"Согласно наиболее распространённой трактовке термина "белорусы", под ним понимается общность людей, родившихся на территории современной Белоруссии или имеющих паспорта граждан Республики Беларусь", - заявил 9 ноября корреспонденту ИА REGNUMбелорусский историк, кандидат исторических наук, доцент Александр Гронский, комментируя возобновившуюся в XXI веке дискуссию вокруг термина "белорусы".
Отметим, в настоящее время термин "белорусы" снова стал предметом осмысления белорусских учёных. В то время, как разработчики государственной идеологии (Владимир Мельник и др.) утверждают трактовку термина "белорусы" как общности граждан Республики Беларусь, возникшей на основе политической организации преимущественно славянского населения Белоруссии, сторонники "литвинизма" (Олег Кравцов и др.) предлагают "сменить историческую парадигму" и трактовать термин "белорусы" как "славяноязычный балтский народ".
По мнению Гронского, дискуссия вокруг термина "белорусы" изначально была политизирована и остаётся таковой до сих пор. "Термин "белорусы" в массовом сознании закрепился в период советской власти, - сказал Гронский. Он отметил, что имеет ввиду именно "массовое сознание, а не появление термина вообще". По словам эксперта, трактовка термина "белорусы" вызывала споры среди политиков и публицистов начала XX века.
"Академик Евфимий Карский утверждал, что белорусские крестьяне не называют себя белорусами. Учёный заявил об этом, проанализировав ситуацию на начало ХХ в. Такое заявление Карского коррелирует и с воспоминаниями самих крестьян, которые утверждали, что узнали про белорусов после революции, - сказал Гронский. Он сослался также на мнение одного из оппонентов известного в своё время учёного-слависта - публициста и литературоведа, активного деятеля националистической организации "Белорусская социалистическая громада" (БСГ) и масонской ложи "Лучнасць", активного сторонника самопровозглашенной Белорусской Народной Республики (БНР, 1918 г.) Антона Луцкевича.
"По-моему, Антон Луцкевич (но могу ошибаться), писал, что он на курсах "белорусоведения" опрашивал слушателей на предмет, когда они поняли, что являются белорусами. Ответы в большинстве своём показывали, что в начале 20-х гг. Так что массово никто себя белорусами не называл - это именование населения бывшего Северо-Западного края Российской империи распространилось только в 20-е годы XX века", - сообщил Гронский.
"Само слово "белорус" использовалось и ранее, но его использовали интеллектуалы, а не народная масса. Белорусы для деятелей западнорусского движения являлись ветвью русского народа, - отметил историк. - Кстати, академик Карский был того же мнения, т.к. он был западнорусом (сторонником идеологии западнорусизма, - прим. ИА REGNUM). Были учёные, которые рассматривали белорусов как часть великорусов, обосновывая существование двух русских народностей - великорусской и малорусской".
По словам Гронского, не только сторонники западнорусизма, но и белорусские "нацдемы", которых сегодня в официальной историографии именуют деятелями "белорусского Возрождения" (а в довоенный период репрессировали по обвинению в национал-фашизме и мелкобуржуазном национализме) большое внимание уделяли трактовке термина "белорус". Историк отметил, что "белорусские националисты, естественно, рассматривали белорусов как отдельный народ, или нацию, или даже цивилизацию", однако часто данные понятия в их работах путались, иногда являясь синонимами, а иногда имея оригинальную трактовку.
"Советские партийные и прочие органы вслед за националистами рассматривали белорусов как отдельный народ. Наглядным примером этому служит осуществлённая в 20-е годы "белорусизация", которая вводилась отнюдь не по желанию белорусов, а по воле советских органов, - констатировал эксперт. - В советское время представление о белорусах получило завершенное оформление: они попали в схему развития племя-народность-народ-нация. В настоящее время эта схема так или иначе доминирует в представлениях о том, кто такие белорусы".
Комментариев нет:
Отправить комментарий