http://politikus.ru/events/65793-sila-i-slabost-tureckoy-armii.html
Сила и слабость турецкой армии
Напряженность, возникшая между Россией и Турцией после предательской атаки на российский бомбардировщик Су-24, заставляет обратить пристальное внимание на турецкие вооруженные силы. Все-таки одна из самых мощных армий в мире, хотя и не без недостатков. Армия Турции комплектуется по призыву. На данный момент службу несут приблизительно 400 тысяч человек, еще 200 тысяч в резерве, а в случае повальной мобилизации, по разным оценкам, численность можно увеличить до 18 миллионов человек. Внутри Североатлантического блока турецкая армия уступает по размерам лишь армии США. А в рамках Европы больше турецкой только наша, российская армия. Личный состав — это, пожалуй, самая сильная часть турецкой армии, а вот с техникой все не так благополучно. Но и это смотря с чем сравнивать. Турецкая армия обладает довольно-таки современной военной техникой. Это, правда, если смотреть в среднем по планете. После развала СССР процесс замены устаревающей военной техники на более современные образцы пробуксовывает повсеместно. Абсолютные новинки появляются и расходятся по миру десятками копий, в то время как основу парка техники практически любой страны составляют машины 70-х — 80-х годов разработки, пусть и многократно модернизированные. А некоторые образцы пришли к нам из 50-х — 60-х и продолжают успешно нести службу. Так что нет ничего удивительного, что основу турецкой армии составляет техника, разработанная еще 30–40 лет назад. Проблема турок в другом - в большинстве своем эта техника либо полностью зарубежного производства, либо собрана в Турции по лицензии. Причем такая ситуация наблюдается во всех родах войск. Турция и хотела бы иметь на вооружении собственные разработки, но пока не получается.
Флот
Турецкий флот, как бы это печально ни звучало, самый мощный в Черном море. Такая ситуация сложилась в связи с разделом Черноморского флота между Россией и Украиной, а также длительным отсутствием у нашей страны собственной базы флота в Черном море. Но, во-первых, у нас есть мощные системы береговой обороны, а во-вторых, у России есть возможность полностью самостоятельно строить новые корабли и конструкторская школа, позволяющая эти корабли проектировать. Чего нельзя сказать о флоте Турции.
Все 14 турецких подводных лодок принадлежат к проекту "Тип 209". Субмарины этого проекта с 1969 года производятся на экспорт в Германии. Именно немцы сделали для турок весь турецкий подводный флот. Хотя надо упомянуть, что проект довольно удачный, а последние четыре подлодки строились уже в начале двухтысячных с применением более совершенной электроники. Надводный флот Турции в первую очередь представлен 16 фрегатами. Из них половина построена в 80-х годах на немецких верфях по немецкому же проекту и оснащена американскими ПКР «Гарпун». А вторая половина успела отслужить в ВМФ США, постоять в резерве флота и устареть настолько, чтобы американцы решили продать эти корабли своему партнеру по НАТО. Кроме фрегатов, есть еще восемь корветов. Шесть из них — ветераны французского флота, поступившие на вооружение пятой республики в конце 70-х. Опытные во всех отношениях корабли были проданы Турции на стыке веков. А вот два корвета типа Milgem— гордость турецкого флота. Они разработаны турецкими конструкторами и построены на стамбульских верфях. Правда, по немецким технологиям и с американской электроникой и вооружением. С 2007 года удалось построить два корабля из запланированных двенадцати. Но турки все равно гордятся.
Авиация
Совершенно точно можно сказать, что авиация Турции на земле не простаивает. Греция уже устала протестовать против нарушения своего воздушного пространства турецкими самолетами. Так что налет у пилотов имеется, а это важная составляющая сильной авиации. Вот только в отличие от флота собственных авиационных разработок у турок совсем нет. Американские, канадские, французские, немецкие… Своих самолетов нет, но с середины 80-х налажено лицензионное производство американских F-16.
Примерно две сотни этих многофункциональных истребителей составляют основу турецкой ударной авиации. Правда, неизвестно, какой процент американских деталей в этих F-16. Известно, что самолеты разных модификаций. Машины более поздних годов постройки принадлежат к серии "Блок 50", а значит, оснащены более современными двигателями, улучшенной РЛС и системой ночного видения. Сомнительно, что производство всего этого оборудования турки наладили синхронно с США. Ну и, конечно же, самолет — платформа для запуска ракет, а ракеты у Турции заокеанского производства.
Сухопутные войска
Как водится, сухопутные силы — самый многочисленный род войск. Хотя в последние годы есть тенденция к снижению численности, но за счет усиления жандармерии. Турецкая армия все меньше занимается проблемами с курдами, отдавая это дело на откуп жандармам. Вместе с солдатами в подчинение жандармерии переходит и бронетехника попроще. Таким образом, в войсках остаются более суровые образцы военной техники. Это приводит к тому, что в войсках уменьшается количество техники турецкого производства. Туркам удалось наладить собственное производство бронемашин, правда, в качестве основы используются американские наработки. Эти машины востребованы жандармерией и даже идут на экспорт. А вот с тяжелой техникой такой фокус пока провернуть не удалось. Подавляющее большинство турецких танков и артиллерии американского и немецкого производства.
Есть и южнокорейские разработки. Основу составляют немецкие танки «Леопард» начала 80-х и различные модификации американского М-60, появившегося еще в 59 году. Но Турция не оставляет надежды заиметь свой собственный танк. Проект «Алтай», разрабатываемый корейской компанией Hyundai-Rotem в соавторстве с турецкой фирмой OTOKAR должен вылиться в основной боевой танк Турции. За основу будущего танка взят корейский K2 «Черная Пантера». Сходство заметно невооруженным глазом. Вместе с корейскими наработками к «своему собственному» турецкому танку по наследству перешли немецкая пушка и трансмиссия. Двигатель тоже должен был быть от немецкого «Леопарда», но оказался недостаточно мощным. Теперь над новым мотором для этой машины трудятся австрийские конструкторы. А вот со сложным французским автоматом заряжания проблему решили в истинно американском стиле - вместо него посадили стопроцентно турецкого заряжающего. Можно ли считать такой танк собственной разработкой — неизвестно. Турки считают, что да. Но серийное производство, начало которого намечено на 2015 год, еще не началось. И неизвестно, начнется ли. Танк получился довольно дорогим, около 5 миллионов долларов за штуку, в то время как по характеристикам он уступает уже существующему российскому Т-90. Так что в Ирак турки вторгались на видавших виды М-60. Для полноты картины стоит упомянуть, что с конструкторами стрелкового оружия, ПТРК и ПЗРК в Турции тоже напряженка. Только немецкие, американские, бельгийские да советские образцы. Единственное, чем пока могут гордиться турки — это передвижная станция радиоэлектронного подавления «KORAL». Ультрановая разработка принята на вооружение в этом году. Точные характеристики строго засекречены, предполагается, что дальность действия достигает 150 километров. Вроде бы несколько штук стянуты к сирийско-турецкой границе, однако от операторов С-400 пока жалоб не поступало.
В заключение
Турецкую армию нельзя назвать слабой. Конечно, основу парка военной техники Турции составляют иностранные разработки. Пусть это не самые современные образцы, зато проверенные, опробованные в реальных боевых условиях. Тактика применения разработана, сервисное обслуживание налажено. В то же время зависимость турецкой армии от поставок импортного оружия видна невооруженным глазом. Производство оружия собственной разработки наладить не удается, а регулярный ремонт, модернизация совсем отставших от жизни образцов, закупка совместимых систем и комплектующих, — все это прочно привязывает Турцию к уже имеющимся поставщикам. При этом техника прошлого века с годами надежнее не становится. Таким образом, турецкая армия представляется не свидетельством военной мощи страны, а результатом агрессивной политики НАТО на Ближнем Востоке. Искусственно накачанное образование, которое без подпитки со стороны обречено на медленное увядание. А самое сложное то, что самой Турции невероятно сложно будет сбавить обороты. Идеально было бы уменьшить размер армии, сконструировать и произвести современное оружие и технику, отработать ее применение и внедрить в войска. Но турки перессорились практически со всеми своими соседями. С Армянами давние счеты, Ирак протестует против незаконного вторжения, Болгария помнит «Турецкий поток», Греция и Сирия — вообще особый вопрос. Разве что со стороны Грузии, которая закупает турецкие бронеавтомобили, можно не ожидать неприятностей. Но это слабое утешение.
Илья Новицкий
Версия для печати Вконтакте2 Facebook14 Twitter Одноклассники12 Мой мир2 Google+ Постоянный адрес публикации на нашем сайте: QR-код адреса страницы:
Источник: http://politikus.ru/events/65793-sila-i-slabost-tureckoy-armii.html
Politikus.ru
Источник: http://politikus.ru/events/65793-sila-i-slabost-tureckoy-armii.html
Politikus.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий