пятница, 31 августа 2012 г.

Правительство Медведева просуществует до первого серьезного кризиса


Как я уже писал в начале года Медведев - фигура временная. Срок занятия места до первых серьёзных неприятностей.
Правда, может быть, Владимир Владимирович хороший друг и Медведева не выгонят, повесив на него всех собак. Но
очень вероятно, что версия мальчика для битья себя оправдает. 
Виктор Мартынюк
100 дней правительства, руководимого Дмитрием Медведевым, – странная дата, которую как-то совсем неловко отмечать. И вовсе не потому, что на дворе пока лето, друзья на морях и отметить не с кем. Чувство неловкости вызывает прежде всего невыразимая искусственность самого предмета – все равно что «обмывать» «золотую» медаль из фольги или разбивать бутылку с шампанским о борт макета крейсера.

Нынешнее правительство, как несложно вспомнить, плод слишком уж переношенный. Избранному на третий срок президенту Путину пришлось даже отказаться от встречи с американским коллегой: все силы были брошены на формирование и утверждение нового кабинета. Номинального премьера Дмитрия Медведева такой расклад, похоже, не задевал вовсе. Надо сказать, Владимиру Владимировичу оказалось ох как непросто сформировать более-менее комфортный и посильный для университетского товарища состав. В хороших и дельных людях недостатка не было, но они как-то все чаще просились именно в Кремль, поближе к принятию реальных решений. Быть может, поэтому среди медведевских министров немало тех, кто к моменту своего нового назначения уже имел опыт работы в своих ведомствах, но на ступеньке пониже. Это в СВОЕ правительство Путин мог назначить, например, на пост министра культуры дипломата – по принципу «у меня и слон научится вальс танцевать». Ну вот есть такой талант у Путина, он может ставить такого рода эксперименты над членами своей команды: доверять экономисту руководить здравоохранением, врачу – сельским хозяйством, налоговику – обороной и т. п. При условии, когда реальное руководство всем и вся находится в одних руках, можно и «похулиганить» таким образом.

Под Медведева же волей-неволей пришлось более ответственно подбирать команду. Посмотришь состав – все вроде на своих местах: министр культуры – писатель, историк; министр экономики – экономист, министр финансов – финансист, министр образования – бывший ректор... Но и этот фактор в Кремле, видимо, был сочтен недостаточным. Там в итоге был создан, по сути, некий дублер правительства, да и того оказалось мало – тесноте взаимосвязей нынешнего кабмина с Кремлем все прочие кабинеты могут разве что позавидовать. Правда, среди нынешних министров, как поговаривают в кулуарах, такая гиперопека не вызывает особого восторга. Но кто ж их спросит?..

Так – долго ли, коротко ли – кабинет Медведева перешагнул свой первый стодневный рубеж. Перешагнет ли второй – вопрос уже дискуссионный: слухи о его скорой отставке уже активно циркулируют. Во всяком случае, пока что Владимира Путина как будто все устраивает, да и трудно критиковать фактически себя самого. Для кого-то и сам факт того, что Сам Лично формировал новый кабинет, есть косвенная гарантия того, что нам с ним жить долгие годы. Забегать вперед не будем, впереди – осень, и поговорка про цыплят, которых считают по осени, как представляется, подходит к нашему случаю просто идеально.

Своими впечатлениями от первых ста дней работы медведевского правительства в беседе с обозревателем KM.RU поделился директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин:

– Медведев-премьер – это значительно лучше, чем Медведев-президент, и по прошествии первых ста дней работы нынешнего правительства это очевидно. Медведев вызывает меньше отрицательных эмоций, меньше недовольства в свой адрес, он в меньшей степени производит впечатление посмешища. Так что думаю, что направление движения по его карьерной лестнице, в общем, выбрано правильное, и теперь его нужно посмотреть на следующих по порядку должностях – вице-премьера, министра, замминистра, начальника департамента. Думаю, что в качестве начальника департамента юстиции в каком-нибудь министерстве он бы смотрелся очень и очень органично.

Что касается правительства в целом, то можно уже сказать, что оно является более техническим, чем прошлые технические правительства при Путине. Оно при этом поражено внутренним конфликтом, поскольку в его состав в кои-то веки вошло много честных людей, не либералов. Естественно, что в этом либеральном окружении, под этими либеральными вице-премьерами они чувствуют себя неуютно, и эта внутренняя разнородность в правительстве, естественно, не лучшим образом сказывается на его дееспособности. Мы видим, что пожары в Сибири стали тушить с колоссальным опозданием: спасибо, что вообще стали тушить. Мы видим, что государство до сих пор фактически не реагирует на засуху. Т. е. понятно, что придется, скорее всего, как-то ограничивать экспорт зерна, но вице-премьер Дворкович продолжает тем временем официально заявлять, что нам даже товарных интервенций не понадобится.

Из особенностей отмечу также и то, что властью была опробована новая модель управления правительством – с участием президентских комиссий. Это – шаг к нормальной модели, когда президент действительно занимается управлением, а не только царствует. Но, естественно, это вызвало и некоторые конфликты, самым ярким из которых стало письмо Дворковича против Сечина. Но надо понимать, что эти первые сто дней пришлись на лето, а это в нашей стране традиционный период политического затишья. И пока что я бы охарактеризовал правительство во главе с премьером Медведевым как «правительство осторожных надежд». Так, впервые за огромное время у нас наконец-то имеется профессиональный министр внутренних дел, который начал разгребать авгиевы конюшни. Судя по тому, как изменился в телевизоре внешний вид Колокольцева, состояние дел в вверенном ему ведомстве произвело на него действительно неподдельно глубокое впечатление, притом, что он всю жизнь проработал в этой системе. У нас наконец-то появились нормальный министр экономического развития, нормальный министр культуры. Т. е. на должностях, которые ранее традиционно занимали люди, скажем так, альтернативной политической ориентации (а иногда, я бы сказал, и не только политической), впервые за долгое время появились профессионалы.

Временное правительство, разумеется, не может преодолеть имидж временного. Да, словосочетание «премьер Медведев», конечно же, не такое смешное, как «президент Медведев», но все равно его произнесение вызывает у людей не совсем корректные пароксизмы. Поэтому это правительство, безусловно, временное. Оно назначено на тот период, пока Владимир Путин не определится со своей дальнейшей стратегией. Он сейчас на распутье. Пока что не находит подтверждения в реальности его гипотеза, что через союз Роснефти и ExxonMobil можно будет договориться с глобальным правящим классом; видимого прогресса в переговорах не видно, а противоречия в мире нарастают. Но пока еще «не припекло», и страшные решения, в т. ч. по реальной борьбе с коррупцией, пока что можно не принимать. А значит, правительство с премьером Медведевым пока можно не трогать, пусть себе работает. Полагаю, что до конца года продержатся.

В свою очередь, известный публицист Максим Калашников не увидел даже просвета надежды в работе нового кабмина:

– Ничего положительного в нынешнем медведевском правительстве я не вижу. При нем наконец произошло катастрофическое вступление в ВТО. Как хорошо сказал Лукашенко, Российская Федерация «бабахнулась» в ВТО. Лучше не скажешь: «бабахнулись» мы, и правда, по полной. И сейчас на наших глазах будут развиваться все последствия этого вступления.

Нынешнее правительство – это сборище сектантов-рыночников. Судя по всему, сейчас полетит к чертям программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В бюджете не нашлось 50 млрд руб. на это действительно нужное дело. Зато миллиарды и миллиарды выбросят на совершенно бесполезные вещи вроде саммита АТЭС, олимпиады, чемпионата мира по футболу; на это деньги есть всегда, а модернизация ЖКХ – дело, видимо, не такое важное... Вообще можно до бесконечности рассуждать о «самостоятельности» этого правительства, о его «мозгах». Но у меня, если честно, просто слов нет.

Дмитрий Медведев равно опасен для России на обоих постах. Будучи президентом, он показал, что не особо и верит в русских. За примерами далеко можно не ходить: возьмем проект всей его жизни – центр инноваций «Сколково». Любая заявка, поступающая туда, отправляется на экспертизу за рубеж. Т. е. они считают, что русские априори сами не могут быть экспертами; у русских, по мнению Медведева и его окружения, видимо, не хватает для этого ума. Да и к самому проектированию «Сколково» не были допущены отечественные архитекторы. Т. е. у нас нет достойных архитекторов, нет своих идей. Медведев таким образом показал лишний раз, что является выразителем типичного колониального либерального сознания.

Вообще от Медведева исходило много пустых слов и инициатив – то же «электронное правительство» и прочие разговоры о высоких технологиях. В Белоруссии сегодня можно элементарно зарегистрировать фирму: подаешь заявление и, не дожидаясь ничего, начинаешь работать; налоги можно платить через Интернет, там успешно работает специальная программа для малого бизнеса. Электронное правительство у Лукашенко работает просто, эффективно, без волокиты. В той же Грузии за 3-4 минуты можно получить любой документ от любого чиновника, по всей республике открыты дома юстиции. Где такое есть в России?..

Я не знаю, сколько времени это правительство еще просуществует. Четкого временного показателя тут нет. Но очевидно, что до первого серьезного внешнего кризиса, до «нового 2008 года», когда пойдет уже не вторая, а четвертая или пятая волна. Это случится неизбежно, и тогда нынешнее правительство полетит к чертовой матери. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий