воскресенье, 4 августа 2013 г.

«Антипиратский закон»: что дальше


«Антипиратский закон»: что дальшеРоссийское ноу-хау спровоцировало недовольство огромной части интернет-аудитории и ведущих IT-компаний. А вот у правообладателей новый закон вызвал бурное одобрение.
В России с 1 августа вступил в силу Закон о защите интеллектуальных прав в интернете, более известный как "антипиратский" закон. Цель нововведения - покончить с нелегальным контентом в российском сегменте мировой паутины и защитить отечественного производителя интеллектуального продукта. Речь идет о миллиардах долларов, недополучаемых авторами в результате действий интернет-пиратов. По данным Делового союза производителей программного обеспечения (BSA), в 2011 году мировой ущерб от нелицензионных программ составил 63,4 млрд. долларов. Вклад нашей страны - 3,2 млрд. Россия в черном списке на третьем месте после США и Китая, где ущерб оценивается соответственно в 9,8 и 8,9 млрд. долларов. Ещё больше потеряли правообладатели фильмов, книг и музыкальных произведений. По данным экспертов, их потери достигают 300 млрд. долларов в год.
На сегодняшний день в мире наиболее эффективным способом борьбы с пиратством считается метод досудебных переговоров между правообладателями и нарушителями. Так, к примеру, устроен американский закон DMCA (Digital Millennium Copyright Act), предполагающий, что правообладатель напрямую обращается к ресурсу с нелегальным контентом. Однако российские законодатели пошли своим путем: согласно новому закону любой интернет-сайт может быть заблокирован по решению суда. При этом правообладатель может и в досудебном порядке потребовать удалить или заблокировать страницу, на которой, по его мнению, размещен пиратский материал.
Если владелец сайта или компания, на чьих серверах размещен ресурс, откажется выполнять требования правообладателя, то Роскомнадзор обяжет интернет-провайдеров закрыть для своих абонентов доступ к пиратским материалам. При этом провайдер может самостоятельно решать, блокировать ли ему отдельные страницы или весь сайт целиком. После того, как пиратский материал заблокирован, у правообладателя есть 15 дней на подачу иска.
Российское ноу-хау вызвало недовольство огромной части интернет-аудитории. Причем против закона выступили как рядовые пользователи рунета, так и ведущие интернет-компании. Сразу после принятия "антипиратского" законопроекта в Госдуме на сайте Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) появилось отрытое протестное обращение, подписанное среди прочих: Mail.Ru Group, "Яндекс", "Афиша-Рамблер-СУП", "Google Россия", Ozon.ru, и Ассоциацией интернет-издателей. По мнению авторов обращения, "антипиратский" закон предоставляет широкие возможности для злоупотреблений и недобросовестной конкурентной борьбы. Предварительное блокирование интернет-ресурса на основании предположения о нарушении представляет собой значительную угрозу как начинающим легальным сервисам, так и информационным посредникам.
"Закон попросту не учитывает техническую природу того, как устроен интернет. Основной риск мы видим в том, что подобные иски будут подаваться, а суды не смогут понять, что им делать в противоречии между тем, как устроен интернет и тем, что прописано в законе", - говорит главный юрист Google в России Андрей Силин.
Первый день действия нового закона рунет встретил забастовкой. Посетители более чем 2000 российских сайтов вместо привычного контента встретила черная страница-заглушка, перенаправляющая посетителя на сайт "Российская общественная инициатива", где вывешена петиция за отмену нововведения. Когда петиция наберет 100 тыс. подписей, ее рассмотрит Госдума. Сейчас под документом свои подписи оставило уже более 70 тысяч пользователей. В забастовке приняли участие такие популярные ресурсы как: "Луркоморье", "Баш.Орг", "Зайцев.Нет" и другие. Баннер поддержки вывесил Mail.ru.
А вот у правообладателей новый закон вызвал бурное одобрение. По словам гендиректора "Первого канала" Константина Эрнста, принятие "антипиратского" законодательства вызовет бурный рост российского интернета. "IT-индустрия ничего не потеряет, а со временем только приобретет. Уверен в этом на тысячу процентов", —заявил он.
На рост прибылей надеется и Олег Туманов, главный управляющий директор интернет-кинотеатра ivi.ru. "Российский рынок легальных онлайн-видеопорталов "в одночасье" вырастет до $500 млн при реальном и полном устранении проблемы пиратства. По итогам прошлого года российский рынок онлайн-кинотеатров составил $40-50 млн. К примеру, в США рынок составил $4 млрд. Разница между США и Россией объективно не может быть 100 раз. Самая важная причина — высокий уровень пиратства", — говорит Туманов.
Правда, первые попытки правообладателей воспользоваться новыми возможностями в борьбе с пиратами успеха пока не принесли. Заявление, поданное в Мосгорсуд компанией "Кино без границ" на соцсеть "ВКонтакте", было отклонено.
"В заявлении не было представлено доказательств, подтверждающих, что именно „Кино без границ“ является правообладателем картин, а также Клебанов не представил документы, подтверждающие, что он — гендиректор и президент данной компании", — объяснила причину отказа руководитель пресс-службы суда Анна Усачева.
Та же судьба постигла ещё два иска, поданных правообладателями 1 августа. Пока от принятия нового закона пострадал лишь один ресурс - сайт, через который в Роспотребнадзор должна поступать информация от правообладателей о решениях Мосгорсуда об ограничении доступа к интернет-ресурсам с пиратскими фильмам.
В течение дня ресурс работал с перебоями. Периодически он был недоступен из-за перегрузки, что, вероятно, стало результатом повышенного наплыва правообладателей и просто любопытных пользователей, желающих ознакомиться c порядком использования сайта.
Василий Прокушев
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий