Редко встретишь уроженца Ашхабада и воспитанника Одессы, который столь страстно и с не полемическим задором отстаивал бы Россию, а "Максим Калашников"(Влади́мир Алекса́ндрович Кучере́нко) ещё и делает дельные предложения.
Сельское хозяйство РФ, которое «реформаторы» третий десяток лет считают пережитком СССР, на самом деле способно прокормит миллиард душ. Если применить разумную аграрную политику
С 1990 года русский агропром изрядно просел. Более того, его фактически пытаются задушить окончательно, втащив РФ в ВТО.
Нужно отстоять свое село и начать гигантскую программу переосвоения страны. Тогда мы не только получим мощный тягач развития страны, но и сможем стать глобальным продовольственным центром в условиях, когда растут и население Земли, и спрос на продовольствие.
Этой тема стала главной на прошедшей недавно Аграрной секции МЭФ – Московского экономического форума. Инициатором МЭФ стал глава Партии дела Константин Бабкин. Можно сказать, программа действий будущей России прорисовывается конкретно.
ТРИДЦАТЬ ПОТЕРЯННЫХ ЛЕТ
Без малого четверть века назад Гребенщиков с «Аквариумом» проблеяли песню «Этот поезд в огне», где повествовалось о том, что семьдесят лет мы (в СССР) вели войну сами с собой, и вот земля наша лежит в ржавчине, церкви смешались с золой. И вообще, мол:
Эта земля была нашей
Пока мы не увязли в борьбе
Она умрет, если будет ничьей
Пора вернуть эту землю себе
С тех пор СССР разрушили и вроде как вернули землю себе. Но, пожалуй, «Аквариум» в 1988-м кондрашка могла хватить, узри он плоды двадцатилетнего господства новой власти, по сравнению с которой даже поздняя КПСС – верх хозяйственности и рационализма. Агропромышленный комплекс попросту разгромили, стерли с лица земли тысячи населенных пунктов, а сельскохозяйственные достижения РСФСР 1990 года сделали мечтой 2020-го. Да и то лишь отчасти. Но оказались потерянными не одни только тридцать лет, но и более сорока миллионов гектаров пахотных земель – ценнейшего ресурса. По сути, площадь Германии.
Лидер Партии дела, агромашиностроитель Константин Бабкин представил ту неприглядную реальность, что мы имеем нынче. Начал он с показа карты одного из районов Тверской области (всего 250 км от Москвы), где зелеными точками отмечены сохранившиеся села, а красными крестами – те, то погибли с 1991 года.
Рисунок 1
Ежу понятно: возрождение России невозможно без подъема сельского хозяйства, страну к «трубе» свести нельзя. Точно так же невозможна и новая индустриализация, коль нет агропромышленной «подложки». Диаграмма же свидетельствует за годы «суверенно-вертикальной демократии» зависимость РФ от импорта продовольствия с 2006 до 2011 гг. выросла на 89%. То есть, если в 2006-м превышение импорта съестного над его вывозом из РФ составляло 16,1 млрд. долларов, то в 2011 г. – уже 30,5 млрд.
- Эти средства просто утекают из страны, лишая людей на селе работы! – возмущен К.Бабкин.
Экспорт зерна из РФ? Это, по словам экономиста Михаила Делягина, только видимостьь: на самом деле хлеб вывозится из РФ только потому, что в нее завозится импортное мясо. В общем же Росфедерация – чистый импортер продовольствия. Особенно если учесть, что производимое зерно в основном – низкокачественное, фуражное, а пщеницу собственно хлебных сортов приходится покупать за рубежом.
Заглянем в программу развития сельского хозяйства РФ на 2013-2020 гг. Это же курам на смех! Особенно по сравнению с советским 1990 годом. Так, в тот далеко не лучшую для нас пору Федерация произвела 833 тысячи тонн сливочного масла. В 2008 г. – 272 тысячи тонн. А в 2020-м по плану будет выпущено всего 280 тыс. тонн. То есть, проседание по сравнению с положением тридцатилетней давности – минус 66,4%!
Если молока в советской РФ (РСФСР)-90 произвели 55,7 млн. тонн, то в 2008 – 32,4 миллиона, а в 2020-м – 38,2 млн. т. То бишь – минус 31,4%.
В 1990-м РФ/РСФСР произвела (с учетом подсобных личных хозяйств) 14,9 млн. тонн. 2008 год – 9,2 млн. тонн. А в 2020-м мыслится произвести 14,1 млн. тонн. То есть, просадка – минус 5,4%.
Далее – зерно. От 117 млн. тонн сбора в 1990-м – до 108 млн. тонн в 2008 и до 125 млн. по плану в 2020-м. Рост всего в 6,8% за тридцать лет?
То же самое и по картофелю. От 31 млн. тонн в 1990-м – до 28,8 млн. в 2008 и до 34 млн. тонн в 2020-м. Всего 9,7% роста.
По мнению Константина Бабкина, это – не программа. Она изначально не ставит перед собой главной амбициозной цели: производить в РФ больше продовольствия, нежели она его потребляет. Цель сия вообще становится недостижимой после втаскивания РФ в ВТО на «выгодных условиях». Интересно, кстати, их сравнить.
НУ, И КАК КОНКУРИРОВАТЬ С ЗАГРАНИЦЕЙ?
Давайте перестанем повторять сказки о «рынке» и «природной неконкурентоспособности» русского села: западные аграрии давно живут в социализме, получая дотации на гектар обрабатываемой площади. В Евросоюзе это – 486 долларов/га, в Соединенных Штатах – 186 долларов. А в РФ в среднем – 40 долларов. При том, что больше тратить не дадут условия членства в ВТО. Росфедерация взяла на себя «архивыгодное» обязательство – снизить объемы государственной поддержки села с 9 до 4,4 млрд. долларов в год.
Говорите, Медведкову удалось выторговать какие-то особые условия членства в ВТО? Ложь! Разрешенный объем господдержки села в Китая – 147 млрд. долларов в год, в ЕС – 107,7 млрд., в Японии – 64,3 млрд., в США – 23,9 млрд. В Швейцарии, где площадь сельзозугодий в 300 раз меньше российских – 5,8 млрд. долларов. А в огромной по площади РФ – 4,4 млрд. Понятное дело, мы – не Китай, но уровень хотя бы США нам нужен. Далее: уровень поддержки аграрного экспорта в странах-членах ВТО. ЕС – 15,48 млрд. долларов, в США – 929 млн., в Канаде – 659 млн., в Австралии – 115 миллионов, в Бразилии – 96 млн. В РФ – ноль. Если вы завозите тонну зерна из РФ в ЕС, то платите пошлину в 95 евро, по сути – заградительную. При экспорте в КНР такая же пошлина составит 65% от стоимости зерна. Вот такая «свобода торговли». В РФ ничего подобного нет: мы олжны быть «открыты и прозрачны», как последние дураки. Это к вопросу о «единых правилах игры» в ВТО, господа.
В США аграрий может взять кредит под 0,25% годовых, в ЕС – под 0,75%. В РФ селянам кредит дают под 15%. Ну как вам «равные условия конкуренции»?
Интересно спросить граждан Медведкова и других «переговорщиков» по ВТО из Минэкономразвития: вы чем думали, когда соглашались на такие условия? Как можно русскому селянину конкурировать с европейским аграрием, имеющим такую поддержку? Да они просто завалят нас потоком дешевого (за счет госдотаций, дешевых ссуд и запретительных пошлин) продовольствия, и новые тысячи сел исчезнут с карты РФ, новые миллионы рабочих мест окажутся утраченными.
Однако в распределении средств господдержки на гектар в Росфедерации – дикий разнобой. В Татарии на гектар государство дает 4,8 тысячи рублей (рекорд), на Тамбовщине – 800 рублей, в аналогичной черноземной области, Липецкой – 1,5 тысячи рублей. А Волгоградская область имеет 2,6 тыс. «рэ». То есть, разброс – недопустимые 5,9 раз. Картина станет еще более возмутительной, если взять разницу не только между регионами, но и между хозяйствами. Некоторые гиганты-агрохолдинги, по словам К.Бабкина, имеют десятки миллиардов рублей поддержки в год, а другие – ноль целых, ноль десятых. Принимаеемая госпрограмма развития села не решает эту проблему. Нет методики распределения помощи, все отдано на откуп чиновнику. Планировать ведение бизнеса нормально невозможно, стимулы к долгим инвестициям в отрасль уничтожаются.
Не устраняется самая главная проблема: огромного неравенства условий конкуренции между иностранными и русскими аграриями.
При этом власть в РФ делает все, чтобы сбить внутренние цены на продовольствие, нимало не заботясь тем, чтобы не допустить, например, роста дороговизны топлива. А на Западе внутренние цены на еду не сбивают – они и таким образом поддерживают свое село. А рост цен компенсируют продовольственными талонами для малоимущих. То есть, они еще через один канал вливают госсредства в своих аграриев. В РФ нет ничего подобного системе «фуд стампс» (продталонов), коими в США пользуются четверть семей. Таким образом, американцы адресно поддерживают своих малоимущих, а в РФ чиновники возиться с этим не хотят и делают еду дешевой и для богатых, и для бедных. В итоге русский крестьянин получает всего 60% доходов от того, что имеют западные аграрии, он попадает в «ножницы цен» между аграрной и промышленной продукциями.
ТОЛЬКО МЫ И АФРИКА
В то же время, возможности для роста у русских здесь есть – и больше. Ибо, имея всего 2,1% населения Земли, РФ располагает 55% мировых запасов чернозема и 20% глобальных ресурсов пресной воды. Везде все земли заняты, есть только две огромных резервных территории для наращивания агропроизводства – мы (где лишь в РФ заброшено 43 млн. га земель) да Африка. Кстати, там площадь агроугодий с 1992 года выросла на 20%. В иных странах СНГ заброшенные земли – это 16% от того, что было у них в Советском Союзе. Наши соседи при приложении сил и ресурсов могли бы быстро ввести в оборот 13,8 млн. гектаров.
Население планеты пока растет, США и ЕС не в силах кардинально нарастить поставки продовольствия. Значит, этот рынок нужно занимать нам. То есть, странам СНГ и Африке.
На селе в РФ работает 6,3 млн. душ – против 2 млн. сельских работников в ЕС и 779 тысяч в США. Таким образом, современные технологии, далеко ушедшие вперед с 1990 года, действительно позволяют нам утроить продукцию сельского хозяйства. У русских – огромные резервы роста производительности труда. Вместо 85-сильных тракторов ДТ, составлявших основу парка в 1990-м, сегодня есть 230-сильные машины. Если сегодня на одного занятого на селе в РФ приходится производство 15 тонн зерна в год, то в ЕС-27 – 137 тонн, в Канаде – 140 тонн. (Это к вопросу о роли государственной поддержки). То есть, при условии разумной агрополитики русские могли бы кратно нарастить производительность труда. Особенно если задействовать последние достижения высоких технологий. Село-то нынче – это именно высокие технологии, а не заскорузлая отсталость!
Все это возможно. В Татарстане и Белоруссии, где есть хорошая господдержка села, урожайность достигла 30 центнеров с гектара – по сравнению шестнадцатью в среднем по РФ. Видите, какие резервы лежат буквально на поверхности? Особенно если с нынешних 40 миллионов обрабатываемых гектаров вернуться на уровень РСФСР 1970 года – к 74 миллионам га…
НАШИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Вот что требует Партия дела сегодня:
- Изменения доктрины продовольственной безопасности – «объем производства в России должен превышать объем потребления»
- Перехода к от ретроспективного планирования к программно-целевому, постановка амбициозных целей
- Активной роль государства в отрасли, реализация мер господдержки по стимулированию экономической активности и созданию равных условий конкуренции.
Наши требования к ключевым моментам разумной аграрной политики.
Рис. 4.
Как развить внутренний рынок?
- В рамках существующих механизмов ВТО необходимо вводить ограничения по импорту продукции, не соответствующей требованиям безопасности. Так например в Швейцарии запрещен ввоз ГМО содержащих продуктов. В Японии торговля рисом является государственной монополией, что позволяет при отсутствии формального запрета на импорт фактически ограничить его на нулевом уровне
- Гарантия минимальных закупочных цен. В США существует залоговая система кредитования, гарантирующая сельскохозяйственным производителям минимальный уровень цен на зерно и определенный уровень ликвидности. В Канаде также действует программа страхования операционной маржи сельскохозяйственных производителей. Эта программа предусматривает компенсацию производителям части падения их маржи.
- Развитие биржевой торговли сельхозпродукцией. Прямой доступ фермера на биржу позволит уменьшить роль посредников и перераспределить маржу в пользу фермера
Перейти на новую систему дотаций малоимущим! В США более 70 млн. граждан в той или иной форме поучают дотации на потребление сельхозпродукции (субсидирование школьного питания, продовольственные талоны небогатым).
- Мы требуем развития системы страхования. Доля застрахованных полей в общей площади посевов составила 62% в США (в 2001 году) и 70% в Канаде (в 1999 году), в то время как в России даже в 2008 году эта доля не превышала 25%
- Необходим переход на дифференцированное погектарное, поголовное субсидирование (на единицу произведенной продукции), как это было сделано в ЕС и соответствует практике «зеленой» корзины ВТО
- Ввести налог на необрабатываемые земли сельхозназначения
- Создать условия для вовлечения земельных паев в коммерческий оборот (на момент выделения паев их общая площадь составила 49 процентов площади сельскохозяйственных угодий страны, лишь 5% владельцев паев реализовали свое право на стать владельцем земельного участка
- В России ставки по кредитам в 2-3 раза превышают средние ставки по кредитам в развитых странах. В связи с этим необходимо продолжать субсидировать ставки по кредитам, направленным на покупку техники и модернизацию производства
- Технологический анализ и прогнозирование развития наиболее перспективных технологий
- Организация результативных исследований в этих направлениях
- Создание условий для масштабного внедрения новых разработок
- В 2010 г. в результате введения эмбарго на экспорт зерна сельхозтоваро-производители потеряли 140 млрд. руб. выручки. Необходимо запретить принятие таких решений
- Государственные гарантии экспорта
- Экспортные государственные кредиты на приобретение российской продукции
- Государственное страхование экспортных сделок
- Для стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции в США реализуются мероприятия по продвижению продукции американских производителей на мировом рынке, в том числе:
- гуманитарная помощь;
- аналитическая поддержка в виде разработки маркетингового плана реализации продукции и предоставления аналитики по рынкам сбыта;
- спонсирование и участие в международных и внутренних торговых выставках;
- участие государственных деятелей во внутренних и международных торговых переговорах по вопросам продвижения и лицензирования продукции (в том числе в развивающих странах).
- Если некие «фантазии Медведкова» этому мешают, то лучше отказаться от подобных фантазий, - считает Константин Бабкин.
Но это – только самые первоначальные наши требования. На самом деле, понадобится гораздо больше. Но об этом – дальше.
А для особо твердолобых замечу отдельно: мало сегодня кричать «Долой власть!». Нужно предложить еще и кое-что конкретное.
Максим Калашников, член Федерального совета Партии дела
Комментариев нет:
Отправить комментарий