понедельник, 23 мая 2016 г.

Россия. Демография еврейского населения Российской империи (1772–1917)


www.eleven.co.il
КЕЭ, том 7, кол. 382–390
РОССИЯ. ДЕМОГРАФИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1772–1917)
В 1772 г. в результате первого раздела Польши к России отошла Восточная Белоруссия с 60-тысячным еврейским населением. В 1783 г. к России был присоединен Крым, где жило около трех тысяч караимов и евреев-раббанитов. В 1793–95 гг., после второго и третьего разделов Польши, в состав России вошли Правобережная Украина, Центральная и Западная Белоруссия, Литва и Курляндия, где было сосредоточено около пятисот тысяч евреев. В 1801–10 гг. российскими подданными стали около шести тысяч евреев Грузии, в 1806–28 гг. — около пятнадцати тысяч евреев Дагестана и Северного Азербайджана, в 1812 г. — около двадцати тысяч евреев Бессарабии, в 1815 г. — около трехсот тысяч евреев Герцогства Варшавского. В 1864–76 гг. к России были присоединены территории Кокандского и части Бухарского ханств, где к тому времени насчитывалось около двух тысяч евреев.
Наряду с присоединением территорий, где издавна существовали еврейские общины, в последней четверти 18 в. – первой четверти 19 в. важным фактором роста численности евреев в Российской империи была их миграция из-за рубежа. Так, в 1770–80-х гг. в Россию переселялись евреи из Польши и Галиции, отошедшей после первого раздела Польши к Австрии. Миграция евреев из Галиции и Герцогства Варшавского в Россию продолжалась и в начале 19 в. По приблизительной оценке, в 1772–1827 гг. в Россию иммигрировали минимум несколько десятков тысяч евреев, большинство которых расселилось в Новороссии, в том числе в Бессарабии.
Однако основным фактором увеличения численности еврейского населения Российской империи в 19 в. был высокий естественный прирост. По наиболее обоснованным оценкам, он составлял в конце 18 в. – начале 19 в. около 1,5%в год, в середине 19 в. около 2,2% в год, в конце 19 в. около 1,8% в год. Столь высокий естественный прирост был результатом строгого следования религиозным нормам иудаизма в семейно-брачной сфере (см. Половая жизнь;Семья); немаловажную роль играли и предписания средневекового еврейского религиозного права в отношении личной гигиены и воспитания детей, что обеспечивало сравнительно низкий уровень смертности.
В конце 18 в. медианный возраст вступления еврейских женщин в брак составлял около 17 лет; в возрасте 20–24 лет только четыре процента еврейских женщин не состояло в браке, а к 45–49 годам этот показатель снижался практически до нуля. Хотя во второй половине 19 в. медианный возраст вступления в брак у евреев европейской части России стал повышаться, его уровень вплоть до конца 1880-х гг. оставался одним из самых низких в Российской империи, а также среди еврейских общин диаспоры. Лишь в последней четверти 19 в. в результате постепенного распада традиционного образа жизни (см. выше), под воздействием секуляризации и урбанизационных процессов возраст вступления еврейских женщин в брак резко возрос (см. табл. 1), а уровень брачности снизился. Эти тенденции усилились в начале 20 века.
Таблица 1. Медианный возраст вступления в брак евреев европейской части России
ГодыМужчиныЖенщины
1867–7122,621,0
1882–8624,521,3
1901–0226,623,5
Сходные изменения происходили и в сфере рождаемости. Вплоть до последней четверти 19 в. число детей в еврейской семье, как правило, зависело от физиологических возможностей супругов. В 1860-х гг. еврейская женщина к концу детородного периода в среднем имела до семи–восьми деторождений (нередко 10–15). В конце 19 в. из-за более позднего вступления в брак, а также в результате перехода к регулированию рождаемости, ее уровень у евреев стал резко снижаться, и в начале 20 в. был уже одним из самых низких в России.
Уровень смертности еврейского населения России традиционно относительно низкий, во второй половине 19 в. – начале 20 в., благодаря улучшению медицинского обслуживания в результате концентрации евреев в городах, снижался значительно более быстрыми темпами, чем уровень рождаемости. В результате естественный прирост евреев России в конце 19 в. – начале 20 в. несколько увеличился (см. табл. 2).
Таблица 2. Показатели естественного движения евреев европейской части России и ее населения в целом во второй половине 19 в. – начале 20 в. (в %)
ГодыРождаемостьСмертностьЕстеств. прирост
ЕвреиВсё нас.ЕвреиВсё нас.ЕвреиВсё нас.
186745–*3312
1881–82392217
1896–97365018321818
1900–04344917311718
1907–09314612301916
 <small>* Нет данных</small>
Таблица 3. Эмиграция евреев из России в 1881–1914 гг.
Страна иммиграцииЧисленность (в тыс. чел.)Доля от всех евреев-эмигрантов из России (в %)
США155778,6
Великобритания*1206,1
Аргентина*753,8
Канада*653,3
Эрец-Исраэль432,2
Франция402,0
Южная Африка361,8
Германия21
Египет120,6
Бельгия80,4
Другие30,1
Всего1980100,0
 <small>* Без реэмигрировавших в другие страны</small>
Таблица 4. Динамика эмиграции евреев из России в США в 1881–1914 гг.
ГодыЧисленность (тыс. чел.)Доля (в %)
Всего за периодВ среднем за годСреди всех эмигрантов из РоссииОт всей еврейской эмиграции в США
1881–1889139,515,571,5683
1890–1898279,131,064,076,1
1899–1902136,839,239,763,9
1903–1907482,096,451,278,3
1908–1910186,262,140,179,2
1911–1914333,583,438,279,2
1881–19141557,145,847,975,7
Значительное влияние на динамику численности евреев России с второй четверти 19 в., а особенно с 1880-х гг. оказывала эмиграция (отдельные еврейские семьи эмигрировали из России, преимущественно в Германию, еще с конца 18 в.). Первая волна эмиграции в 1827–56 гг. была нелегальной и охватила несколько десятков тысяч человек, переходивших в Бессарабии границу с Молдовой и Валахией, а в Царстве Польском — границу с Пруссией. В 1840–50-х гг. отдельные евреи уезжали из Литвы и Белоруссии в Северную Америку, но лишь в конце 1850-х гг. началась значительная эмиграция в США евреев из Сувалкской губернии Царства Польского и соседних районов Ковенской губернии. В целом до начала 1860-х гг. эмиграция евреев из России не носила массового характера, прежде всего из-за их нежелания покидать общины.
В 1860-х гг. реформы Александра II, а также осложнение экономической ситуации в Царстве Польском в результате разгрома восстания 1863–64 гг. и последовавшей за ним конфискации шляхетских поместий способствовали повышению мобильности евреев; часть из них направилась в Германию и Северную Америку. В 1867–69 гг. вследствие голода и эпидемий эмиграция евреев из северо-западных губерний Царства Польского в Северную Америку существенно возросла. Это было связано и с установлением надежного пароходного сообщения между Европой и Северной Америкой. В 1860-х гг. началась и эмиграция евреев из Подолии; она заметно усилилась после погрома в Одессе в 1871 г. В 1871–80 гг. из России эмигрировали пятнадцать–двадцать тысяч евреев. Массовый характер еврейская эмиграция из России приобрела после волны погромов 1881–82 гг. и введения в 1882 г. Временных правил (см. выше). Она была обусловлена как экономическими (упадок еврейского ремесла, факторства и мелкой торговли в результате бурного развития крупного промышленного производства и транспорта, прежде всего железнодорожного, усиление влияния крупных торговых фирм, введение государственной монополии на виноторговлю), так и социально-политическими факторами (погромы, ограничение права жительства, изгнание евреев из Москвы в 1891 г., введение процентной нормы в средних и высших учебных заведениях, позднее — желание избежать мобилизации в армию в период русско-японской войны 1904–1905 гг. и Первой мировой войны.
Таблица 5. Соотношение естественного прироста и эмиграции еврейского населения России в 1881–1914 гг. (в %)
ГодыСреднегодовой уровень естественного приростаСреднегодовой уровень эмиграцииЕжегодный рост численности еврейского населения
1881–189017512
1891–190018810
1901–19101819-1
1911–19141621-5
Таблица 6. Динамика численности еврейского населения России в границах соответствующих лет в конце 18 в. – начале 20 в.
ГодыОфициальные данные (тыс. чел.)Оценка
Численность евреев России (тыс. чел.)% от всего населения России% от общей численности евреев в мире
177236,0600,23,0
1800346,3*5701,522,8
18251608,2**15002,346,9
18501848,723503,450,0
18804086,740874,853,4
18975189,451894,049,0
1914***52503,139,9
<small>* без Царства Польского, территория которого отошла к России в 1815 г.</small>
<small>** данные на 1834 г.</small>
<small>*** оценки численности евреев в России на 1825 г. и 1914 г., встречающиеся в работах Я. Лещинского и других специалистов, представляются завышенными</small>
Таблица 7. Изменения в расселении евреев Российской империи в 19 в.
РегионЧисленность (тыс. чел.)
(ко всему евр. населению России, в %)
18001834185018811897
В черте оседлости<small>1</small>8111773230939324874
(98,9)(98,5)(98,3)(96,2)(93,9)
 Северо-Запад30158375012441410
(36,7)(32,4)(31,9)(30,4)(27,2)
Юго-Запад22557076210561192
(27,5)(31,7)(32,5)(25,8)(23,0)
Ново­россия24106145450730
(2,9)(5,9)(6,2)(11,0)(14,1)
Северо-Восток113752172226
(1,3)(2,1)(2,2)(4,2)(4,4)
Царство Польское[250]<small>2</small>47760010101316
[(30,5)](26,5)(25,5)(24,7)(25,4)
Вне черты оседлости92741155315
(1,1)(1,5)(3,8)(6,1)(2,1)
Всего[820]<small>2</small>1800235040875189
(100)(100)(100)(100)(100)
<small>1 в границах конца 19 в.
2 территория Царства Польского отшла к России в 1815 г.</small>
Таблица 8. Крупнейшие еврейские общины Российской империи (тыс. чел.) в конце 18 в. – начале 20 в. (по официальным данным*)
 1796–18031847188118971910–14
Варшава11,6137,24127,9219,1337,0
Одесса0,27,473,4138,9219,4
Лодзьданные уточняются
Вильна6,923,152,163,877,5
Екатеринослав0,31,76,741,069,0
Белосток4,06,718,441,961,5
Гомель2,410,720,458,0
Двинск1,522,920,832,456,0
Бердичев2,023,264,441,655,9
Кишинев0,1310,546,350,252,0
Минск5,513,028,047,645,1
Витебск2,49,423,634,443,6
Житомир1,39,227,030,738,4
Ковна2,028,325,437,1
Брест2,88,124,830,336,5
Петербург0,5416,816,935,0
Гродно3,88,126,722,734,5
Рига0,10,520,122,233,7
Кременчуг0,53,723,929,832,7
<small>* В конце 18 в. – 19 в. официальные данные как правило занижали численность еврейского населения. В начале 20 в. наблюдалась обратная картина.</small>
<small>1 — 1811 г.; 2 — 1787 г.; 3 — 1772 г.; 4 — 1856 г.</small>
Основная масса евреев, уезжавших в 1881–1914 гг. из России, направлялась в США. Евреи составляли около половины всех российских эмигрантов в США; более трех четвертей всей еврейской иммиграции в США в эти годы пришлось на выходцев из Российской империи. В 1901–14 гг. эмиграция евреев России превышала естественный прирост. В годы Первой мировой войны выезд евреев из России приостановился: в 1915–17 гг. в США переселились 23,4 тыс. российских евреев.
Среди эмигрантов-евреев доля мужчин достигала 56%, в то время как по данным переписи 1897 г. они составляли менее 49% еврейского населения России. Детей до 14 лет было среди эмигрантов-евреев 24,4% (по переписи 1897 г. — 38,4%), людей в возрасте 14–44 лет и свыше 45 лет — соответственно, 69,8% и 5,8% (по переписи 1897 г. — 46,6% и 15,0%). Таким образом, уезжали прежде всего мужчины работоспособного возраста, но во многих случаях за рубеж переселялись целые семьи, о чем свидетельствует значительная доля женщин и детей.
В конце 19 в. – начале 20 в. в небольших размерах шла и нелегальная иммиграция евреев в Россию, преимущественно из Ирана и Турции; в годы Первой мировой войны она заметно усилилась.
До 1917 г. ассимиляция не оказывала существенного влияния на динамику численности евреев России. Тем не менее, абсолютное число принимавших христианство было весьма значительно. На протяжении 19 в. 69,4 тыс. евреев перешли в православие, около двенадцати тысяч (преимущественно в Царстве Польском) — в католичество и около трех тысяч — в лютеранство. После принятия в 1905 г. закона о свободе вероисповедания количество крещений в православие заметно снизилось, но возросло число случаев принятия евреями лютеранства. До 1860-х гг. основная часть крещений носила насильственный или вынужденный характер: так, в 1827–56 гг. в православие было обращено около двадцати пяти тысяч кантонистов (см. выше). Позднее крещение принимали для того, чтобы добиться высокого положения в обществе, избежать выселения, вступить в брак с христианином, избежать уголовного преследования и т. п. Лишь незначительная часть евреев, перешедших в 19 в. – начале 20 в. в христианство, сделала это, исходя из сознательных ассимиляционных установок.
Таблица 9. Распределение еврейского населения губерний черты оседлости по типам поселений (данные переписи 1897 г.)
Регионы черты оседлостиЧисленность еврейского населения
Сельская местностьМестечки и посадыГородаВсе поселения
тыс. человек
(в % ко всему еврейскому населению)
Северо-Запад266,5 (18,74)533,1 (37,47)622,8 (43,79)1422,4 (100,0)
Царство Польское176,2 (13,34)331,5 (25,10)813,4 (61,57)1321,1 (100,0)
Юго-Запад338,9 (19,15)712,0 (40,26)717,7 (40,57)1768,6 (100,0)
Юго-Восток105,0 (27,37)42,1 (10,87)239,1 (61,76)387,2 (100,0)
Всего887,6 (18,11)1618,8 (33,05)2393,0 (48,84)4899,3 (100,0)
Таблица 10. Распределение еврейского городского населения России по типам городов черты оседлости в 1897 г.
Города с общим населением% ко всему еврейскому населению черты оседлости
до 10 тыс.10,23
от 10 до 50 тыс.17,64
от 50 до 100 тыс.7,84
свыше 100 тыс.13,13
Всего в городах48,84
Вплоть до второй половины 19 в. статистика населения носила в Российской империи фискальный характер, и евреи оказывали упорное сопротивление любой попытке властей «считать головы», опасаясь, что это приведет к увеличению налогов, призыва в армию и т. п. Поэтому официальные данные о численности евреев в России вплоть до 1880-х гг. сильно занижены; тем не менее, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что в 19 в. еврейское население росло значительно быстрее населения Российской империи в целом. Рост численности евреев в России резко замедлился в начале 20 в., прежде всего из-за массовой эмиграции.
В конце 18 в. подавляющее большинство евреев было сосредоточено в западных губерниях Российской империи, образованных на территориях, отошедших к России в результате разделов Польши. Начавшаяся в 1780-х гг. миграция евреев из Белоруссии во внутренние губернии России была в 1791 г. законодательно запрещена. Вне бывших польских территорий (литовско-белорусские губернии — Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская; юго-западные губернии — Подольская, Волынская, Киевская) евреям было с 1791 г. разрешено селиться в Новороссии (Екатеринославская, Херсонская, Таврическая губерния, а с 1812 г. и Бессарабская область), а с 1794 г. — в северо-восточных губерниях Украины (Черниговской и Полтавской). В 1815 г. регион свободного проживания евреев заметно расширился в результате присоединения территорий, на которых было образовано Царство Польское. В конце 18 в. – первой половине 19 в. основной поток миграций евреев был направлен из литовско-белорусских губерний в Новороссию, Черниговскую и Полтавскую губернии, в Подолию и на Волынь. Во второй половине 19 в. – начале 20 в. в пределах черты оседлости евреи мигрировали из литовско-белорусских губерний в Новороссию.
Таблица 11. Доля еврейского населения в различных типах поселений черты оседлости (в % от всего населения) в 1897 г.
РегионыСельская местностьМестечки и посадыГорода
Северо-Запад3,358,252,6
Царство Польское2,745,337,7
Юго-Запад3,240,235,9
Юго-Восток1,56,623,6
Всего в черте оседлости2,839,837,6
Таблица 12. Численность еврейского населения городов черты оседлости по официальным данным в начале 20 в.
Регионы и губернии18971910% прироста
1897–1910
Северо-Запад625 499779 59424,64
 в том числе губернии:
Витебская113 882138 632121,73
Минская113 278147 515110,40
Могилевская77 402131 982170,51
Виленская94 936109 736115,59
Ковенская62 26580 611129,46
Гродненская143 395171 118119,33
Царство Польское795 4821 126 906141,66
 в том числе губернии:
Сувалкская29 48044 729151,73
Седлецкая61 09790 933148,83
Люблинская69 64095 591137,26
Ломжинская33 15946 951141,59
Плоцкая30 86244 664144,72
Варшавская286 793411 921143,63
Петроковская163 678203 675124,44
Калишская43 66470 106160,56
Радомская48 68275 503155,09
Кельцская28 42742 833150,68
Юго-Запад877 8131 250 139142,42
 в том числе губернии:
Волынская145 429207 244142,51
Киевская225 670343 202152,08
Подольская143 025208 541145,81
Бессарабская114 623152 951133,44
Херсонская249 066338 201135,79
Юго-Восток260 750388 779149,10
 в том числе губернии:
Черниговская60 50689 436147,81
Полтавская82 019107 307130,83
Екатеринославская73 759138 322187,55
Таврическая44 46653 714120,80
Всего в черте оседлости2 559 5443 545 418138,52
Вплоть до реформ Александра II евреям разрешалось постоянно жить вне черты оседлости лишь в Курляндии, Лифляндии и на Кавказе, то есть в тех регионах, где еврейские общины существовали еще до их присоединения к России. Однако переселение туда евреев из губерний черты оседлости было запрещено. На остальной территории Российской империи жили только отдельные евреи и еврейские семьи, многие из них нелегально. Лишь в Сибири существовало к середине 19 в. постоянное еврейское население. Только после того, как в 1860–70-х гг. некоторые категории евреев получили право постоянного жительства вне черты оседлости, их приток во внутренние районы России принял значительные масштабы. Миграция евреев за пределы черты оседлости резко усилилась в конце 19 в. – начале 20 в. В 1914–15 гг. российские власти депортировали, преимущественно во внутренние губернии, 250 тыс. евреев из Царства Польского, Ковенской, Курляндской и Гродненской губерний. Кроме того, в годы Первой мировой войны во внутренние районы России бежали, спасаясь от наступления немецких войск, около 350 тыс. евреев из губерний черты оседлости.
В начале 19 в. немногим менее половины российских евреев было расселено в деревнях и поместьях. В конце 18 в. – первой половине 19 в. российские власти стремились сконцентрировать евреев в городах и местечках черты оседлости (см. выше). В тот же период евреи покидали города, утратившие былое экономическое значение (Шклов, Полоцк, ОстрогДубноСлуцкБалту, Заславль и другие). Как правило, в первой половине 19 в. евреи мигрировали в губернские и уездные города, а также в новые торговые центры юго-западных губерний и Новороссии. Во второй половине 19 в. эта миграция продолжалась в еще более значительных масштабах. В это время крупные еврейские общины возникли и за пределами черты оседлости (прежде всего в Петербурге, Риге, Москве), а также в Новороссии и Царстве Польском. Концентрация евреев в крупных городских центрах происходила во второй половине 19 в. прежде всего за счет миграции из местечек. Доля еврейского населения сельской местности оставалась в этот период достаточно стабильной (в первой половине 19 в. она сократилась более чем в два раза). Наиболее значительным было сельское еврейское население юго-восточного региона, хотя еврейские сельскохозяйственные колонии создавались властями в основном на юго-западе черты оседлости, прежде всего в Новороссии.
По данным переписи 1897 г., евреи составляли 37,7% всего городского населения в Царстве Польском, 23,6% в юго-восточных губерниях черты оседлости, 35,9% — в северо-западных и 52,6% — в юго-западных губерниях.
В начале 20 в. процесс концентрации евреев в крупных и крупнейших городах протекал еще более интенсивно. Особенно это было характерно для промышленных центров Царства Польского и Новороссии.
В период вхождения в состав Российской империи территории, на которых проживало еврейское население (1772–1884), вместе с ашкеназами ее подданными стали также представители сравнительно немногочисленных этнолингвистических групп (общин) восточных евреев.
Ашкеназы (так называемые восточноевропейские евреи) составляли подавляющее большинство еврейского населения Белоруссии, Украины, Литвы, Курляндии, Бессарабии и Царства Польского. Разговорным языком ашкеназов был идиш; его северо-восточный (или так называемый литовский) диалект был распространен в Белоруссии, Литве, Латвии, центральный — в Польше, а юго-восточный (или волыно-подольский) — на Украине и в Бессарабии. Российские ашкеназы делились также по религиозному признаку (это деление почти совпадало с диалектным): евреи Литвы, Курляндии и большинство евреев Белоруссии были митнагдим, а Украины, Царства Польского, Бессарабии, часть евреев Белоруссии и Латгалии — хасидами. В Польше (Замосць), в Литве, Латгалии проживали немногочисленные сефарды, в основном растворившиеся в 18–19 вв. в ашкеназском большинстве; на юге Бессарабии также жили группы сефардов (потомки мигрантов 16–18 вв. из Турции), окончательно слившиеся с местными ашкеназами в 19 в. – начале 20 в. Сефардами нередко ошибочно называют также представителей еврейских общин Крыма, Кавказа и Средней Азии (см. ниже); данное наименование основано лишь на том, что в этих общинах приняты сефардский молитвенный ритуал (см. Литургия) и сефардское произношение иврита.
Таблица 13. Динамика численности этнолингвистических групп еврейского населения России (тыс. человек)
Группа евреев18001850188018971914
Ашкеназы565,02315,04039,05127,05166,5
Горские17,020,025,031,0
Грузинские9,012,015,020,0
Бухарские *3,05,010,0
Восточноевропейские караимы4,07,510,012,413,5
Крымчаки0,91,63,04,57,0
Курдские0,90,20,21,0
Мешхедские1,02,0
<small>* без Бухарского ханства</small>
Караимы составляли в конце 18 в. большинство еврейского населения Крыма и проживали в Литве, в основном в городе Троки (см. Тракай). Однако с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи и с распространением на них законодательных льгот, отделивших караимов от остального еврейского населения, российские караимы (в отличие от караимов Востока) в большинстве своем уже в 19 в. перестали считать себя частью еврейского народа (см. также Караимский язык). В Крыму проживали также тюркоязычные (см. Крымчакский язык) евреи-раббаниты — крымчаки. На Кавказе в сельских районах и городах Грузии издревле жили грузинские евреи, родным языком которых был грузинский, в Дагестане и Азербайджане — горские евреи, говорившие на еврейско-татском языке (в середине 19 в. их общины возникли в Чечне, Кабарде и на Кубани).
В 1864–76 гг., когда Россия овладела Чимкентом, СамаркандомТашкентом, и на завоеванной территории Средней Азии было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, а Бухарское и Хивинское ханства признали протекторат России, ее подданными стали среднеазиатские, или бухарские евреи, разговорным и литературным языком которых являлся еврейско-таджикский язык. В конце 19 в. – начале 20 в. в Бухаре (входившей в формально самостоятельное государство) и в Туркмении стали селитьсяперсидские евреи из Мешхеда и Афганистана, насильственно обращенные вислам и вернувшиеся в Средней Азии в иудаизм. В Бухаре они со временем слились с бухарскими евреями, а в Туркмении образовали особую общину мешхедских евреев, называющих себя «ирони». В Средней Азии, в основном в Бухаре, из потомков обращенных в ислам (в 18–19 вв.) бухарских евреев возникла община чала, тайно соблюдавшая законы и обряды иудаизма.
С конца 19 в. в Закавказье стали переселяться говорившие на арамейском языке курдские евреи из Ирана и Турции, так называемые лахлухи. К еврейскому населению в России (до 1917 г.) иногда относят также часть русских иудействующих из общины геров, многие из которых не только исповедовали иудаизм, но и восприняли в конце 19 в. – начале 20 в. еврейское национальное самосознание.
Как указано выше, число представителей всех этих маргинальных групп было незначительно; по переписи 1897 г. ашкеназы составляли около 98,7%еврейского населения Российской империи.

Комментировать

осталось 1185 символов
пользователи оставили 12 комментариев , вы можете свернуть их
Михаил Конопля # написал комментарий 15 апреля 2016, 21:39
В начале 70-х на кафедре Истфака университета висела большая таблица, где были приведены статданные по четырехмиллионному населению Башкирии по национальностям, с указанием того сколько кого по профессиям.
По русским, башкирам, татарам, украинцам были симметричные статданные о численности работников умственного труда, рабочих, крестьян и колхозников. А у евреев, которых было чуть больше 10.000 человек, они резко дисгармонировали с другими народами республики: работники умственного труда около 9800 человек, рабочих – около 200, крестьян и колхозников – 0.
Статданные ясно говорили, что угнетения евреев в СССР не было, что они в стране занимали привилегированное положение. Не стояли у станка, как русские с татарами и башкирами и прочими, не сеяли хлеб и не доили коров, чтобы кушать. За них это делали другие народы. Но столько телекрика довелось слышать об угнетении евреев в СССР. Ложного телекрика.

О жертвах холокоста. О прахе русских и евреев Ивановского кладбища. Легенда об антисемитизме в СССР.
ссылка на maxpark.com
Михаил Конопля # ответил на комментарий Михаил Конопля 15 апреля 2016, 21:57
Эти демографические статданные ясно указывают, что никакого геноцида и угнетения евреев в России не было. Это клевета на Империю.
За границей черты оседлости разрешалось жить всем евреям имеющим высшее образование, купцам, садовникам, как в 1891 году поселилась в Санкт-Петербурге семья Отто Юльевича Цидербаума, чей отец до того был виленский садовник.
Любой еврей - иудей крестившийся мог жить в любом городе Империи.
В канун начала XX века более 90% евреев черты оседлости не знали русского языка. И О.Ю. Цидербаум (Мартов) когда организовал первый рабочий кружок по изучению марксизма в Вильно в 1892 году среди еврейской молодёжи, потерял своих учеников сразу как только они с его помощью освоили русский язык - они разлетелись вести торговые дела по городам Империи.
Найдите фолиант "Я социалдемократ" О.Ю. Цидербаума изд. "Красный рабочий" 1924 год, где он описывает всё с 1891 по 1900 год. Книга настолько антилиберальна, что её не периздавали в годы Великой Либеральной Демократии.
Найдите, не пожалеет усилий на поиски.
Ухти Тухти # написал комментарий 15 апреля 2016, 21:45
Я верю генетикеи археологии. Евреев нет. Ну, 300 лет могу проследить. Не более.
Михаил Кожевников # ответил на комментарий Ухти Тухти 16 апреля 2016, 09:18
Ухти Тухти # комент 15.04.16, 21:45
"Я верю генетике и археологии. Евреев нет. 300 лет
могу проследить. Не более".

-«Единственный достоверный материал о Израиле в Библии -
не ранее начала I тыс. до н.э. В Египте тогда был фараон
XXII династии Осоркон Старший (984-978)».
(с. 29, Ян Шоу, Древний Египет, пер. с англ. И.Сергеевой,
М.: АСТ: Астрель, 2006. С разрешения Оксфорд. универс.).
Во времена Христа т.н. "евреи" говорили на арамейском,
т.е. древненахском (чеченском) языке.

А.М.Тюрин. Реконструкция элементов ДНК-генетики евреев.
Общий генохронологический вывод однозначен:
социальная общность «Евреи»
генетически обособилась в 17 веке н.э.

Миф о 2-х тысячелетней родословной родов евреев
1-м обнаружил великий учёный Исаак Ньютон.
Он "не измышлял гипотез".



Однако к “евреям” это не имеет отношения. Русским историком Юрием Петуховым
было установлено, что даже имена израильских царей того времени Саул и Давид,
(как и слово «Израиль»), не являются еврейскими. (!) Поэтому в английской
энциклопедии правильно отмечено, что израильтяне не были евреями.
Виталий Голованов # написал комментарий 15 апреля 2016, 22:33
Не понял . Зачем эта статья . И предложения о стериализации нет . Да и других тоже .
Михаил Конопля # ответил на комментарий Виталий Голованов 16 апреля 2016, 01:27
Читаем:
Как указано выше, число представителей всех этих маргинальных групп было незначительно; по переписи 1897 г. ашкеназы составляли около 98,7%еврейского населения Российской империи.
Ашкеназы не семиты.
Политический штамп "антисемитизм" придуман сионистами, кто и есть сегодня настоящие антисемиты по отношению к семитскому палестинскому народу.
Политический штамп "антисемитизм" - в России неправомерен.
Это надо ясно видеть.
Михаил Кожевников # ответил на комментарий Михаил Конопля 16 апреля 2016, 19:23
" ,,, ашкеназы - около 98,7%еврейского населения Российской империи. Ашкеназы не семиты. Политический штамп "антисемитизм" придуман сионистами".
В России он неправомерен.
.
Михаил, всё так, но сей "штамп" - "новояз", неологизм сиона.
Посмотрим точное определение понятия "антисемитизм":

Флоре́нтий Фёдорович Павле́нков (8 (20) окт 1839, Тамбовская губерния — 8 (20) янв. 1900, Ницца) — русский книгоиздатель и просветитель. Павленков родился в 1839 в небогатой дворянской семье в Тамбовской губернии.
Общедоступный по своему изложению и по цене, Энциклопедический словарь Павленкова пользовался
большой популярностью у широкого круга читателей

Заглянем в энциклопедический словарь Павленкова. Это толстенная книга, вдвое толще Библии. ... Прочитаем же определение либералами понятия "Антисемитизм":
По определению энциклопедического словаря Павлёнкова «антисемитизм» — это социально-политическое движение, направленное против евреев как элемента, вносящего в силу своих расовых особенностей, религии, национальных черт и традиций РАЗЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРУ».
Виктор 1944 # ответил на комментарий Михаил Кожевников 17 апреля 2016, 18:41
Величайшие умы своего времени хорошо знали и предупреждали своих современников и потомков о мерзкой сущности жидовства.

Цицерон, Диодор, Сенека, Тацит, Страбон - выдающиеся историки и деятели Рима; Магомет, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Джордано Бруно, Вольтер, Джордж Вашингтон, Франц Лист, Шопенгауэр, Наполеон I, Бисмарк, Мария Терезия (не путайте с больной на голову христианской “матерью” Терезой), Эдуард Гиббон, Пауль Лагард, Евгений Дюринг, Альберт Шефель, Брюген, Иммануил Кант, Шиллер, Гердер, Фридрих II Великий, Мольтке, Фейербах, Рихард Вагнер, Поль де Логард, Ницше, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Гёте, Жюль Мишле, Эдуард Друэн де Люис, Герберт Уэллс, Черчилль.

Из русских мы можем вспомнить следующих: князь Святослав, Иван Грозный, Петр I, Екатерина I, императрица Елизавета Петровна, В.Н. Татищев, Г.Р. Державин, Николай I, С.М. Соловьев, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, В.И. Даль, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.И. Менделеев, А. Блок, В.В. Розанов и многие другие.
ссылка на cagal.clan.su
Виктор 1944 # ответил на комментарий Виктор 1944 17 апреля 2016, 18:43
Мнение не еврея о евреях . Понятия : еврей и жид , имеют различную семантику , и не являются синонимами . Еврей - космополит , он везде , куда перетекает и где присутствует прибыль ( кабала - финансы ) , он искусственно поменял местами меновую и произведенную стоимость, поэтому в погоне за прибылью он стал вне идеологии и морали , превратил себя в мирового ростовщика , его бог , вероученье - кабала , финансы , ему не нужны межгосударственные и др. границы, ему имманентна меновая стоимость - прибыль, финансы , деньги - кабала , иногда ему ненужна даже семья .
Жид - житель иудейской долины , ведет оседлый образ жизни скотовод , землепользователь... , не гоняется за кабалой . В этом их различие , а сходство в родовом начале.
Сионист - националист , ненавидит др. нации . Антисемит - еврей оппозиционер к еврейской вертикали власти .
Хасид , почитатель талмуда ( включает : Мишну , Тору , Галаху и др.мифы , сказки ...) , агрессивные хасиды - "еврейские фашисты" . Может я что -то надумал , пусть меня евреи поправят !
Однажды , спросил у "породистого" еврея , как понять кто такой " пархатый жид"?

Комментариев нет:

Отправить комментарий