стерлингов. Это были уже межконтинентальные ракеты, которые требовали и новых подлодок: по размерам «Трайденты» были значительно больше «Поларисов» и их невозможно было «втиснуть» в старые субмарины. Так было принято решение о строительстве подлодок нового поколения.
Первая, Vanguard, была введена в строй в 1993-м, последняя, четвертая, — в 1999 году. По техническим параметрам и характеристикам — это одна из самых эффективных атомных подлодок. «Вэнгард» может производить пуск четырех ракет с интервалом в 20 секунд с глубины 30-40 метров. Электронное и акустическое оборудование позволяет подлодке быть «тенью отца Гамлета», т. е. тихо и незаметно скрываться в морских водах. Системы «Вэнгард» могут перенацеливать ракеты, находящиеся в пусковых установках и уже имеющие свои полетные задания.
Срок службы британских подлодок истекает в 2028 году. Срок технической годности ракет «Трайдент» — в 2042-м. Однако, судя по всему, на туманном Альбионе собираются «разобраться» с ними раньше. Сейчас в научных цитаделях Соединенного Королевства разрабатываются ядерные системы вооружений, которыми предполагается заменить в 2028—2035 годах старые. В частности, ими могут стать новые ударные подводные лодки с пока условным обозначением Successor («Преемник»).
Десять лет назад модернизация ядерного арсенала, когда о ней заговорили впервые, могла обойтись британским налогоплательщикам, по оценке независимых экспертов, в 76 млрд фунтов стерлингов (в пересчете по тем курсам валют — 152 млрд долларов). Сейчас она оценивается немного дешевле. Правда, с учетом обслуживания до конца срока «годности» эта сумма более чем удваивается.
Итак, сегодня потенциал ядерных сил Великобритании состоит из четырех подводных лодок класса «Вэнгард», которые оснащены межконтинентальными баллистическими ракетами «Трайдент» 2 D5. Каждая подлодка несет 16 ракет, а каждая ракета — три боеголовки. Хотя, по данным английского общественно-политического журнала «Красный перец» (Red Pepper), каждая баллистическая ракета способна нести 12 боеголовок.
В правительственном «Обзоре по вопросам стратегической обороны» определены общие параметры несения службы морских сил ядерного сдерживания Великобритании. Здесь указанно: боевое патрулирование осуществляет только одна атомная подводная субмарина, оснащенная сокращенным боекомплектом в 48 боеголовок.
Известно, что взгляды лидеров Великобритании на роль ядерного оружия в современном мире практически полностью совпадают со взглядами руководства США. Лондон, как и Вашингтон, допускают превентивный ядерный удар по странам-«изгоям», ведение «ограниченной» ядерной войны с так называемым избирательным применением ядерного оружия. Баллистические ракеты с ядерной компонентой английских подводных лодок находятся под «совместным управлением» НАТО. Кроме того, Великобритания является партнером США по развертыванию национальной системы противоракетной обороны.
Судя по всему, грядущее переоснащение национальных ядерных сил и опора на ядерное сдерживание по-прежнему считаются основой глобальной безопасности Великобритании.
Видимо, подступом для выполнения задач из «Белой книги» по обновлению ядерного «щита» и станет переоснащение базы атомных подводных лодок королевских ВМС «Фаслейн» в Шотландии. Как было официально заявлено в конце прошлого года, правительство Британии планирует потратить 500 млн фунтов стерлингов (около $770 млн) на ее адаптацию к новым реалиям. По контракту в течение 10 лет будут построены волноломы и пирсы, новые подъемники. Министр финансов Британии Джордж Осборн заявил, что инвестиции помогут создать 6,7 тысячи новых рабочих мест в Шотландии и укрепить обороноспособность всей страны.
Однако громадье этих планов британское правительство озвучило до судьбоносного референдума по Brexit. Уже тогда первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен резко отреагировала на выступление Осборна, назвав его «высокомерным» и предвосхищающим решение парламента о дальнейшей судьбе всего ядерного проекта «Трайдент».
А после ошеломительных результатов референдума ситуация еще больше накалилась. С одной стороны, Шотландия проголосовала против выхода Великобритании из ЕС, а с другой — она и сама не прочь выйти из Королевства. Если ей это удастся, что тогда? Хотя шотландские националисты накануне последнего голосования о выходе из Британии уверяли, что они за вывод ядерного оружия, в новой ситуации все может быть по-иному. Ясно, что если при стечении определенных обстоятельств шотландцы примут решение, чтобы оставить ядерные арсеналы, превратившись в новую ядерную державу, то ни о какой модернизации речи не может быть — таких денег у них нет. Впрочем, вряд ли им будет позволено перекраивать ядерную карту мира. (Это мы уже проходили с Украиной, добровольно-принудительно отказавшейся от ядерного оружия, находившегося на ее территории после распада СССР.)
Нет также уверенности и в том, что во вновь открывшихся политических (драматических) обстоятельствах депутаты Британии проголосуют за непомерные траты бюджета. (Вопрос о переоснащении британского арсенала ядерного сдерживания морского базирования должен решаться в этом году.) Хотя правительство консерваторов Дэвида Кэмерона до референдума активно поддерживало планы по модернизации ядерных сил сдерживания и заявляло о готовности к многомиллиардным тратам на перевооружение.
К политическим потрясениям, способным помешать планам британского правительства по ядерному обновлению, в этом году прибавились также и особо мощные протесты населения. Антиядерная акция, организованная НПО Trident Ploughshares, длившаяся денно и нощно у ворот базы «Фаслейн» в Шотландии в течение целого месяца, упорно не замечаемая почти всеми ведущими мировыми СМИ, тем не менее, имела громкий резонанс в самой Британии, не говоря уже о Шотландии. Дневник акции, который вел в Сети один из самых ярких активистов движения Энжи Зелтер, стал бестселлером среди не только антиядерных активистов, но и сочувствующих со всего мира.
За все время борьбы (с 2004 года), сообщается на сайте НПО, «нас 2100 раз арестовывали, мы прошли более чем через 470 судов, мы провели 2100 дней в тюрьме (не учитывая пребывание в полицейских СИЗО). Нам присудили более 70 тысяч фунтов штрафов».
Однако, похоже, эти борения налогоплательщиков мало трогают политических небожителей Острова. Как заявила на днях глава МВД и фаворит гонки за лидерство в Консервативной партии Тереза Мэй, парламент должен как можно быстрее проголосовать за переоснащение ядерных сил Британии — еще до летнего перерыва на каникулы. Она мотивирует эту спешку «угрозами со стороны России, Северной Кореи и террористов». Однако то, как новое ядерное оружие на деле будет сдерживать террористов, особенно — смертников, так и остается, видимо, для мира не более чем загадочным английским юмором.
Алла Ярошинская, РосБалт, сообщает http://abakan.monavista.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий