понедельник, 7 марта 2016 г.

Кулибинцы. 20 российских изобретателей-самородков. №1.Фёдор Блинов (1830 - 1902)


http://rg.ru/2016/03/03/rodina-kulibincy.html


 
Представляем 20 российских изобретателей-самородков, вписавших свои имена и открытия в историю цивилизации
Двадцать русских умельцев в этом номере "Родины" - капля в море. Поверьте. Их даже не тысячи. И вокруг каждого - еще тысячи их помощников.

Да у нас же целая Страна изобретателей!

Мы умеем гордиться "своими" - и правильно делаем. Но гордимся чаще абстрактно, в общем и целом. А чуть копни историю, чуть оглядись вокруг - тьма гениев разнокалиберных, в лаптях или очочках. Безвестные, затертые и звонкие - в них и скрыта умственная суть Отечества.

Всякий сразу вспомнит Кулибина. Имя самоучки стало и нарицательным - кого этим именем возносят, над кем иронизируют. Одна печаль: при жизни самого Кулибина ценили как игрушку. Можно двор развлечь забавными "автоматонами", можно заморским показать - и мы не лыком шиты. Но строить его полезные "водоходы" никто и не подумал.

Многие наверняка знают и братьев Черепановых, Ивана Ползунова: паровоз, железная дорога, двухцилиндровый движок. Но и плоды их технических озарений употребили лишь для музеев и обобщающей гордости.

По сегодняшним меркам великие изобретатели наши, о которых вспоминает "Родина", - "лохи" и "неудачники". Карьеры корявые, лбы расшиблены в кровь. Не дрессированные тестами ЕГЭ - слепленные вовсе из другого теста. Не "креативщики" подручные - чистые поэты инженерной мысли.

Прислушайтесь, как токарь Нартов называл собрание своих машин: "Театрум Махинарум". Это ж посильней, чем "Фауст" Гете!

Но "махины" Нартова внедрялись со скрипом. На электрокарету (трамвай) Пироцкого никто и бровью не повел; потом у Сименсов купили. Придумщик стереофото Александровский доказывал морфлоту преимущества своего боевого "торпедо" - его задвинули, решили брать английские. Одессит Фрейденберг помыкался со своей АТС - и продал шведу Эриксону, у которого дело сразу пошло...

Так повелось, свой умник нашим "прогрессистам" костью в горле - иное дело западный. Пусть появилось позже, пусть не лучше, но чтоб "из-за бугра" - и дело не в одних изящных вкусах; "откаты" не вчера заведены

Так в школьной пьесе "Гроза", помните, Кулигин мечтал создать "перепету-мобиль". Что мешало? "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие". Такая наша вечная круговерть. Вот только умельцев дустом, а они все лезут отовсюду. Мы их в двери - они в окно.

Бенардоса свои же объегорили с правами на электросварку. Оставили ни с чем. А у него, как кукиши в кармане, - то "пароход на катках", а то "стиралка-выжималка".

Григоровича засунули в "шарашку", так он и там додумался, как после взлета убирать шасси у истребителей. Ничем умельцев не прошибешь. И свободно мыслить ну никак не отучишь.

Незаменим был доктор Пирогов под пулями - ровно до тех пор, пока по простоте душевной не рубанул царю, вернувшись с фронта, всю правду о его горе-назначенцах. Конечно, вольнодумца с глаз долой. Но прогнать Пирогова из истории цивилизации и царю слабо. Перековать умельца - кишка тонка. Левша лесковский, подковавший аглицкую блоху, об одном просил перед смертью: передать государю, что у англичан-то ружья кирпичом не чистят. Конечно, не передали. Крымская кампания пошла, а в наших ружьях пули болтаются.

Но Левша, которому свои же разбили голову, перед смертью не злился на обидчиков - думал о верности Отчизне. "И с этою верностью перекрестился и помер".

Может быть, мы когда-нибудь научимся беречь их светлые головы...


--------------------------------------------------------------------------------



Иллюстрация Жанны Александровой Фото: 

Федор Блинов (1831-1902):
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР
Саратовский крестьянин-самоучка называл свое детище "вагоном с бесконечными рельсами"

Федор Блинов
Фото: РИА Новости

Механик-самоучка Федька Блинов - как есть крестьянин крепостной. Родился в 1832 году, в семье кузнеца в селе Никольском Вольского уезда Саратовской губернии. В конце 1840х годов, когда случился в Поволжье недород и голод, дал ему помещик Сергей Семенович Уваров (тот, что служил министром просвещения) вольную. Подался на Волгу в бурлаки. А в 1850-м вытащил счастливый билет - кочегаром взяли на "Геркулес". 

Пароход он изучил, как пять пальцев, дошел до машиниста. Однажды, когда лопнул вал, распределявший передачу на оба ведущих пароходных колеса, покумекал да предложил разделить лопнувший вал на две части. Сказано - сделано. Отладил все так, что пароход стал лучше прежнего: мог повернуться, развернуться, управлять стало легче. Слава про Блинова потекла по Волге промеж знающих людей.

А ему уже много лет не давала покоя мысль о самоходе - "вагоне с бесконечными рельсами". Самоходной повозке с гусеницами.

Повезло еще раз: встретил купца Канунникова, тот взялся и с деньгами помочь, и с патентом. Но дальше вышло разногласие. Плюнул Блинов и уехал. Арендовал в Балаково чугунолитейный заводик, шесть лет строил вожделенный самоход с паровым двигателем. Звенья гусеничной цепи высверливали вручную из цельного куска металла.

Зато - все получилось!

Блинов верил, что такую полезную штуку у него с руками оторвут, только свистни. В 1896-м повез свое чудо в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленную и художественную выставку. И получил похвальную грамоту "За трудолюбие".

Немецкая фирма (он и названия не запомнил) предлагала Блинову продать "самоход" за хорошие деньги. Тот крякнул да и отказал: "Я ж русский мужик, для России делал". А поддержал его лишь Максим Горький, разразившийся "Беглыми заметками" - о том, как вытесняют народных кустарей в пользу иностранцев с кошельками. Слова "откат" тогда не применяли - но суть была все та же.

После ярмарки Блинов слег, парализовало от досады ноги. Скончался в 70 лет. А за границей пошли свои трактора - только гораздо позже.

Гвоздарев обошел трактор, подумал и залез на гусеничный ход, чтобы осмотреть мотор.
- Видал такую машину иль первый раз только? - спросила его Евдокия Гавриловна.
- Такую-то? - отозвался Гвоздарев. - Да сколько ни есть сейчас женщин в вашей деревне, они за всю свою жизнь столько детей не нарожают, сколько через мои руки моторов прошло - всех систем, серий, наименований и назначений!
А. Платонов. "Житейское дело"

Суть изобретения
Трактор Блинова был таков: на прямоугольной раме из двух продольных 5метровых балок и поперечных соединительных, посередине стоял котел высотою в 1,5 м и диаметром в 1,3 м (из жаровой трубы сгоревшего парохода). Котел работал на нефти, рассчитан на давление в 6 атмосфер. С того же парохода две тихоходные паровые машины (10-12 л.с. при 40 оборотах в минуту), стоявшие на боковых балках рамы. Каждую гусеницу двигала своя машина. Чтобы трактор повернуть, выключалась одна из паровых машин и одна из гусениц.

Тяговое усилие самохода - 1100-1200 кг. Скорость три версты в час.

Конкуренты
Англичанин Джон Хиткот получил в 1832 году патент и через пять лет построил опытный экземпляр машины для вспахивания и осушения болот. Американец Уоррен Миллер представлял свою машину на сельхозвыставке штата Мэрисвилл в 1858 году. Но их машины были неприменимы на практике. Первым гусеничным трактором назвали машину Элвина Ломбарда в 1901 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий