воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Беззубцев-Кондаков: С днем рождения, Империя!



О символических, загадочных и роковых датах в истории России сказано и написано много. Гораздо реже мы задумываемся о том, какой смысл обретает та или иная историческая дата в контексте наших сегодняшних надежд и забот. Почему одни даты предаются забвению, а другие неожиданно становятся памятными? Почему спустя годы или даже столетия мы вдруг "открываем" историческую дату, которая становится для нас путеводным маяком по дороге в будущее?
Сегодня у нас есть повод порассуждать об этом накануне предстоящих "ноябрьских праздников". Само выражение "ноябрьские праздники" - понятие столь же привычное, сколько и незнакомое. Парадокс его состоит в том, что разные люди вкладывают в него порой прямо противоположный смысл. Если для одних наших соотечественников это - годовщина Октябрьской революции, то другие россияне скажут о новом государственном празднике - Дне народного единства. А для православных верующих 4 ноября - это день Казанской иконы Божией матери.
Столь привычный для советских людей праздник 7 ноября был Днем Великой Октябрьской социалистической революции. В новой России этот праздник уже не мог иметь официального статуса, но и полностью отказаться от него власть не решилась, боясь спровоцировать социальную напряженность. Во времена Бориса Ельцина был найден шаткий компромисс - праздник не упразднили, а переименовали. Он стал именоваться Днем согласия и примирения. Идеологией праздника стала мысль о том, что разделение на "красных" и "белых" ушло в прошлое и россияне примирились со своей историей - такой, какая она была. Однако реальность России девяностых годов была весьма далека от такой идиллической картины, поэтому даже само название праздника "День согласия и примирения" звучало неправдоподобно. Праздник оказался мертворожденным.
Понимая, что проблема "7 ноября" остается нерешенной, российская власть предприняла очередную попытку "ребрендинга" ноябрьских праздников. В 2005 году устанавливается новый государственный праздник - День народного единства, отмечаемый 4 декабря - в годовщину одного из важных событий времен Смуты: 4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского штурмом взяло Китай-город. При всей важности этого события, нужно признать, что освобождение Москвы от польских интервентов растянулось на несколько месяцев, поэтому считать 4 ноября днем изгнания оккупантов нет оснований...
Праздник существует уже семь лет, но за это время он не стал не только близким, но и понятным для большинства россиян. У россиян возникло ощущение, что власть пытается навязать новый праздник. При этом она даже не считает нужным внятно объяснить, почему именно эта достаточно условная историческая дата названа символом национального единения. Неужели для национального единения обязательно должен возникнуть образ врага, в данном случае - польских интервентов?.. Если празднование годовщины Октябрьской революции эксплуатирует образ "внутреннего врага", то годовщина изгнания польских интервентов использует образ врага внешнего. Поэтому, как ни странно, два этих праздника имеют общую природу - не объединять, а разделять; не примирять, а насаждать агрессию и неприятие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно день 4 ноября облюбовали организаторы "Русского марша" - шествий националистических организаций, разжигающих ненависть среди россиян.
Многие сегодня по-прежнему уверены, что новый "красный день" в ноябрьском календаре - это очередная попытка отказаться от празднования годовщины Октябрьской революции. Понятно, что традиция отмечать революционные праздники неприемлема для современной России в силу того, что эти праздники полностью "приватизированы" теми или иными политическими партиями, а значит "по определению" не могут являться общенародными.
На идее отрицания чего-либо невозможно построить новую праздничную традицию.
Есть ли выход из этого идеологического тупика?
Прежде всего, на наш взгляд, необходимо отказаться от практики установления праздника "сверху", то есть - от его искусственного выращивания "в пробирке", подобно гомункулу. Нужно внимательнее присмотреться к давно сложившимся и новым традициям.
Например, в 2012 году уже второй раз будет отмечаться праздник, не имеющий пока официального статуса, но уже обративший на себя внимание общественности. 2 ноября 1721 года после победоносного завершения продолжительной Северной войны царь Петр по предложению Сената принял титул Императора Всероссийского и Отца Отечества. Тогда Россия официально стала империей.
Таким образом, 2 ноября - дата, с которой начинается отсчет имперского периода в истории нашей страны. Дата с исторической точки зрения совершенно бесспорная. И в 2011 году с инициативой празднования Международного Дня рождения Российской империи выступил создатель социальной сети "Русфан" продюсер Олег Меджитов. Международный день рождения Российской империи - это праздник с понятной и четкой идеологией. Сегодня перед Россией вновь остро стоит задача "собирания земель", защиты своих стратегических интересов в "дальнем" и "ближнем" зарубежье, поддержки наших соотечественников за границей.
Несмотря на геополитическую катастрофу девяностых годов, Россия и сегодня остается государством имперского типа - то есть многонациональной и многоконфессиональной державой, которая играет одну из определяющих ролей на Евразийском пространстве. Имперская миссия России - не в военной мощи, не в навязывании своей воли другим государствам, а в готовности объединять страны и народы, укреплять мир и безопасность.
Сегодня глобальный диалог цивилизаций возможен только в России, где представлены все мировые религии. Президент России Владимир Путин подчеркивает: "Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, "всемирной отзывчивостью", по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар... Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет "нацменов", а принцип распознания "свой-чужой" определяется общей культурой и общими ценностями". Эту проверенную веками русской истории концепцию интеграции Владимир Путин реализует на практике. Именно он стал инициатором Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана, при его поддержке развивается Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества. Объединительный вектор, обозначенный Петром Великим в его государственном имперском проекте, продолжает работать и сегодня.
Для того, чтобы праздник по-настоящему прижился, он должен объединять людей независимо от их социального положения, возраста, политических или религиозных взглядов. Международный день рождения Российской империи - праздник принципиально непартийный и наднациональный, его задача - сплочение миллионов наших соотечественников на основе единого "культурного кода" разных народов, объединенных исторической миссией Российского государства. "Выше этой мысли - обняться - ничего нет", - заметил Достоевский. Имперский проект дает возможность "обняться" миллионам людей.
Праздники - это такие же символы государства, как флаг, герб и гимн. Патриотизм невозможен без уважения к этим символам, которые подчеркивают единство россиян.
Александр Беззубцев-Кондаков, секретарь правления Союза Писателей России

Комментариев нет:

Отправить комментарий