среда, 16 марта 2016 г.

«ТЫ ЖИВЁШЬ ДЛЯ БОГА». Что происходит на уроках религии в российских школах



Mark Walz, 2007 год

Вчера СМИ опубликовали новость о том, что РПЦ предлагает исключить из школьной программы рассказы Бунина и Чехова. РПЦ от высказывания открестилась, но вызвала новую волну интереса к тому, что происходит в школах на уроках религии — коротко их называют именно так. ЖУРНАЛ ЖЖ собрал вместе свидетельства школьников и мнения иерархов РПЦ, учителей и депутатов.
С 2012 года в школьную программу для 4-5 классов введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей, 5 из которых религиозные («Основы православной культуры» (ОПК), «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры») и два условно светских — «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Один из модулей для изучения якобы выбирают родители.

Учебник по основам православной культуры написал богослов и общественный деятель диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ. По поводу оказавшихся в опале рассказов классиков он, назвав случившееся началом некой войны за школу, высказался в целом положительно и едва не объявил школьную программу нелегитимной:

— Школьная программа, как она сформировалась в 90е годы, не есть нечто, вознесенное вне критики
— Удаление чего-то из школьной программы совсем не равнозначно «запрету»
— Отец Артемий, как филолог с МГУшным профильным образованием, имеет право высказываться по этим сюжетам
— Церковь, как и иные субъекты гражданского общества, имеет право предлагать что-то менять в школьном образовании
— Высказывание одного священника ещё далеко не позиция Церкви или её инициатива. Диалогу митр. Меркурия и Минобра о. Артемий уж точно этой своей инициативой не помог

Кроме того, спорное заявление о. Артемия прозвучало на заседании «патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства» именно тогда, когда на устах были слова Патриарха о том, что президент предложил ему возглавить «Общество русской словесности». Среди целей этого Общества Патриарх и в самом деле видит «необходимость радикально улучшить ситуацию в нашей школе, в том числе в сфере преподавания русского языка и литературы». Но о. Артемий к этому проекту пока не привлечён.


Читать далее в блоге автора

Принуждение к православию

GOOODVINS рассказывает и показывает, как распределены доли модулей в общеобразовательных школах страны и заключает, что без принудиловки не обошлось:

Что там рассказывают на «светской этике» я даже представить затрудняюсь («Википедия» сообщает о «Нравственных традициях предпринимательства», «дворянском кодексе чести» & «джентльмен и леди»).

В итоге предмет ОРКСЭ уже 4-ый год подряд изучают ученики 4-ых классов, и его обсуждения практически полностью пропали. Преподают предмет преимущественно учителя начальных классов (90%), с некоторым привлечением учителей-гуманитариев. Обошлось без трудовиков-физруков-обжшников, что уже радует.

Вспомнилась мне эта история в связи с обсуждением отсутствия в отечественной переписи населения вопроса об отношении к религии и попытками выяснить состояние дел другими путями. Тогда мне и пришла в голову идея заглянуть в данные МинОбразования по «светско-религиозному» предмету за 2014-2015 учебный год.



Ну, и теперь немножко визуальной информации с комментариями.

«Основы светской этики» наиболее часто выбирали в 48 регионах (в 41м у ОСЭ абсолютное большинство);

«Основы православной культуры» в 29 регионах (в 21м у ОПК абсолютное большинство);

«Основы мировых религиозных культур» в 4 регионах (в 2х у ОМРК абсолютное большинство);

«Основы исламской культуры» в 2 регионах (Чечня-Ингушетия, под 100%);

«Основы буддийской культуры» в 2х регионах (ни одного с абсолютным большинством);

Самая маленькая разница между модулями — «светская этика» в Марий Эл опередили ОПК на 1 четвероклассника.



Самые очевидные моменты принудиловки:

1) В Татарстане и Кабардино-Балкарии выбор у родителей стоит только между 2 светскими модулями, религиозные вообще не преподаются. РПЦ не раз выносила этот вопрос в публичное поле, но безрезультатно.

2) В Чечне и Ингушетии идет явный упор на религиозные модули. Либо «основы ислама», либо если ты заблудившийся русский — ОПК. У меня на руках были ещё и данные предварительного выбора за тот же учебный год. В них, для сравнения, 30 родителей в Ингушетии выбирали «светские» предметы. К началу учебного года их убедили передумать и шагать в ногу.

3) В республиках Северного Кавказа (за исключением выше упомянутой парочки) идет явный упор на «светские» дисциплины и «многонациональный консенсус». Отсюда и странная непопулярность ислама (в поражение последнего в Дагестане уж совсем не верится), и удивительные победы «Основ мировых религиозных культур». По итогам работы с этим массивом цифр у меня выработалось крепкое ощущение, что если в регионе победил ОМРК, значит тут что-то явно не так.

4) В республике Крым ОМРК как вариант не предлагались. Только ОПК, ислам и ОСЭ. При этом в Севастополе таких проблем нет, даже буддист нашёлся. Впрочем на общую картину этот момент влияет слабо — Крым (как и другие регионы, перенасыщенные переселенцами) к религии почти равнодушен (это же фиксировали и украинские опросы).


Читать далее в блоге автора

Как проходят уроки

На этой видеозаписи, сделанной в тульской школе, детям на вид лет 10, а из фразы учителя «мы с вами уже 3 год изучаем основы православной культуры», следует, что предмет в программе с самого 1-го класса.

Видеозапись с YouTube

Восьмиклассница SONIAKAGAME в своём дневнике так описывает урок обществознания, посвящённый религии. B это даже не ОПК, а предмет, в рамках которого обычно изучаются типы государственного устройства и права человека:

«Первые минут 10 весь класс с понимаем слушал учителя. Ну хотя как сказать... Кто-то рубился в запрещённые на территории школы гаджеты, кто-то налепливал очередную жевательную резинку на скрипучий школьный стул, а кто-то молча записывал всё, что просили, в тетрадь, но число последних было ничтожно мало. 3 человека из 17, если быть точной.

Все бы ничего, подобное поведение вообще никого не удивляет, учитель у нас крайне спокойный и специфический в этом плане, писать насильно не заставляет, и уж тем более свою точку зрения навязывать не станет, но не тут то было...

Минут 20 от урока мы слушали про то, как хорошо быть верующем, так как у тебя есть смысл жизни — ты живёшь для Бога. А у неверующих, выражаясь нашим языком, по поводу смысла жизни траблы и депрессии.

Далее мы выслушали, что наш учитель верующий и он тоже живёт для Бога. А высказывания, к моему удивлению, уже реально заинтересованных в теме урока одноклассников, мол «вы сейчас пропагандируете нам веру, что является как минимум незаконно и даже страшновато» (а слова его звучали как бред фанатика) были вообще проигнорированы. Мы получили короткий ответ: «вы сами сейчас пропагандируете».

Может это странно, но я нахожу высказывание «я живу для Бога» неприемлемым.

К слову, я тоже верующая, но подобная политика, тем более в стенах школы, меня несколько пугает.

Разве вера — это не то, что внутри вас? Это тоже чувство, а следственно говоря, это то, что мы чувствуем изнутри, и если это реально нам нравится и тому подобное, мы не шибко будем орать об этом на весь мир. Будем наслаждаться этим самым чувством пока оно есть. (Не у меня одной встают перед глазами фотографии из «Инстаграма»?


Читать далее в блоге автора

Что думают родители и эксперты?

Издание «Йод» пишет, что всё больше родителей отказываются от ОПК. Например, 70% родителей школьников в Коми выбрали для своих детей в 2015 учебном году курс «Основы светской этики» и всего 10% — ОПК. А петицию против ОПК подписали больше 85 000 человек.

«Алина Наумова, мать ученика одной из самарских школ Антона запретила ему посещать уроки «Основы православной культуры» (ОПК) после того, как он начал жаловаться на ночные кошмары. Антону снился ад, в котором мучаются грешники. О страданиях грешников в аду четвероклассник узнал на уроке ОПК в своей школе.

«Директор обещала нам, что на занятиях будут рассказывать обо всех религиях. Но учительница, которая ведет этот курс, недавно сама уверовала, поэтому рассказывает детям только о православии. Делает особый акцент на теме „грех и наказание“. Сына такие рассказы пугают. Я попробовала её убедить „снизить градус“, но учительница посоветовала мне пойти в храм и исповедоваться. Она раньше преподавала труд, потом прошла курсы повышения квалификации и напрасно думает, что может объяснять детям такие сложные темы. Я не против уроков православия, но не хочу, чтобы моего сына пугали мракобесными байками», — рассказывает Наумова.


Игорь Фомин, протоиерей, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

— Человеку, не знакомому с основами различных религиозных культур, трудно ориентироваться в современном мире. Именно религия — не только православие — дает ему положительные нравственные ориентиры. Чем раньше дети познакомятся с ними, тем лучше. В рамках школьной программы ОРКСЭ — основ религиозной культуры и светской этики — есть разные модули, которые учащиеся могут выбраться на свое усмотрение. Только преподавать этот предмет должны не случайные люди, а профессионалы, религиоведы. Иначе мы получим отрицательный результат. Я знаю случай, когда в одной из школ ОПК (основы православной культуры) вела учительница, прошедшая курс обучения за 72 часа. А одна девочка, которая ходит в воскресную школу, прямо на уроке встала и сказала: «Мария Васильевна, вы все неправильно рассказываете. В Библии написано по-другому». Чтобы не конфузить учительницу, девочку перевели в другую группу, где изучают мировые религии. А Мария Васильевна осталась. И что она даст своим ученикам?

Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России:

— Сейчас в ГМИИ им. Пушкина идет выставка немецких художников Кранахов, которые много писали на библейские сюжеты. И экскурсовод не переставая рассказывает посетителям о снятии с креста и положении Христа во гроб, об апостолах и так далее. Если бы эта выставка проходила в любом европейском городе, всего этого не нужно было бы объяснять, ведь там не произошло того, что случилось у нас в ХХ веке, когда религию сбросили с парохода современности. Без знания основ религиозных культур невозможно понять ни историю, ни культуру человечества. Невозможно понять Пушкина, Достоевского и других наших классиков. И здесь речь идет не о вере как личном выборе каждого человека, а об огромном культурном пласте, связанном с религией. В школе сейчас преподаются основы религиозной этики. Примерно треть учеников выбирают основы православной культуры, совсем немногие — основы исламской культуры, а основная масса выбирает основы мировых религиозных культур. Но в любом случае, за один четвертый класс очень сложно познакомить детей с предметом настолько, чтобы они сохранили представления о нем на всю жизнь. А уже не говорю о том, что история религий слишком сложна для таких маленьких детей, и преподавать её нужно в старших классах.

Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию:

— Сейчас в России преподается так называемое ОРКСЭ — основы религиозной культуры и светской этики, причем патриарх предлагал сделать это преподавание сквозным: со второго по десятый или одиннадцатый класс. Мало того, действующий закон «Об образовании» позволяет традиционным конфессиям фактически цензурировать содержание курсов и участвовать в отборе преподавателей, которые будут вести этот предмет. С моей точки зрения, это нарушает принципы светского образования. Предыдущее образование было лучше, оно определяло, что в российской школе преподаются только светские предметы. А предметы религиозные могут преподаваться на факультативной основе по желанию детей и родителей, с согласия органов управления образования. Мне представляется, что эта позиция законодательства была более правильной и лучше бы к ней вернуться вновь.

Сейчас не правильно сводить всю духовно-нравственную культуру к религиозной, поскольку у нас есть колоссальная история светской духовно-нравственной культуры. Кроме того, социология утверждает, что нет прямой связи между уровнем религиозности населения и нравственным состоянием общества. Ни для кого не секрет, что в советский период, когда общество было формально атеистическим, мы занимали лидирующие места по ориентации постматериальных ценностей. А сейчас мы никак не выйдем из духовно-нравственной катастрофы, которая случилась на рубеже 90-х годов. Хотя значительная часть населения, а по опросам чуть ли не подавляющая часть населения, относит себя к православным.

В-третьих, мы рискуем, что в школах, где будут, условно говоря: мусульмане изучать ислам, христиане православную культуру, а евреи — иудейскую культуру, будут созданы конфликты на религиозной почве. Что совершенно не правильно. Все эти вопросы должны быть вынесены за пределы школы. Но более того, новый закон «Об образовании» позволяет частным образовательным организациям вводить религиозные компоненты без согласия родителей. Другими словами — теоретически мы не исключаем возможность создания в частных образовательных организациях религиозных организаций типа Талибан.

А если еще вспомнить, что говорят некоторые деятели РПЦ о цензурировании русской классики на предмет нравственного содержания, то от их предложений вообще приходишь в ужас. Их послушать, то у нас практически ничего не останется в курсе литературы. Нам придется вычеркнуть оттуда «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Анну Каренину» и вообще не подпускать детей к «Ветхому завету», поскольку царь Соломон имел несколько сот жен и при этом влюбился в 13-летнюю Суламифь. Если последовательно проводить позицию РПЦ, то мы вообще останемся без мировой классической литературы. Поэтому было бы правильнее, чтобы каждый занимался своим делом — педагоги и психологи учебной программой, а отцы церкви тем, чем им положено в церкви.


А вот какую роль отводит родителям в выборе изучаемого школьником модуля ОРКСЭ митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Если кратко, то никакую:

Видеозапись с YouTube 

Комментариев нет:

Отправить комментарий