четверг, 8 ноября 2012 г.

Бизнес Тимченко


 
Геннадий Тимченко
фото Дмитрия Тернового для Forbes
Люксембургские фонды, «дивиденды» по облигациям на $600 млн, особый налоговый статус Gunvor в Сингапуре и траты на благотворительность
Что мы знали до последнего времени о бизнесмене и «гражданине» Тимченко (№12 в рейтинге Forbes, $9,1 млрд)? Обрывочные сведения сформировали такой образ: таинственный миллиардер и серый кардинал, который дружит с Владимиром Путиным, а также продает российские нефть и нефтепродукты за рубеж. Для ноябрьского номера журнала Forbes Тимченко дал большое интервью, в котором рассказал об отношениях с Путиным и свою версию событий, включая историю создания бизнеса, а также о перспективах развития бизнеса.
Непубличность бизнесмена всегда распространялась и на его бизнес. Например, нефтяной трейдер Gunvor раскрывал только единственную цифру — оборот. А о люксембургском фонде Volga Resources, на который бизнесмен покупал акции «Новатэка» и другие активы, вообще мало что известно.

Последние несколько лет Forbes собирал досье на бизнес Тимченко, которое использовалось при подготовке рейтинга миллиардеров: в нашем распоряжении есть отчетности Gunvor и Volga Resources. 

«Издалека долго течет река Волга». Хотя Тимченко начал заниматься бизнесом еще в конце 1980-х, его нынешние активы юридически были оформлены в начале 2000-х, когда он решил разделить бизнес с прежними партнерами (подробнее об этом читайте в интервью). В 2002 году была создана компания Gunvor International, а в 2003 году — железнодорожный оператор «Трансойл». На тот момент в сферу его интересов входили только торговля нефтью и нефтепродуктами и логистика, также Тимченко владел небольшими пакетами акций «Сургутнефтегаза» и банка «Россия».
Осенью 2008 года газовая компания «Новатэк» (второй производитель газа в России по итогам 2011 года) опубликовала данные, что ее акционером стал люксембургский фонд Volga Resources SICAV-SIF S.A. с долей 5,1%. Совладельцем фонда был назван Геннадий Тимченко. В течение двух лет Volga Resources покупал акции «Новатэка» и собрал пакет акций размером в 23% (текущая рыночная стоимость около $7 млрд). Кроме того, фонд купил доли в производителе рыбной продукции «Русское море» (30,5%), нефтесервисном холдинге «Геотек» (25%), угольной компании «Колмар» (30%) и других активах.
Хотя Тимченко назывался совладельцем Volga Resources, в реальности, согласно документам, у фонда не было других владельцев. Компания Volga Resources SICAR S.A. (SICAR означает, что фонд специализируется на инвестициях в рискованные активы, с ним могут работать только профессиональные инвесторы) зарегистрирована в апреле 2007 года, но уже в июле сменила название на уже знакомое Volga Resources SICAV-SIF S.A. (где SIF — это специализированный инвестиционный фонд, а SICAV — формат фонда, где инвестор получает возможность покупать и продавать акции в зависимости от стоимости чистых активов). Тогда же фонд выпустил 750 акций на 750 тысяч евро, которые выкупил Тимченко.
Согласно отчетности Volga Resources за 2007 год чистые активы фонда едва превысили 700 тысяч евро. Спустя год чистые активы выросли до 313 млн евро. Например, в 2008 году Volga Resources потратил 798 млн евро на инвестиции в энергетический сектор (покупка акций «Новатэка» и, видимо, «Ямал-СПГ»). На конец 2011 года активы фонда выросли до $4,2 млрд. Но несмотря на прежнее название — Volga Resources, по сути, это был уже другой фонд: весной 2011 года Тимченко провел реструктуризацию своего бизнеса.
На какое-то время фондов с названием Volga Resources стало не один, а целых три: к первому фонду Volga Resources добавились Volga Resources I и Volga Resources Investments (VRI). Согласно отчетности этих компаний, акционер, то есть Тимченко, принял решение разделить активы: «Новатэк» остался в Volga Resources, остальные активы — перешли к VRI. Чистые активы VRI на конец 2011 года оценивались в $251 млн.

А зачем понадобилась Volga Resources I? Это техническая компания, которая использовалась для реструктуризации Volga Resources. Во-первых, в ходе нескольких сделок капитал фонда был сокращен с 1,6 млн акций (стоимостью $3,9 млрд) до 200 акций (номинальной стоимостью $200 тысяч), а активы (инвестиции в «Новатэк») теперь обеспечены облигациями, которые выпустил фонд (на момент слияния — 3,9 млрд штук номиналом в $1 каждая). Во-вторых, фонд вновь поменял форму с SICAV-SIF S.A. на S.A. (акционерное общество), а, следовательно, акции Volga Resources при желании можноразместить на бирже.
Основным держателем выпущенных фондом облигаций является Тимченко. Кроме того, согласно отчетности, небольшой пакет принадлежит компании Volga 2010 (до слияния она владела 65 млн привилегированных акций Volga Resources начальной стоимостью $65 млн). Единственный акционер Volga 2010 — Ural Invest, в прошлом инвестиционный консультант фонда Volga Resources, а теперь управляющая компания Тимченко. В интервью Forbes бизнесмен сообщил, что Ural Invest ранее принадлежала не ему, но теперь это будет собственность его семьи.
Сколько Тимченко зарабатывает на фонде, если не считать роста стоимости активов? В 2010 году Volga Resources выплатил дивидендов на сумму около 60 тысяч евро. Но уже в августе 2011 года держатели облигаций фонда, то есть Тимченко и Ural Invest, получили $450 млн, а в феврале 2012 года еще $84 млн (тогда же Volga Resources выкупил облигации на $55 млн).  
Как работает Gunvor. Компанию зачастую называют швейцарским трейдером, но это не совсем верно. Головная компания холдинга — Gunvor Group Limited — зарегистрирована Кипре с января 2011 года (до этого она называлась Clearwater Advisors Corporation, а местом прописки были Британские Виргинские острова). По 44% акций Gunvor Group принадлежат Тимченко и его партнеру Торбьорну Торнквисту, остальные акции зарезервированы под опционный план для менеджмента.
Хотя Gunvor начала покупать промышленные активы (нефтеперерабатывающие заводы, угольные месторождения) основным бизнесом для нее по-прежнему остается трейдинг. У группы четыре трейдинговых офиса: Женева (Швейцария), Сингапур, Дубай (ОАЭ) и Нассау (Багамские острова). Два последних открыты в 2011 году, поэтому операции де-факто проходят через женевский и сингапурский офисы, которые структурированы в форме дочерних компаний: Gunvor SA (до 1 июля 2011 года торговля нефтью, нефтепродуктами и углем осуществлялась через голландскую компанию Gunvor International) и Gunvor Singapore Pte.
В 2010 году выручка Gunvor International составила $59 млрд, а Gunvor Singapore — $12,7 млрд, что сопоставимо с объявленным оборотом группы — $69 млрд (небольшое расхождение связано с внутригрупповыми операциями). Чистая прибыль за тот же период по трейдинговым офисам равнялась $68 млн и $23 млн соответственно, что означает рентабельность в несколько десятых процентов. В 2011 году выручка сингапурской компании выросла до $20,9 млрд, а чистая прибыль до $63 млн (Gunvor International отчетность не раскрывала). Согласно данным Gunvor Group, ее общая выручка составила $87 млрд, а чистая прибыль — около $300 млн. Для сравнения у швейцарской компании Glencore выручка от торговли нефтью и углем составила $115 млрд, операционная прибыль — $700 млн.
И без того небольшая прибыль трейдинговых офисов Gunvor могла быть еще меньше, если бы не налоговые соглашения. Gunvor Singapore является участником местной программы Global Trader Programme и вместо 17%-го налога на прибыль платит по льготной ставке в 5% по операциям с LNG и 10% по другим commodities. В январе 2012 года компания и сингапурское правительство продлили соглашение еще на 5 лет со льготной ставкой в 5%. К примеру, в 2011 году Gunvor Singapore сэкономила на налогах около $5 млн.
Часть своей прибыли трейдерские офисы направляют на дивиденды: Gunvor International за период 2009-2011 годов заплатила $365 млн, Gunvor Singapore была не столь щедра — $21 млн. Достались ли эти деньги Тимченко? Формально эти дивиденды получает кипрская Gunvor Group, а сам Тимченко в интервью Forbes говорит: «Мы [c Торнквистом] очень мало берем из компании дивидендов, потому что все реинвестируем. Создаем все новые и новые офисы по миру, покупаем активы».
Благотворительность. У семьи Тимченко три благотворительных фонда. Фонд «Ключ» создан для поддержки семей, берущих на воспитание детей из детских домов (расходы в 2011 году — около 100 млн рублей). «Ладога» — помощь пожилым людям и культурные проекты (более 70 млн рублей).
Фонд «Нева» зарегистрирован в Швейцарии, реализует проекты в области культуры, спорта и медицины (один из последних проектов — выступление фольклорного ансамбля «Березка» в Женеве). Финансовых отчетов о его деятельности на сайте не опубликовано. По словам представителя Тимченко, общий объем средств, направленных на благотворительную деятельность бизнесменом в 2010– 2012 годах составил почти 1,5 млрд рублей.
Спорт. Тимченко в интервью Forbes рассказывал, что пару раз прокатившись с Торбьорном Торнквистом на лодке, заинтересовался яхтенным спортом. Бизнесмен является владельцем парусной команды Katusha, выступающей в первенстве RC44 Championship Tour (в 2011 году команда заняла 6-е из 15 мест). В числе собственников других команд его партнер Торнквист, владелец anywayanyday.com Кирилл Подольский и член Совета Федерации Валентин Завадников.
В апреле 2011 года Владимир Путин впервые публично встал на коньки и принял участие в тренировке юных хоккеистов. Совпало это или нет, но уже в мае 2011 год Тимченко избрали президентом и председателем совета директоро петербургского хоккейного клуба СКА. Еще через год миллиардер стал председателем совета директоров Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). 
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/177979-kak-ustroen-biznes-milliardera-timchenko

Комментариев нет:

Отправить комментарий