вторник, 13 марта 2012 г.


Военное вуду. Воскрешение "африканского Бен Ладена" как способ США отобрать нефть у Китая

10 марта 2012, Евгений Супер
В популярном видеохостинге Youtube на прошлой неделе появился новый лидер просмотров – получасовой ролик Kony 2012, выпущенный американской НКО Invisible Children Inc. За первые четыре дня проката нехитрый ролик набрал 46 млн. просмотров и более 1 млн. «лайков». Необычайная популярность фильма, имеющего весьма сомнительные художественные достоинства, заставила нас внимательнее присмотреться к ситуации, что в свою очередь помогло раскрыть подоплеку раскрутки кампании «против африканского террориста №1».

Кто такой Кони?

Джозеф Кони – лидер партизанской повстанческой «Армии сопротивления Господа Бога» (АСГ), действующей на территории Уганды, Южного Судана, Центральноафриканской Республики и Демократической Республики Конго.

Кони – фигура настолько колоритная, что его жизнь могла бы лечь в основу масштабного кинополотна, а не 30-минутной агитки. Начинал Джозеф обычным католическим священником, но на его взгляды оказала сильное влияние деятельность двоюродной сестры Эллис Лаквен – основателя религиозно-политического «Движения Святого Духа».

Эллис Лаквен, угандийская целительница и ясновидящая, в 1985 году объявила себя "одержимой Святым Духом" и начала войну "со злом и коррупцией". Ей удалось привлечь на свою сторону значительное количество приверженцев и одержать ряд крупных военных побед в Уганде. Мирный марш Лаквен на столицу, во время которого участники движения распевали библейские псалмы, был встречен огнем артиллерии и жестоко подавлен. По некоторым данным, тогда было убито до 3 тыс. участников «Движения Святого Духа». Сама Лаквен получила пулевое ранение в позвоночник и была вынуждена бежать в соседнюю Кению, где скончалась в 2007 году, так и не вернувшись к активной деятельности.

Знамя Лаквен поднял ее двоюродный брат Джозеф Кони. Священник снял с себя сан и поклялся отомстить за сестру «белым», которые, по его мнению, руководили расправой над маршем движения. Со временем идеи Эллис Лаквен претерпели в сознании Кони глубокую трансформацию, а само движение преобразовалось в квазихристианскую радикальную организацию под названием «Армия сопротивления Господа Бога».

Кони объявил себя «генерал-майором» и тоже "воплощением Святого Духа", а также разработал партийную идеологию. Отныне главной целью борьбы стало создание в Африке теократического государства, живущего по 10 библейским заповедям. При этом главным методом борьбы стало убийство всех «грешных» людей, а способом пополнения собственных рядов – воровство детей во время набегов. По некоторым данным, отряды Кони похитили от 60 до 100 тыс. детей, однако проверить эти цифры не представляется возможным.

Кони – несомненный харизматик и при этом осторожный и прагматичный военачальник. На протяжении 25 лет ему удаётся терроризировать обширный регион, скрываясь в джунглях от преследующих его армий нескольких государств. Его набеги, во время которых «грешных» сжигают на кострах или попросту разрубают на куски, наводят ужас на местных жителей и стали причиной вынужденного переселения 2 млн. африканцев.

Американский спецназ и блоггеры против Кони

В 2005 году Международный суд выдал санкции на арест Кони по обвинениям в военных преступлениях и преступлениях против человечности, однако поймать ускользающего «святого» так и не удалось.

Между тем, некоторый результат принесли действия правительственной армии Уганды, которая хоть и не смогла разгромить АСГ, но вытеснила её на северо-запад.

Уйдя из бедной Уганды, АСГ сосредоточилась на вылазках в Демократическую Республику Конго, где ей удалось частично взять под контроль добычу алмазов, получив таким образом существенную финансовую подпитку. Одновременно с этим операции на территории Южного Судана и Центральноафриканской республики против слабых правительственных сил этих государств позволили укрепить ряды новыми бойцами.

Несмотря на такую активную деятельность АСГ, группировка до последнего времени не расценивалась Западом как представляющая существенную угрозу. Главная причина – "её низкая численность". В среднем основной костяк АСГ составляют всего 200-300 бойцов. Хоть какое-то участие в борьбе против АСГ США начали принимать лишь во времена администрации Дж. Буша-младшего, который ограничился скромной финансовой поддержкой и консультациями правительства Уганды. Кровавые расправы активистов Кони хоть и шокировали западное общество, но шокировали привычно - в порядке "что люди друг над другом только делают". И не вызывали никаких решительных действий.

Все изменилось в октябре 2011 года, когда президент Барак Обама направил в Уганду 100 спецназовцев для поиска и уничтожения Джозефа Кони. Одновременно с этим американская некоммерческая организация «Невидимые дети» (Invisible Children Inc) запустила широкую программу «Кони 2012», направленную на «оказание давления на правительство США с целью скорейшего военного вмешательства в ситуацию в Центральной Африке».

«Интернет-пользователи во всем мире решили внести свою лепту в дело поимки лидера АСГ в Уганде, которого обвиняют в многочисленных преступлениях против детей», - говорится в распространенном на днях сообщении Би-Би-Си.

Как интернет-пользователи могут способствовать поимке Джозефа Кони, которого 25 лет не могут поймать спецслужбы африканских государств и среди бойцов которого нет ни только Интернета, но и введен строжайший запрет на пользование мобильной и спутниковой связью - остается непонятным. Очевидная накрутка рейтинга фильма «Кони-2012» даёт основание полагать, что главная цель информационной кампании – вновь подготовить западного обывателя к очередной «внешней войне».

«Невидимые дети» и манипуляция общественным сознанием
     Некоммерческая организация «Невидимые дети» была основана в 2004 году тремя студентами, которые отправились в Африку снимать документальный фильм о войне в Дарфуре, но сняли фильм о гражданской войне в Уганде и зверствах АСГ.

     «Дети» развернули широкую деятельность – устраивали презентации в средних школах, проводили флеш-мобы и снимали фильмы об АСГ. Источник финансирования – благотворительные пожертвования и выручка от реализации сувениров.

     Между тем, в ноябре 2011 года «дети» подверглись критике со стороны влиятельного американского издания «Foreign Affairs». Журналисты обвинили НКО в подтасовке фактов и манипулировании общественным сознанием. Тогда же было отмечено, что некоторые серьезные обвинения «Невидимых детей» в адрес Кони не имеют под собой достаточного основания. Такую оценку поддержали и некоторые другие американские организации и политические деятели.

     Ряд рейтинговых агентств отметили недостаточную прозрачность «Невидимых детей» и подвергли критике их отказ от сотрудничества с ними, что сделало невозможным оценить эффективность их благотворительной деятельности.

Нефть, Китай и интересы США в Африке

     Так почему же Джозеф Кони со своими тремя сотнями бойцов за 25 лет разбоев озаботил администрацию Барака Обамы именно сейчас? Кому понадобилось извлекать из запасников невменяемого партизана и старательно строить ему имидж «африканского Бен-Ладена»?

     Уганда – идеальная платформа для распространения влияния США в Центральной Африке. Аналитическое агентство Stratfor в своем сегодняшнем отчете указывает на то, что Африканское командование вооруженных сил США (АФРИКОМ) пытается использовать повод борьбы с АСГ для укрепления проамериканского правительства Уганды и усиления своего военного присутствия в соседних странах.

     Однако главная причина раскручивания «бренда Кони» - это африканская нефть. Во-первых, АСГ начала всерьез угрожать нефтяным интересам США в Южном Судане. Напомним, что этот богатый нефтью регион в 2011 году получил независимость с помощью США, выступивших за его суверенитет в ООН. В данный момент отношения между Суданом и Южным Суданом остаются напряженными, и «антитеррористическое» сотрудничество является отличным поводом для усиления вооруженных сил южан американцами.

     При этом агрессивное проникновение США в Южный Судан позволяет вытеснить с его нефтяных полей китайские компании, которые на протяжении многих лет старательно выстраивали отношения с местными элитами, надеясь таким образом гарантировать свои поставки.

     Тоже самое справедливо и в отношении Уганды, где недавно в районе озера Альберт были открыты нефтяные месторождения объемом 2,5 миллиарда баррелей. Данные запасы позволяют полностью обеспечить потребности Уганды, а так же поднимают вопрос о строительстве новых нефтепроводов, а значит и реорганизации экономической жизни всего региона.

     Китай уже проявил активный интерес к угандийской находке, а руководство страны пошло навстречу КНР, стремясь «не держать все яйца в одной корзине». Так в конце февраля Китайская нефтяная оффшорная компания (CNOOC Ltd.) завершила сделку по приобретению третей части доли британской нефтяной компании Tullow Oil в нефтяных блоках Уганды.
      Таким образом, можно предположить, что разворачивающаяся истерия вокруг «африканского террориста №1» имеет целью обеспечить легитимность усиления военного присутствия США в регионе в глазах общественности. Нечто подобное мы наблюдали во время информационной кампании, сопровождающей вторжение в Ирак, Афганистан и Ливию. Кстати, ливийская кампания уже стала причиной вытеснения Китая с нефтяного рынка Северной Африки, вероятно, теперь настало время борьбы за рынок Центральной Африки.

Методы этой борьбы нам хорошо известны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий