В
первую очередь хочу отметить, что программа Навального представляет
собой набор ярких и звучных лозунгов и призывов, например: «достойный
уровень жизни пенсионеров» или «решение транспортных проблем» К
сожалению, ни один из подобных пунктов, которые в той или иной степени
есть и в программах других кандидатов, не раскрывается. Неясно, что… означает «достойный» уровень жизни в конкретном денежном или социальном измерении.
Совершенно
непонятно, какими средствами и способами автор программы будет
добиваться «решения транспортных проблем», и что он под эти понимает»
кроме стихийных парковок и неразвитости общественного транспорта?
Некоторые
позиции программы выглядят очень противоречивыми. Например, «победа над
произволом полиции», и здесь же «личная безопасность на уровне «не
боимся отпускать детей одних на улицу» Очевидно, что и то и другое
высказывание не имеет под собой реального плана действий.
В
разделе «Основные пути решения проблем» также нет конкретных бюджетно
просчитанных, или хотя бы чем то подкрепленных шагов. Только общие
лозунги и декларации, например «создание эффпективной системы
общественного транспорта» что автор понимает под словом «эффективной» и
чем неэффективна нынешняя система, (кроме долгого времени ожидания)
опять же не разъясняется. Или «увеличение полномочий и бюджетной
самостоятельности муниципалитетов» Об этом говорят уже несколько лет
все, кому не лень. Мэрия Москвы проводит очередную реформу в этом
направлении. Непонятно, чем предложения Навального отличаются от того,
что уже делается. И потом, что понимается под словом «муниципалитет»?
Если просто исполнительная структура муниципальных образований, то это
наоборот, шаг назад, поскольку наделять полномочиями нужно, прежде
всего, депутатов, а не их исполнительный орган. Или автор хочет
пересмотреть принципы местного самоуправления и лишить местных депутатов
их полномочий в пользу муниципальной администрации? Если это так, то
нужно сказать об этом честно, поскольку с таким подходом многие не
согласятся. Депутатов выбирают жители, а администрацию не выбирает
никто, ее просто назначают один раз в пять лет. И никакой возможности
серьезно влиять на ее решения сегодня у депутатов по сути нет. Ни на
призывные комиссии, ни на опеку, ни даже на работу досуговых и
спортивных учреждений, хотя в последних двух случаях некоторые
полномочия у депутатов все же есть.
Правда
в другой части программы местным депутатами предлагается «реально»
участвовать в принятии решений на уровне округов и префектур, что вообще
лишено смысла, поскольку депутаты избирались по своим районам, и
никакого законного механизма принятия ими решений на уровне округа или
префектуры просто не существует, поскольку префектура и округ -
подразделения субъекта федерации, и к местному самоуправлению никакого
отношения не имеют. Если же вводить такой механизм, то нужно менять всю
систему местного самоуправления в Москве и проводить новые муниципальные
выборы.
В
программе Навального есть пункты, которые вообще представляются очень
спорными. Например, «создание условий для конкуренции (включая полную
прозрачность цен и условий получения услуг в системе ЖКХ,
здравоохранения и образования, реальная возможность выбора управляющих
компаний поликлиник и школ. Какая может быть «цненовая конкуренция» в
государственных школах и поликлиниках??? Или Навальный предлагает полное
упразднение бесплатной медицины и образования в Москве? Вроде бы нет, В
другом месте программы он пишет о том, что образование должно
оставаться бесплатным. Видимо ошибка или внутреннее противоречие в
программе. Управляющие компании уже показали свою недееспособность в
большинстве случаев. Там, где нет нормальных ТСЖ, необходимо
возвращаться к ДЭЗам, поскольку количество случаев кражи коммунальных
денег, преднамеренного банкротства и прочих способов незаконного
обогащения учредителей и владельцев таких компаний уже привели к
серьезному массовому недовольству жителей. И вообще какая может быть
«конкуренция» там, где одна водопроводная труба, одни электрические
провода и одна канализационная система. обслуживающие конкретный дом?
На
мой взгляд, автор не удосужился даже минимально разобраться в вопросе,
видимо надеясь (и небезоснавательно) что «уличная кампания» важнее и
результативнее любой предвыборной программы, и люди просто не будут
вдаваться в подробности того, что предлагается. Есть и пункты очень
своеобразные, например, «наем городом частных охранных предприятий «ЧОП»
чтобы патрулировать улицы и следить за порядком». Навальный похоже даже
не представляет к каким опасным последствиями может привести такое
решение. ЧОП просто превратятся в полукриминальные «крыши» которые будут
делить улицы и кварт алы Москвы и при этом за бюджетный счет. Сколько
это может стоить, городу автор естественно не пишет.
Некоторые
положения программы, безусловно, заслуживают интереса и выглядят
новациями. Например, «ограничение стоимости служебных автомобилей для
московских чипновников – не дороже 1,5 млн. рублей или «создание
института контрактных контралеров» К сожалению, таких положений в
программе очень немного.
Есть
и то, с чем я лично категорически согласиться не смогу никогда, и что
считаю очень вредным, похожим на некое «послание» из прошлого из «лихих
девяностых» Вот пример такого положения в программе: «/Планомерный
выход города из непрофильных активов и предприятий, которые работают на
конкурентных рынках, с целью ликвидации кормушек для коррумпированных
чиновников». То есть по существу Навальный говорит о продолжении
политики приватизации и продажи городских активов частных лицам и
компаниям. Что при этом считать «непрофильным» для города так и не
раскрывается. В девяностые посчитали «непрофильными» здания детских
садов,яслей, некоторых школ, универмагов и т.д. Сегодня, мы пожинаем
печальные плоды этого подхода. Больше половины детских садов города были
проданы и перепрофилированы. Сегодня приходится говорить о новом
массовом строительстве дошкольных учреждений, чтобы снизить многолетние
очереди в ясли и детские сады. Интересно также, зачем продавать
эффективные предприятия, приносящие городу прибыль, тем более, если они
конкурентоспособны? Или этот пункт оказался в программе по чьей-то
внешней воле? И кто-то надеется при успешном исходе выборов
поучаствовать в приватизации городского имущества?
Также
вызывает сомнения предложение о замене дополнительного лекарственного
обеспечения «всеобщим лекарственным страхованием» Боюсь, что Алексей
Навальный просто не осознает, насколько наша система медицинского псевдо
страхования вообще неспособна обеспечивать даже минимальные страховые
функции, не говоря уже о каких то дополнительных. В итоге, если
реализовать такое предложение, то нуждающиеся люди могут вообще потерять
возможность получения бесплатных лекарств. (впрочем это регулируется
Федеральным, а не городским законодательством)
Ну,
и в завершении несколько слов о цифрах, с которыми автор программы
обходится очень вольно. Бюджет Москвы (2012) составляет 50,8 млрд на
11,51 млн жителей в городе и по своему размеру уступает только бюджету
Нью-Йорка. Последний достигает 65,91 млрд $ при населении 8,18 млн
человек. Получается, что на одного ньюйоркца в бюджете приходится 8 тыс.
$, а на одного москвича почти в два раза меньше — 4,4 тыс. $. При этом
не забываем, что Москва по сути, то же, что штат в США, а там бюджет
совсем иного порядка. (штат Нью Йорк 132 млрд. $).
У Навального эта статистика несколько иная.
Если
резюмировать, то считаю, что предвыборная программа Алексея Навального
в основном декларативна, внутренне противоречива и часто не
соответствует уровню полномочий городской власти. Ряд предлагаемых
решений не входят в компетенцию мэра города, и требуют изменения
Федерального Законодательства. Уверен, что при таком количестве
советников, экспертов и активистов программу можно было сделать более
качественной и проработанной. Видимо такая задача даже не ставилась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий